Наталия Топильских
Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка….….
1.1. Концепция программы…
1.2. Актуальность….
1.3. Новизна….….
1.4 Цель программы…
1.5. Задачи программы….…
1.6. Участники…. ….
1.7. Продолжительность реализации программы….
1.8. Методические рекомендации….
2. Учебно-тематический план занятий кружка…. …
2.1. Перспективное планирование старшая группа
Заключение….
Литература….
Приложение….…
….Это правда! Ну чего же тут
скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
Публикация «Программа дополнительного образования „Волшебные ладошки“» размещена в разделах
И в трамвае на окне….
Э. Успенский
1. Пояснительная записка
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Волшебные ладошки» для детей 4-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
1.1 Концептуальной основой данной программы является развитие
художественно-творческих способностей детей в процессе разумного сочетания традиционных приемов обучения рисованию и нетрадиционных техник.
1. 2 Актуальность: Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Она является едва ли не самым интересным видом деятельности и позволяет ему отразить свои познания об окружающем мире, выразить свое отношение к нему, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Все дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются однообразием, бедностью цветового решения и не приносят авторам радости. Поэтому, использование нетрадиционных техник рисования, среди которых, много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению очень целесообразно. Они позволят воспитанникам быстро достичь желаемого результата, создадут ситуацию успеха, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
1. 3 Новизна: Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техники рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского – «случаться»). При этом неизвестно, какое изображение получиться, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует воображение, дает толчок к развитию интеллекта, фантазии, активизирует творческую активность детей, учит мыслить нестандартно. Дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Дошкольники должны понять, что в творчестве не существует неправильного пути, есть только свой собственный путь.
1. 4 Цель: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
1. 5 Задачи: 1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Учить детей способам нетрадиционного рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности, учить работать с разнообразными материалами.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение.
5. Воспитывать у детей способность смотреть на мир глазами художников, замечать и творить красоту.
6. Побуждать детей к творческим поискам и решениям.
1. 6 Участники: Дети в возрасте 4-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
1.7 Продолжительность реализации программы : Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
1. 8 Методические рекомендации:
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с такими техниками как:
Рисование пальчиками;
Рисование ватными палочками;
Рисование ладошками;
Тычок жёсткой полусухой кистью;
Оттиск печатками из картофеля;
Свеча + акварель;
Восковые мелки + акварель;
А в старшем дошкольном возрасте, дети могут освоить более трудные методы и техники:
Кляксография обычная;
Рисование песком (сахаром, мукой, солью, манкой);
Монотипия пейзажная;
Кляксография трубочкой;
Монотипия трафаретная;
Пластилинография.
Граттаж
Обрывная аппликация
2. Учебно-тематический план занятий кружка.
№ Метод техники рисования Кол-во занятий
1 монотипия пейзажная 2
2 монотипия трафаретная 3
3 рисование солью, сахаром 2
4 обрывная аппликация 3
5 кляксография 3
6 пластилинография 4
7 тычок жёсткой кистью 3
8 рисование ватными палочками 3
9 свеча + акварель 2
10 восковые мелки + акварель 3
11
граттаж
2
12 рисование по замыслу 5
2.1 Перспективное планирование (старшая группа)
тема занятия нетрадиционная техника задачи
Сентябрь
1 «Сказки про краски» Расширить представления детей о нетрадиционном, изобразительном материале, вызвать интерес к нему.
2 «Осеннее дерево»
тычок жесткой полусухой кистью познакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, развивать эстетическое восприятие.
3 «Ветка рябины»
пластилинография познакомить детей с техникой пластилинографии, развивать мелкую моторику рук, развивать детское воображение, мышление.
4 «У реки»
монотипия пейзажная Познакомить детей с новым приёмом изображения пейзажа (пейзажная монотипия) ; развивать художественные навыки, умение замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания собственного рисунка (цвет и цветосочетание, рисунок объектов пейзажа) .
Октябрь
1 «Осеннее дерево»
Обрывная аппликация - закрепить умение работать с цветной бумагой и ножницами,
- развивать мелкую моторику рук,
- развивать творческое мышление,
- воспитывать аккуратность.
2 «Цветы в корзине»
пластилинография развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности; способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук; формировать и развивать навыки ручного труда; воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
3 «Весёлые кляксы»
кляксография познакомить детей с новым способом изображения - кляксографией. научить придавать полученным кляксам настроение, развивать наблюдательность, фантазию, воображение, интерес к творчеству.
4 «Салют»
Граттаж
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Ноябрь
1 «Золотая рыбка»
Рисование ватными палочками
Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование, ватными палочками, развивать детское творчество при создании и ре реализации замысла.
2 «Бабочка» монотипия Обратить внимание на форму, строение бабочек, на узор крыльев, формировать в детях способность “смотреть и видеть”. Закрепить представление, что предметы, имеющие одинаковые левую и правую стороны, называются симметричными. Учить узнавать предмет по его половине. Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию.
3 «Ёжик» Рисование жёсткой полусухой кистью формировать умения рисовать гуашью, используя тычок жесткой полусухой кистью; продолжать развивать умения наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида ежа;
4 Рисование по замыслу По выбору детей
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.
Декабрь
1 «Первый снег» Монотипия + рисование пальчиками Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Развивать инициативу, закрепить знание цветов. Учить составлять композицию.
2 «В зимнем парке» Рисование манкой или сахаром познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы; развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
воспитывать интерес к творчеству.
3 «Красивые снежинки» Свеча + акварель Учить рисовать снежинки нетрадиционным способом (свечой). Развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию, воображение, активность, изобразительные навыки.
4 «Дед Мороз» Рисование солью Научить новому приёму оформления изображения : присыпанием солью по мокрой краске для создания объёмности и изображения.
Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передовая форму частей, их расположение, относительную величину.
5 «Ёлочка» Восковые мелки + акварель Научить сочетать в рисунке акварельную технику и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. Воспитывать любовь к природе. Развивать эстетический вкус.
Январь
1 «Праздничный салют»
Рисование жёсткой полусухой кистью Продолжать знакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.
2 «Новогодний шар» Восковые мелки + акварель Продолжать знакомить со смешанной техникой – восковые мелки и акварель, развивать навыки работы в различных техниках;
развивать навыки комбинирования в декоративном изображении;
развивать воображение, фантазию, творческий потенциал.
3 Рисование по замыслу По выбору детей
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.
Февраль
1 «Зимний двор»
Обрывная аппликация Продолжать освоение обрывной техники аппликации и использования полосок цветной бумаги при составлении композиции. Развивать воображение, внимание, наблюдательность. Координировать движения обеих рук.
2 «Оранжевое настроение» Кляксография учить детей смешивать краски для получения нужного цвета (оранжевого, дополнять изображение графическими средствами для создания выразительного образа. Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества, цветовосприятие.
3 «Дерево» Монотипия предметная Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег. Развивать чувство композиции.
4 Рисование по замыслу По выбору детей Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.
Март
1 «Осьминожки»
Пластилинография Познакомить с приёмами «рисования» пластилином, учить создавать образ осьминога на плоскости, насыщать деталями до завершения образа.
2 «Ранняя весна» Монотипия пейзажная Показать детям новый способ монотипии. Закрепить умение рисовать пейзаж (деревья, передавать изображения на переднем и дальнем плане. Развивать чувство композиции, цвета.
3 «Звёздное небо» Свеча + акварель Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
4 Рисование по замыслу По выбору детей Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.
Апрель
1 «Космический пейзаж»
Граттаж Продолжить развивать навыки и умения в технике граттаж. Развивать фантазию, воображение.
2 «Золотая рыбка» Пластилинография Расширять представление о пластилиновой живописи, о её способах изображения. Продолжать учить делать набросок простым карандашом, развивать воображение, фантазию.
3 «Ромашки» Рисование ватными палочками Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке цветы. Развивать чувство композиции.
4 «Весеннее деревце» Кляксография + аппликация Учить детей работать с кляксами;
развивать творческое воображение воспитанников; развивать мышление, фантазию детей;
воспитывать интерес к творчеству.
Май
1 «Берёзовая роща»
Обрывная аппликация Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками. Развивать мелкую моторику детей, используя технику обрывной аппликации. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность. Воспитывать любовь к родному краю, и бережное отношение к природе.
2 «Одуванчики» Восковые мелки + акварель Совершенствовать умение изображать в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель). Развивать чувство цвета, фантазию, воображение.
3 «Сирень» Рисование ватными палочками Развивать творческие способности дошкольников, развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки, развивать художественный вкус, чувство композиции, воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
4 Рисование по замыслу По выбору детей Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.
3 Управление программой
3. 1 Ожидаемый результат:
• самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
• самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
• выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
• проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
3.2 Контроль
Для диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков, используется адаптированная диагностическая методика Волегова Н. Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы Уровни развития
Средний Высокий
Техника работы с материалами Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.
Предметное и сюжетное изображение Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.
Декоративная деятельность Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф. И. ребенка Техника работы
с материалами Предметное и сюжетное изображение Декоративная
деятельность
9 5 9 5 9 5
В В В В С В
В В С В С С
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список литературы:
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Москва-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003. – 96с. ; илл.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.
5. Пастухова Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
6. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. Пластилиновая картина. М. : Мозаика- Синтез, 2011. – 72с.
7. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
8. Шкидская И. О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/ Д : Феникс, 2008. – 87с.