Светлана Белорунова
Программа дополнительного образования дошкольников «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников „Азбука безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Программа дополнительного образования дошкольников «Азбука безопасности» составлена на основе основной общеобразовательной программы Т. И. Бабаевой "Детство", Программы развития МДОУ детского сада №36 на 2015 – 2016 г. г. и Образовательной программы МДОУ детского сада №36 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как адаптированный вариант программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б.
Программа «Азбука дорожной безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
• обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
• творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
• практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Новизна: главное достоинство работы по данному кружку в том, что он даёт детям реальные представления о Правилах дорожного движения. В этом кружке воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая ПДД, учатся прививать необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях, воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Цели кружка:
- Создание условий в группе для обучения детей правилам дорожного движения на улицах, дорогах, в транспорте.
- Формирование навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице.
- Формирование у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей.
Задачи кружка:
Образовательные :
- Формировать у детей старшего возраста знания о культуре поведения на дороге.
- Обучать умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства по отношению к родному городу.
- Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.
- Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Развивающие:
- Развивать мотивацию к безопасному поведению.
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие, «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие",что прослеживается в содержании занятий кружка и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.
Контингент обучаемых: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год
Формы и режим занятий: работа кружка «Азбука дорожной безопасности» рассчитана на 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут. Число воспитанников кружка - 18 человек. Занятия проходят в группе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядный;
- практический;
- игровой.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный - дети воспринимают полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично - поисковый - участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный- одновременная работа со всеми детьми;
-индивидуально- фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой- организация работы в группах;
индивидуальный- индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие, «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие",что прослеживается в содержании занятий кружка и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема Всего
часов Теоретические
занятия Практические
занятия
1. Улица полна неожиданностей. 1 1
2. Наш город и его транспорт 1 1
3-4 Где и как переходить дорогу 2 1 1
5. Дорога в школу 1 1
6. Наша улица, наш район. 1 1
7. Как рождаются опасные ситуации на дорогах 1 1
8. Викторина 1 1
9. Наши верные друзья на улицах и дорогах. 1 1
10. Сигналы регулирования дорожного движения 1 1
11. Игра «Регулировщик» 1 1
12. Дорожные знаки. 1 1
13. Запрещающие знаки 1 1
14. Предупреждающие знаки 1 1
15. Знаки особого предписания и знаки сервиса 1 1
16-17 Опасные ситуации на дорогах 2 1 1
18. Знай правила дорожного движения как таблицу умножения 1 1
19. Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. 1 1
20 Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. 1 1
21-22 Мы- пассажиры 2 1 1
23 КВН «Транспорт и правила поведения в нём» 1 1
24. Будь внимательным и осторожным 1 1
25. Клуб внимательных пешеходов. 1 1
26. Про разметку на дороге. 1 1
27. Перекрёсток. 1 1
28. Маленькие секреты транспорта. 1 1
29-30 Дорожный этикет. 2 1 1
31 Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. 1 1
32. Тест по ПДД 1 1
33 Праздник «Мы знаем правила дорожного движения» 1 1
Итого: 33 24 9
Содержание изучаемого курса
1. Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.
2. Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).
3. Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я. Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением, ролевая игра.
4. Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах.
5. Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С. Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила,практическая работа (около школы, разбор и анализ конкретных ситуаций.
6. Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом, индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём,разбор и анализ работ.
7. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.
8. Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам, разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка, ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).
9. Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г. Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я. Пишумова «На посту стоят два брата…», самостоятельная работа ( нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
10. Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».
11. Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.
12. Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
13. Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В. Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
14. Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В. Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
15. Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В. Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
16. Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации», игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.
17. Опасные ситуации на дорогах. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).
18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
19. Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г. Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.
20. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.
21. Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.
22. Мы- пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия.
23. КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
24. Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».
25. Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.
26. Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.
27. Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
28. Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)
29. Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
30. Дорожный этикет. Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения, презентация.
31. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, викторина.
32. Тест по ПДД. Тест, презентация, загадки.
33. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
Планируемые результаты освоения программы
Ребё нок должен знать правила дорожного движения:
• переходить улицу только на зелёный сигнал светофора;
• не играть на дороге или около проезжей части;
• переходить улицу только по пешеходному переходу;
• при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины - направо;
• знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребё нок должен уметь:
• с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
• различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
• называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении;
• отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребё нок должен иметь представление:
• о работе полицейского - регулировщика;
• о работе водителя;
• о том, как водители заботятся об автомобиле;
• об автозаправочной станции, станции техобслуживания.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды:
• различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
• настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
• дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др., подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
• строительным материалом с блоками среднего и маленького раздела;
• семейными проектами: "Дорожные знаки", "Правила пользования велосипедом", "Правила дорожного движения";
• стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны дошкольника – детский стол и стул;
• правильное освещение;
• проектор;
• магнитофон;
• компьютер;
• DVD
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Список источников
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
5. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность», «Детство- Пресс»,2002год.
6. Алиева Т. И., Арнаутова Е. П. «Безопасность на улице», М. «Карапуз», 1999 год.
7. Артюхова, И. С. Азбука безопасной и здоровой жизни. М. : Русское слово, 2013.
8. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников», «Мозайка- Синтез», 2011год.
9. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство- пресс», 2008 год.
10. Волков С. «Про правила дорожного движения», «Омега», 2002 год.
11. Геронимус Т. «Правила безопасной работы», «АСТ- Пресс», 1998год.
12. Грозовский М. «На автобусе», ООО «Орбелла», 2005 год.
13. Земцова О. Н. «На нашей улице». Учебное пособие. Издательство «Азбука- Аттикус», 2011 год.
14. Катаев В. «Цветик- семицветик».
15. Коломеец Н. В. «Формирование культуры безопасного поведения детей 3-7 лет», Издание «Учитель»,2009 год.
16. Машкова А. Г. Серия картинок «Берегите детей от травм», Москва,1969 год.
17. Михалков С. «Бездельник- светофор», «Детская литература», 1987 год.
18. Михалков С. «Дядя Степа- милиционер».
19. Мурзин В., Миролюбов С. «Светофор», Уфа, 1988 год.
20. Полынова В. К. ,Дмитренко З. С. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Детство- Пресс», 2009год.
21. Поляков В. В. «Основы безопасности жизнедеятельности», М. Издательский дом «Дрофа».
22. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора», М. «Просвещение», 1989 год.
23. Скорлупова О. А. «Правила и безопасность дорожного движения», Москва, 2006 год.
24. Тарутин О. «Для чего нам нужен светофор», «Детская литература», 1988 год.
25. Толстой Л. Н. «Пожарные собаки», М. «Малыш», 1986 год.
26. Толстой Л. Н. «Рассказы о детях», «Детская литература», 1988 год.
27. Циферов «Светофор».
28. Чуковский С. Я. «Доктор Айболит».
29. Шитин А. «Вышел мишка из берлоги», М. «Малыш», 1985 год.
30. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье», Методическое пособие М. «Сфера» 2005год.
31. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5- 8 лет», Москва,2009 год.
32. Шорыгина Т. А. «осторожные сказки».
33. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М. : Сфера, 2013.
Интернет-ресурсы:
1. https://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
2. https://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
3. https://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
4. www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
5. https://www.mioo.ru [ Сайт Московского института открытого образования];
6. https://www.методкабинет. рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет. РФ»];
7. https://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
8. https://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
9. https://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
10. https://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
11. https://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
12. https://www.school-obz.org/ [Сайт информационно-методического издания для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности»];
13. https://www.alleng.ru/edu/saf1.htm [Образовательный ресурс «Безопасность жизнедеятельности»].
14. https://обж. рф/ [Сайт «ОБЖ: основы безопасности жизнедеятельности];
15. https://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];