Вера Разинкина
Программа дополнительного образования в ДОУ «Чудеса конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
логопедической группы
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида № 68»
«Чудеса конструирования».
Пасспорт программы
«Чудеса конструирования»
Наименование программы Программа развития МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида № 68»
Публикация «Программа дополнительного образования в ДОУ „Чудеса конструирования“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Дата принятия решения о разработке программы 01.10.2014 г.
Дата утверждения программы
Заказчик программы родительская общественность, коллектив педагогов
МБДОУ № 68
Основные разработчики программы
Разработчик координатор программы Воспитатель Разинкина Вера Георгиена
творческая группа ДОУ:
Жабровец Юлия Владимировна – зам. зав. ДОУ
Засухина Любовь Александровна – воспитатель ИЗО
Цели и задачи программы
Цель программы :
Познакомить детей с разными видами конструирования, интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами конструирования.
Задачи программы :
ОБУЧАЮЩИЕ:
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой, природным и строительным материалом.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству конструирования.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Сроки и этапы реализации программы Начало реализации программы – 2015 г.
Окончание реализации программы – 2016 г.
1 этап – подготовительный
(июль, август, сентябрь 2015 г.)
2 этап – основной
(октябрь 2015г-апрель 2016 г.)
3 этап – подведение итогов (май 2016г.)
Перечень основных мероприятий программы
Октябрь 2015г – открытая образовательная деятельность для педагогического коллектива
Декабрь 2015г. – открытая образовательная деятельность для родителей.
Февраль 2016г. – мастер-класс для родителей «Хитрая лисица»
Май 2016 г. - открытие выставки работ кружка.
Работа консультативного пункта для родителей.
Основные исполнители программы :педагогический коллектив,сотрудники, родители,
дети логопедической группы.
Ожидаемые конечные результаты:
В конечной цели программа содействует формированию более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом и творческом плане, социально-активной личности.
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Конструирование –это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
Программа кружка «Чудеса конструирования» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования. Программа кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т. п. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. Существование двух видов детского конструирования –творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.
В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы. На образовательных ситуациях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
В конечной цели программа содействует формированию более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом и творческом плане, социально-активной личности.
Значение конструирования в формировании личности ребё нка:
1. развивает технические способности детей
2. формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания.
3. развивает пространственное воображение; гибкость мышления
4. формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели.
5. готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству.
6. способствует формированию
- обобщенных представлений о предметах, способности понимать существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями
- обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки
- самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами.
7. во время НОД формирует умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
8. сознание детей переключается с конечного результата на способы достижения цели, они начинают понимать, что, при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.
9. способствует развитию речи
10. помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы
11. обогащает эстетические представления детей.
Цель программы :
Познакомить детей с разными видами конструирования, интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами конструирования.
Задачи программы :
ОБУЧАЮЩИЕ:
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой, природным и строительным материалом.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству конструирования.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы : программа кружка «Чудеса конструирования» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы образовательная деятельность осуществляется по подгруппам, численность составляет 10 – 15 детей. Кружок проводятся один раз в 2 недели, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Этапы реализации программы :
1 этап – подготовительный
(июль, август, сентябрь 2015 г.)
2 этап – основной
(октябрь 2015г-апрель 2016 г.)
3 этап – подведение итогов (май 2016г.)
Перспективный план работы кружка по конструированию в подготовительной группе «Чудеса конструирования»
Октябрь I «Природная фантазия»
Цель: учить детей создавать картины из природного материала (засушенные листья, плоды, семена, веточки и т. д, развивать образное мышление и фантазию детей. Конструирование из природного материала (засушенные листья, плоды, семена, веточки и т. д) (приложение №1)
III «Забавные игрушки»
Цель: Познакомить с этапами конструирования игрушки из поролона (объёмные игрушки) Конструирование из поролона. (приложение №2)
Ноябрь I «Мы летим на Марс».
Цель: Закреплять конструктивные навыки детей подготовительной к школе группе. Учить обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить его с имеющимся строительным материалом и возможностями его пространственного расположения. Lego-конструирование (приложение №3)
III «Город мечты»
Цель: упражнять детей в создании схем и чертежей, а также в моделировании и конструировании из строительного материала. Конструирование из строительного материала (приложение №4)
Декабрь I «Снеговик»
Цель: познакомить детей с техникой киригами, которая предполагает использование ножниц для создания фигурок из бумаги. Учить детей выполнять поделку, используя схему. Киригами (приложение №5)
III «Новогодние елочки»
Цель: продолжать учить складывать «базовую форму» оригами - двойной треугольник; составлять дерево из трех квадратов разного размера, располагая из в порядке убывания. Учить работать по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Оригами (приложение №6)
Январь I "День рождения у Бабы Яги"
Цель: учить детей составлять образ животного из природного материала, продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения : соединение частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями; отбирать самостоятельно средства выразительности. Учить детей анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь будущей поделки, значимую для построения будущего образа Конструирование из природного материала (приложение №7)
III «Волшебный сундучок»
Цель: Учить детей делать более усложненную выкройку кубической коробочки с крышкой, располагать на ней узор. Закрепить умение правильно складывать квадратный лист бумаги на шестнадцать маленьких квадратиков, делая надрезы на равном расстоянии.
Конструирование из бумаги (приложение №8)
Февраль I «Хитрая лисица»
Цель: учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животного (лисицу); учить четко выполнять инструкции педагога. Оригами (приложение №9)
III «Галстук для папы»
Цель: Совершенствовать умение конструировать из "бросового" материала по простейшим алгоритмам.
Конструирование из бросового материала (пенопласт, зубочистки деревянные, стружка от карандашей, холофайбер, шерстяные нитки, лоскутки ткани.
(приложение №10)
Март I «Ромашки для мамы»
Цель: познакомить детей со способом бумагокручения;
закрепить навыки сворачивания бумажных полос и дальнейшую обработку в технике квиллинг. Квиллинг
(приложение №11)
III «Гаражи для машин»
Цель: Способствовать развитию элементарных конструктивных навыков в процессе действия со строительными деталями крупно-габаритных модулей.
Конструирование из крупно-габаритных модулей (приложение №12)
Апрель I «Веселый клоун»
Цель: учить конструировать клоунов из конфетных фантиков; закрепить знание цвета и формы; развивать замысел; учить правильно срезать углы у прямоугольника; учить располагать изображение на листе бумаги; развивать воображение.
Конструирование из бросового материала (конфетные фантики) (приложение №13)
III «Домик»
Цель: развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой конструирования способом оригами с элементами аппликации. Оригами с элементами аппликации (приложение №14)
Май I «Солдатская пилотка»
Цель: продолжать учить детей конструировать из бумаги, складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях. Конструирование из бумаги (приложение №15)
III «Избушки для зверушек»
Цель: учить конструировать домики из спичек и цветной бумаги на плоскости по заданной схеме. Развивать пространственное мышление. Формировать представление детей о строении деревянного дома. Закрепить умение складывать бумагу по схеме. Конструирование из бросового материала (спички) и цветной бумаги. (приложение №16)
Работа с родителями и педагогическим коллективом.
Октябрь 2015г Открытая образовательная деятельность для педагогического коллектива
Декабрь 2015г. Открытая образовательная деятельность для родителей.
Февраль 2016г. Мастер-класс для родителей «Хитрая лисица»
Май 2016 г Открытие выставки работ кружка.
Октябрь 2015г – Май 2016г. Работа консультативного пункта для родителей.