Парфенова Наталья Михайловна
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по направлению познавательно – речевого развития детей № 15 «Радость»
Принята Утверждена:
на педагогическом совете приказом заведующего
Протокол № ___от ___ МБДОУ «Детский сад №15»
Стаканова Г. Н___
Программа дополнительного образования
«Волшебный мир оригами»
( Возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)
Автор: воспитатель
Парфенова
Наталья Михайловна
Публикация «Программа дополнительного образования „Волшебный мир оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Саров 2015г.
Пояснительная записка.
Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.
Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные кошельки, с мальчиками самолёты. Учитывая интерес детей к поделкам из бумаги появилась идея, организовать занятия с детьми оригами.
Изучив литературу, убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.
Любая продуктивная деятельность положительно воспринимается и родителями. Для поднятия интереса детей к занятию оригами и созданию положительной эмоциональной атмосферы общения между родителями, детьми и педагогами запланировано несколько совместных занятий. Занятия совместной деятельностью способствуют развитию творческие способностей не только детей, но и родителей.
Программа занятий по дополнительному образованию детей 5-6 лет составлена на основе программы : Афонькина Е. Ю. «Все об оригами»
Цель: развитие творческих и конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.
Задачи первого года обучения (5-6 лет) :
• Познакомить детей с базовыми формами: книжка, треугольник, дверь, блин, воздушный змей.
• Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.
• Закреплять умение делать надрезы в определённом месте, добиваться конечного результата, украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
• Развивать детскую фантазию и воображение во время работы с различными видами бумаги.
• Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.
• Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
К концу первого года обучения дети 5-6 лет должны знать и уметь:
Знать и называть геометрические фигуры.
Ориентируется на листе бумаги.
Складывать лист бумаги пополам.
Складывать квадратный лист бумаги по диагонали, соединяя два противоположных угла.
Загибать края бумаги, совместив их с центральной складкой (Б. /ф. «воздушный змей»).
Уметь намечать линии.
Тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба.
Самостоятельно выполнять надрезы в определенном месте.
Уметь украшать свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, уши и т. д.)
Работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию.
Добиваться конечного результата.
Самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы.
Задачи второго года обучения (6-7 лет) :
• Познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба, катамаран.
• Побуждать детей работать по схемам.
• Побуждать пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами : «долинная» складка, «горная» складка, «карманная» складка, складка «зигзаг».
• Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги.
• Развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству – оригами.
К концу второго года обучения дети 6-7 лет должны знать и уметь:
Ориентироваться на листе бумаги.
Складывать лист бумаги (квадратной и прямоугольной формы) пополам.
Складывать квадратный лист бумаги по диагонали, соединяя углы.
Загибать края бумаги, совместив их с центральной складкой.
Уметь намечать линии.
Тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба.
Знать и называть три правила складывания бумаги при выполнении оригами.
Знать, называть, выполнять складки: «долина», «гора», «карман», «зигзаг»
Выполнять базовые формы: «книжка», «треугольник», «дверь», «блин», «воздушный змей», «дом», «двойной квадрат», «двойной треугольник», «водяная бомба», «катамаран».
Работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию, добивается конечного результата.
Самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы товарищей.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Особенности организации
Темы подобраны по лексической теме недели в соответствии с моделью образовательной деятельности ДОУ на учебный год.
Совместная деятельность взрослого и ребенка проходит в форме художественной мастерской во второй половине дня один раз в неделю. Продолжительностью:
с детьми от 5 до 6 лет – продолжительность не более 25 минут;
с детьми от 6 до 7 лет – продолжительность не более 30 минут.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- словесный метод (беседа, рассказ, сказка);
- наглядный метод (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
-практический метод (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
- совместная с родителями деятельность
- интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями (конструирование, коммуникация, социализация)
Форма занятий – тематическая совместная деятельность
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
- Составление альбома тематических работ
- Проведение выставок детских работ
- Презентация работы кружка родителям и коллегам
Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Кружок «Волшебный мир оригами» посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Год
обучения Количество занятий Кол-во
детей
в группе
В месяц
в год
1 4 30 10
2 4 30 10
Учебно-тематический план (первый год обучения.)
№
п/п Наименование тем Количество часов
Теория (мин) Практика (мин) всего
1. Знакомство с оригами 15 10 25
2. Знакомство с условными знаками и приёмами оригами 10 10 20
3. Бумага. Учимся складывать и резать. 10 10 20
4. Базовая форма «Книжечка» 2 занятия 10 50 60
5. Базовая форма «Треугольник» 3 занятия 15 60 75
6. Базовая форма «Воздушный змей» 4 занятия 20 80 1час 40м.
7. Базовая форма «Конфетка» 2 занятия 10 50 60
8 Базовая форма «Дверь» 3 занятия 15 90 1 час 45м.
9 Базовая форма «Блинчик» 3 занятия 10 60 1 час 10 м.
10. Ёлка. Царевна- ёлочка. (композиция) 3 занятия 15 60 1час 15 м.
11. Колоски. 4 занятия 15 90 1час 45 м.
12. Цветик – семицветик. 10 60 1час 10 м.
13. Итоговое занятие. 15 20 35
14. Оформление выставки. 5 30 35
Итого 14 часов 25 мин.
Учебно-тематический план (второй год обучения.)
№
п/п Наименование тем Количество часов
Теория (мин) Практика (мин) всего
1. История о капитане и его тельняшке. 10 20 30
2. Базовая форма «воздушный змей» 3 занятия 15 75 1час 30 мин.
3. Базовая форма «Двойной треугольник» 3 занятия 15 75 1 час 30 мин.
4. Составление цветочной композиции. 2 занятия 10 50 60
5. Рождественский чулок. 10 20 30
6. Базовая форма «Двойной квадрат» 4 занятия 20 1час 40 мин. 2 часа
7. Праздничные салфетки. 2 занятия. 10 50 1 час
8 Базовая форма «Рыбы «4 занятия 20 1 час 40 мин. 2 часа
9 Композиция «На дне морском» 2 занятия 10 50 1 час
10. Базовая форма «Конверт» 3 занятия 15 1 час 15 мин. 1час 30 м.
11. Базовая форма «Дверь» 3 занятия 30 1 час 1час 30 м.
12. Подарки малышам. 5 25 30
13. Весенняя композиция. 5 25 30
14. Оформление выставки.
Итого 15 час 06мин.
Перспективный план (Первый год обучения).
Месяц Тема Содержание
Сентябрь Знакомство с оригами.
Дом. Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Побуждать детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.
Октябрь Базовая форма «треугольник». Петушок. Щенок. Котёнок. Побуждать складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.
Ноябрь Базовая форма «воздушный змей». Композиция «Два весёлых гуся». Используя новую базовую форму, побуждать детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.
Декабрь Базовая форма «конфетка». Новогодняя открытка. Снеговик. Побуждать детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. Соединять детали в единое целое (еловая шишка, мастерить Новогоднюю открытку.
Январь Базовая форма «дверь». Снежинка. Познакомить детей с новой базовой формой «дверь».учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.
Февраль Ёлка. Царевна – ёлочка. (Композиция). Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.
Март Базовая форма «блинчик». Цветы для мамы. Побуждать детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.
Апрель Композиция. Луговые цветы. Побуждать детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.
Май Итоговое занятие. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Перспективный план (второй год обучения)
Месяц Тема Содержание
Сентябрь Базовая форма «воздушный змей». Репка. Морковь. Побуждать детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай».
Октябрь Базовая форма «двойной треугольник». Петух. Побуждать детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь. Используя новую базовую форму складывать крылья и хвост для петуха.
Ноябрь Георгины. Ирисы. Побуждать детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя, делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию.
Декабрь Рождественский чулок. Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).
Январь Базовая форма «двойной квадрат». Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы.
Февраль Праздничные салфетки. Лебедь. Роза. Побуждать детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз.
Март Рыбы. Побуждать складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.
Апрель Ветка сирени. Букет сирени. Побуждать по словесному объяснению, мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени.
Май Подарки малышам. Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов.
Литература:
1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб. ; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
2. С. Соколова Школа оригами : Аппликация и мозаика. – М. : Издательство Эксмо; СПб. ; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
3. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
4. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
5. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
6. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
7. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
8. Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
9. Пудова В. П., Лежнева Л. В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
10. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
11. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
12. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. С-Пб, «Химия», 1994