Ирина Никитушкина
Программа по краеведению для обучающихся 5–8 классов «Город на 150-й версте… Похвистнево»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по краеведению «Город на 150-й версте…»
Программа по краеведению «Город на 150-й версте…» рассчитана на 4 года обучения (5- 8 классы). В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала. Изучение истории Самарского края – это изучение природы, истории, культуры, жизни знаменитых жителей города Похвистнево и Похвистневского района.
Публикация «Программа по краеведению для обучающихся 5–8 классов „Город на 150-й версте… Похвистнево“» размещена в разделах
- Краеведение в школе
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний по истории и культуре родного края из разных источников информации, проведение самостоятельных исследований, проектов.
Данная программа может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы, учителями основной школы, педагогами дополнительного образования. Программа была апробирована на базе школы № 1, имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения программой.
Цели:
• пробудить интерес к историческим и культурным ценностям Самарского края, учит бережно к ним относиться;
• способствовать формированию патриотического сознания учащихся;
• формировать чувство гордости за достижения своих земляков;
• воспитывать стремление к творческой деятельности по изучению родного края.
Задачи программы :
• совершенствование организации воспитательной работы, используя современные педагогические технологии;
• развитие творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей;
• включение семьи в единое воспитательное пространство школы, создав творческий союз семьи и школы;
• установление тесных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.
Принципы, лежащие в основе программы :
• принцип личностно ориентированного подхода;
• принцип гуманизма;
• принцип креативности;
• принцип практической направленности.
Образовательные результаты программы :
• интерес к истории Самарского края;
• знания по истории и культуре Самарского края;
• умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
• способность творчески мыслить и рассуждать;
• способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в группах.
Формы работы:
• коллективно-творческие дела, праздники, фестивали;
• устные журналы, беседы;
• уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн;
• сбор и оформление материалов для школьного музея;
• проектная и исследовательская деятельность;
• участие в научно-практических конференциях, краеведческих фестивалях.
Мониторинг уровня овладения программой :
• диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;
• участие в краеведческих играх, веб-квестах города, Похвистневского района;
• презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью.
Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса.
Организация исследовательской деятельности учащихся
Тема внеурочной деятельности Примерная тематика исследований
1. Твои родные в потоке
времени 1. Моя родословная.
2. Судьба моей семьи в истории города Похвистнево.
2. Древняя Русь – страна
городов 1. «Город Ветра» (история возникновения города
Похвистнево).
2. О чём рассказал герб города.
3. Значение тарханной грамоты в истории поселения
Старопохвистнево.
3. Начало всех начал 1. Археология города Похвистнево и
Похвистневского района
4. «Вставай, страна
огромная…» 1. «Навечно ушёл в небо…» (А. А. Бурденюк,
штурман экипажа Николая Гастелло, наш земляк».
2. «Забытый памятник незабытой войны» (история
эвакогоспиталя № 2799).
3. Школа и война.
4. «Война в судьбе семьи Панюшевых» (история
подвига бывшего директора школы № 1
Е. И. Панюшева).
5. «Мы не можем остановить время, но мы можем
сохранить память» (создание в рекреации истории
школы № 1 Зала Боевой Славы).
6. «Имена на Аллее Славы».
7. «Спасибо деду за Победу!»
5. Сокровища российской
культуры 1. Архитектурные памятники города Похвистнево.
2. Дом-музей Артура Моро в селе Красные Ключи.
3. Храм Иконы Табынской Божьей Матери
Учебно-тематический план
Содержание программы
1-й год обучения.
«Основы знаний об истории и традициях города» (24 часа)
Тема: «Город, в котором мы живём»(8 часов)
Ознакомить учащихся с происхождением названия города Похвистнево. Объяснить территориальное деление Похвистнева, ознакомить с картой Похвистневского района.
Тема: «Рождение города» (4 часа)
Ознакомить учащихся с Краеведческим музеем города. Дать представление о версиях рождения города, о гербе города, гимне города.
Тема: «Люди города» (6 часов)
Познакомить со знаменитыми земляками, с именем которых связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.
Тема: «Традиции Похвистнева» (6 часов)
Начать знакомство с культурно-бытовыми традициями похвистневцев, праздниками и обычаями.
2-й год обучения
«Историко-географическое изучение Похвистнева
и Похвистневского района» (27 часов)
Тема: «Природа Похвистневского края» (8 часов)
Ознакомить учащихся с географическим положением Похвистнево и района. Расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края. Видеть красоту родного края и стремиться к сохранению природных богатств.
Тема: «Традиционные ремёсла нашего края» (6 часов)
Продолжить знакомство с жизнью и бытом похвистневцев. Начать знакомство с традиционными ремёслами родного края в Краеведческом музее города. Побывать на экскурсии в Доме ремёсел.
Тема: «Улицы Похвистнево» (7 часов)
Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию. Установить связь с названием улицы.
Тема: «Достопримечательности сёл Похвистневского района» (6 часов)
Ознакомить с картой Похвистневского района. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях Похвистневского района.
3-й год обучения
«Страницы истории города» (30 часов)
Тема: «Родословие» (4 часа)
Родословная человека, поколения предков, родословное древо. Связь поколений и времён в истории родного города.
Тема: «Летопись города 1888 – 1929 годов» (6 часов)
Знакомство с документальными материалами по истории города данного периода. История появления железнодорожной станции Похвистнево. События революции 1917 года, Гражданской войны. События 1920-х годов, происходившие в уезде через партийные документы Бугурусланского комитета РКП (б).
Тема: «Летопись города 1930 – 1940-х годов» (6 часов)
Показать неразрывную связь истории родного города с историей страны. Знакомить учащихся с важными документами, на основании которых писалась история города и района. Расширять знания учащихся о достопримечательностях города, связанных с этим периодом истории страны.
Тема: «Похвистнево в годы Великой Отечественной войны» (8 часов)
Познакомить учащихся с Книгой Памяти Самарской области. Представить материалы, рассказывающие о формировании воинских соединений, работе местных эвакуированных предприятий в годы Великой Отечественной войны, о работе эвакогоспиталя № 2977, который расположился в здании бывшей районной школы № 1.
Рассказать о том, что вблизи посёлка Похвистнево в годы войны были построены два запасных аэродрома, а на полях сражений воевал танк под названием «Похвистневский осоавиахимовец».
Познакомить учащихся с воспоминаниями старожилов Н. Д. Ивановой, Г. Е. Панюшева, Р. Г. Покщаева.
Тема: «Город, который люблю» (4 часа)
Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордости за своих земляков.
Ознакомить с произведениями искусства о Похвистнево. Попробовать создать свои рисунки, стихи, рассказы, оформить фотоальбомы и рукописные книги о родном городе.
4-й год обучения
«Жизнь знаменитых земляков» (28 часов)
Тема: «Летописцы родного края» (4 часа)
Познакомить с историей жизни первого краеведа Похвистневского района В. А. Ендураева и его рукописной книгой.
Познакомить с людьми, занимающимися краеведческими исследованиями Похвистнево и Похвистневского района (Т. П. Потапова, И. С. Шахова, Г. Е. Панюшев).
Тема: «Похвистневцы в искусстве» (6 часов)
Ознакомить с именами жителей Похвистнево – деятелей культуры, исследовать их жизнь, творческий вклад в историю и культуру города и района.
Тема: «Похвистневцы – участники и герои Великой Отечественной
войны 1941 – 1945 гг.» (10 часов)
Рассказать о кладе наших земляков в победу над фашисткой Германией. Провести исследовательскую работу по темам: «Школа и война», «Забытый памятник незабытой войны – история эвакогоспиталя № 2977», «Спасибо деду за Победу».
Тема: «Похвистневцы – Почётные граждане города и района» (8 часов)
Продолжить знакомство с выдающимися земляками, которые имеют звание «Почётный гражданин города» и «Почётный гражданин Похвистневского района». Изучить их вклад в развитие города и района.
Тематика классных часов
1-й год обучения :
1. Город, в котором мы живём.
2. Наша школа.
3. Наш Похвистневский район.
4. Предприятия, на которых работают наши родители.
5. Как рождался Похвистнево.
6. Похвистневцы – герои Великой Отечественной войны.
7. Знаменитые земляки.
8. Город Ветра – традиция празднования Дня Города.
2-й год обучения :
1. Природа Похвистневского края.
2. Памятники природы.
3. Парки нашего города.
4. Реки и водоёмы Похвистнево и района.
5. Старые названия улиц нашего города.
6. Нашему городу – 125 лет.
3-й год обучения :
1. История моей семьи в истории Похвистнево.
2. Мифы и легенды о Похвистнево.
3. Песни и стихи, прославляющие Похвистнево.
4. История гимна города Похвистнево.
5. Похвистнево в произведениях художников.
4-й год обучения :
1. Похвистнево и похвистневцы.
2. Летописцы родного края.
3. Похвистневцы – герои Великой Отечественной войны и наша школа.
4. Летопись нашего города.
Библиография:
1. Потапова Т. П. «Самарские губернские ведомости – 150» № 2 декабрь. 1998.
2. Город на 150-й версте. Страницы истории города Похвистнево 1888-1947
гг. Изд. 2-е, испр. и доп. Составитель Т. П. Потапова. Под ред. В. В.
Ерофеева. Похвистнево, 2014 г.
3. 150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник.
Под ред. Г. И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати, 2000.
4. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945
гг.). Документы и материалы. Самара. Издательство «Самарский дом
печати», 1995 .