Татьяна Татарина
Программа по изодеятельности «Азбука мастерства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №20 муниципального образования Крыловский район
Программа
дополнительного образования
по изобразительной деятельности
«Азбука мастерства»
Автор-составитель: Татарина Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
МАДОУ№20 ст. Крыловской Краснодарский край
Пояснительная записка
Публикация «Программа по изодеятельности „Азбука мастерства“» размещена в разделах
Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики
Рисование – одно из любимейших занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Оно приобщает к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Ребенку прививается эстетическое восприятие, художественный вкус, а также у него развиваются творческие способности. Необходимо отметить, что все дети рисуют, но впоследствии рисованием занимаются немногие. Это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не целью, а средством познания мира. Поэтому стоит обучать детей рисованию. Душа ребенка открыта для восприятия чуда, и мы, взрослые, должны наиболее эффективно строить образовательную и воспитательную работу, чтобы раскрыть и развить открывающую мир личность, помочь ему развить умение видеть и творить прекрасное. Рисование даёт возможность маленькому человеку свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, дошкольник получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни. А радостный и удовлетворенный ребенок растет счастливым и уравновешенным человеком.
Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном мире.
Данная программа направлена на развитие художественного творчества и учитывает возможности и особенности каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу. Программа помогает добиться высоких результатов в комплексном решении задач эстетического воспитания. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребёнка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Данная программа позволяет развивать :
Способность рисовать по замыслу; умение подчинить изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче (выбор изобразительного материала; использование линий, фигур, пятен и т. п. ; умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков); уровень воображения, фантазии.
Главное для меня, как для автора программы - разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызвала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Учебный материал рассчитан на 1 год обучения для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп (4 – 7 лет). Частота занятий – 2 раз в неделю.
Направленность программы «Азбука мастерства» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков,
по функциональному предназначению — учебно-познавательная
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
Цель программы : формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
-учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать изобразительные средства искусства;
-подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;
-формировать умение оценивать созданные изображения;
-развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
-развивать творческие способности ;
-воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности;
-воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы построения программы :
-системность занятий;
-доступность материала;
-от простого к сложному;
-повторность материала;
-разнообразие тематики и изобразительных техник.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети должны знать:
-основные и дополнительные цвета;
-цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
-понятие симметрии;
-контрасты форм;
-свойства красок и графических материалов;
-азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
-основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги).
-умение работать с глиной
К концу первого года обучения дети должны уметь:
-смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
-правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
-грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
-работать самостоятельно и в коллективе;
-использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
-выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
Формы работы с детьми:
Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций.
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – Изостудии детского сада. Для успешной реализации программы необходимы материальная база, изобразительные материалы.
групповые занятия
возраст
Количество детей в группе
Время занятий
4-5 лет
12
15 -20 минут
5-6 лет
13
20-25мин
6-7 лет
16
25-30мин
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Принципы проведения занятий:
-системность подачи материала- взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятийи на пртяжении всего периода обучения по данной программе;
-наглядность в обучении-осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
-цикличность построения занятия;
-доступность -комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого к сложному);
-проблемность-активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
-развивающий и воспитывающий характер обучения-направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Наглядный материал
ватман,
альбомный лист А-4,
фломастеры,
клей,
акварель,
гуашь,
кисточки,
трафареты,
«инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования:
бусинки, пуговицы, соломинки для коктейля., цветная бумага, нитки, вата, лоскутки ткани;
репродукции картин;
глина;
солёное тесто;
гофрированная бумага;
картон.
Форма подведения итогов реализации программы – еженедельные выставки после каждого занятия, персональные выставки детских работ.
Перспективный план работы кружка дополнительного образования по изодеятельности «Азбука мастерства»
Перспективный план
работы кружка «Азбука мастерства» (изодеятельность)
средняя группа, октябрь
№
Тема
Цель
Технология обеспечения
1
«Радужная рыбка»
Знакомство с палитрой красок (тёплые и холодные цвета, радуга цветов)
Е. А. Румянцева. «Необычное рисование
2
«Сказочный лес»
Учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков
Н. С. Васина. «Бумажная симфония». Москва. Айрис-Пресс, 2009 год.
3
«Гусеница»
Учить конструировать из бумаги с элементами аппликации.
Н. С. Васина. «Бумажная симфония». Москва. Айрис-Пресс, 2009 год.
4
«Осенние листочки»
Учить детей создавать сюжетные композиции при помощи красок и природного материала (засушенных листьев). Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить её красоту в аранжировках.
Е. А. Румянцева. Необычное рисование» Дрофа. Москва. 2008 год
5
Созрели овощи на грядках (лепка из глины)
Учить детей передавать основную форму овощей, характерные отличия, развивать мелкую моторику рук, прививать любовь к народным промыслам.
Наглядное пособие «Овощи»(свёкла, морковь, огурец)
6
Роспись овощей
Учить передавать цвет овощей, развивать мелкую моторику рук, прививать любовь к народным промыслам.
Наглядное пособие «Овощи»(свёкла, морковь, огурец)
7
Пейзаж «Осенние Зарисовки»
Познакомить детей с пейзажем, с приё мами передачи сюжета: выделять главное, изображать крупно на переднем плане, передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения.
Наглядное пособие «Деревья осенью»
8
«В саду созрели яблоки»
Учить детей передавать основную форму фруктов, характерные отличия на бумаге с помощью красок гуашь.
Наглядное пособие «Яблоко»
Перспективный план
работы кружка «Азбука мастерства» (изодеятельность)
старше-подготовительная группа, октябрь
№
Тема
Цель
Технология обеспечения
1
«Радужная рыбка»
Знакомство с палитрой красок (тёплые и холодные цвета, радуга цветов)
Е. А. Румянцева. «Необычное рисование» Дрофа. Москва. 2008 год
2
«Земной шар- детям (коллективная работа)
Учить рисовать портрет, своё изображение, соблюдая пропорции, выделяя индивидуальные черты лица. Использовать различные оттенки цвета.
Наглядное пособие «Портрет человека»
3
«Гусеница»
Учить конструировать из бумаги с элементами аппликации.
Н. С. Васина. «Бумажная симфония». Москва. Айрис-Пресс, 2009 год.
4
«Осенние листочки»
Учить детей создавать сюжетные композиции при помощи красок и природного материала (засушенных листьев). Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить её красоту в аранжировках.
Е. А. Румянцева. Необычное рисование» Дрофа. Москва. 2008 год
5
«Собираем грибочки в лесу»
Научить детей рисовать грибы разной формы. Учить детей передавать основную форму объекта.
Наглядное пособие «Грибы»(муляжи)
6
«Собираем грибочки в лесу»(лепка из глины)
Научить детей лепить из глины грибы разной формы. Учить передавать основную форму объекта, развивать мелкую моторику рук.
Наглядное пособие «Грибы»(муляжи)
7
Витраж «Кот в окне»
Учить детей создавать композиции при помощи аппликации и природного материала (засушенных листьев)
Н. В. Дубровская «Витражи из цветной бумаги» Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2009год (наглядно-методическое пособие).
8
Осенний пейзаж»Золотая осень»
Учить использовать в пейзаже сюжет, выделять главное и изображать его крупно, на переднем плане, передавать как смысловое, так и пропорциональное отношение между объектами. Развивать композиционные умения.
Картины природы, презентация «Золотая осень», репродукции известных художников.
Перспективный план
работы кружка «Азбука мастерства» (изодеятельность)
средняя группа, ноябрь
№
Тема
Цель
Технология обеспечения
1
«Моя мама лучше всех»
Научить изображению портрета человека, соблюдая пропорции, выделяя индивидуальные черты лица, использовать различные оттенки красок.
Наглядное пособие:
портрет
2
«Лесная полянка»
коллективная работа
(лепка из глины)
Научить работать с трафаретом и глиной
Трафареты:
бабочка, цветок
3
«Лесная полянка»
коллективная работа
(рисование)
Роспись фигурок красками (гуашь).
Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.
Готовые глиняные изделия
4
5
«Угостим Федору чаем»
аппликация
«Паучок»
Познакомить детей с выполнением аппликации способом обрыва бумаги. Упражнять в работе с трафаретами; развивать мелкую моторику рук.
Учить конструированию из бумаги с элементами аппликации.
А. Н. Малышева, Э. М. Поварченкова
«Занятия в детском саду»
Н. С. Васина
«Бумажная симфония»
Москва, Айрис-Пресс, 2009г.
6
Рисование с натуры
«Что-то рядом с нами растет»
(коллективная работа)
Вызвать интерес к рисованию комнатных растений с натуры. Инициировать поиск изобразительных средств для передачи характерных признаков. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности.
И. А. Лыкова
«Изобразительная деятельность в детском саду»;
«Занятия в ИЗОстудии»
творческий центр СФЕРА
Москва,2008г.
7
Рисование по замыслу
«Фантастические цветы»
Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции. Побудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими.
И. А. Лыкова
«Изобразительная деятельность в детском саду»;
«Занятия в ИЗОстудии»
творческий центр СФЕРА
Москва,2008г.
Стр. 156-157
8
«В зеленой траве»
(коллективная работа)
Знакомство с гофрированной бумагой. Учить детей конструировать из бумаги с элементами аппликации. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.
Н. В. Дубровская
«Аппликация из гофрированной бумаги»
С-П., Детство-Пресс, 2009г. стр., 36-37
Перспективный план
работы кружка «Азбука мастерства» (изодеятельность)
старше-подготовительная группа, ноябрь.
№
Тема
Цель
Технология обеспечения
1
«Моя мама лучше всех»
Научить изображению портрета человека, соблюдая пропорции, выделяя индивидуальные черты лица, использовать различные оттенки красок.
Наглядное пособие:
портрет
2
Рисование с натуры
«Что-то рядом с нами растет»
Вызвать интерес к рисованию комнатных растений с натуры. Инициировать поиск изобразительных средств для передачи характерных признаков. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности
И. А. Лыкова
«Изобразительная деятельность в детском саду»;
«Занятия в ИЗОстудии»
творческий центр СФЕРА
Москва,2008г.
3
«Рябинка»
(коллективная работа)
Знакомство с гофрированной бумагой. Учить детей конструировать из бумаги с элементами аппликации. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.
Н. В. Дубровская
«Аппликация из гофрированной бумаги»
С-П., Детство-Пресс, 2009г. Стр. 20, 48-49
4
Маски с узорами
(занятие №1)
Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста. Показать разные приемы оформления лепных фигурок. Развивать чувство формы, пропорций, воспитывать аккуратность.
«Художественный труд в детском саду. Экопластика»
творческий центр СФЕРА, Москва, 2009г. стр. 155-156
5
Маски с узорами
(занятие №2)
Совершенствовать изобразительную деятельность. Рисование масок по замыслу. Развивать творческое воображение, поощрять инициативу в придумывании своих узоров на масках.
«Художественный труд в детском саду. Экопластика»
творческий центр СФЕРА, Москва, 2009г. стр. 155-156
6
«Ветка вишни»
Объемные композиции
Учить детей объемной аппликации с элементом композиции. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
Н. С. Васина
«Бумажная симфония»
Москва, Айрис-Пресс, 2009г
7
Объемные композиции
«Ежик в лесу»
(коллективная работа)
(занятие №1)
Учить детей созданию композиции при помощи объемной аппликации и конструирования. Развивать творческое воображение, учить замечать красоту окружающего мира.
Н. С. Васина
«Бумажная симфония»
Москва, Айрис-Пресс, 2009г
8
Объемные композиции
«Ежик в лесу»
(коллективная работа)
(занятие №2)
Продолжить работу по объемной композиции.
Н. С. Васина
«Бумажная симфония»
Москва, Айрис-Пресс, 2009г