Елена Мартьянова
Программа по изготовлению поделок из макаронных изделий для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Веселые макароны»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по изготовлению поделок из макаронных изделий для детей дошкольного возраста с ОВЗ
«Веселые макароны»
Составитель программы
Мартьянова Елена Геннадьевна
Воспитатель первой категории
МДОУ «Детский сад 87»
Город Ярославль
2019 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
Публикация «Программа по изготовлению поделок из макаронных изделий для детей дошкольного возраста с ОВЗ „Веселые макароны“» размещена в разделах
- Макароны. Поделки, игры из макарон
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. «Художественное творчество в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной, М. Просвещение 1974г.
3. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» под ред. Л. А. Венгер, З. Г. Пилюгиной, Н. Б. Венгер, М. Просвещение, 1988г.
4. «Азбука творчества» под редакцией И. А. Лыковой, ООО «Карапуз – Дидактика» 2006г.
5. Журнал «Обруч» №5, 2007г. («Дошкольное и начальное образование» статья И. Недосекиной)
6. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. /авт. -сост. С. Д. Томилова-Москва:АСТ, 2014.
7. «Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Дефектология №3-1996 год)
8. Бесчастнов Н. П. Художественный язык орнамента. – М. : Владос, 2010.
9. Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Новые стандарты дошкольного образования. – Ярославль: Академия развития, 2011.
10. Медведева Т. В. Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5–6 лет (Электронный ресурс) https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-177989
Актуальность программы
Как научить детей с ОВЗ полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост – научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни.
В ФГОС ДО одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Широко известно высказывание «ум ребенка – на кончиках его пальцев». Но этот ум тоже требует развитие, как и все остальное. Помочь развиться творчеству ребенка, поставить на верный путь, может взрослый. Особое внимание педагоги уделяют ручному труду, поскольку ручной труд развивает творческие и технические способности, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии конструкторских умений и навыков. Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами (природными, бросовыми и т. д., дети получают представления об их качестве и возможностях. Работа с различными материалами является прекрасным тренажером для рук, развивает физическую силу, моторику, координирует движение не только рук, но и глаз. Это позволяет детям в дальнейшем свободно выполнять различные действия руками (играть, работать, заниматься физическими упражнениями и т. д., овладевать самыми необходимыми навыками (письмо, рисование) и использовать их в практической повседневной деятельности. Формирование речевой области детей совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей имеется задержка развития речи. В ходе занятий ручным трудом удовлетворяется актуальная потребность обучающегося воспитанника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов, предоставляющих огромный простор для детского творчества. Но как интересно бывает сделать что-нибудь необычное из вполне обычных материалов, найти нестандартное применение тому, к чему все уже привыкли. В ходе активного поиска выяснилось, что вермишель, рожки, макароны, лапша – это не только макаронные изделия, но и отличный поделочный материал. Почему макароны? Так как они являются самым знакомым предметом для ребенка, они встречаются с ним почти каждый день и дети макаронам только рады. Макароны - легкодоступный и недорогой материал. Макароны – это экологически чистый материал, он безвредный, натуральный и съедобный. К тому же макароны разнообразные по форме: мы встречаем в магазинах упаковки с кружочками, резными листочками, спиралями, листиками и даже бабочками или мини-мишками. Они не только предоставляют богатство выбора и обладают хорошей прочностью, но и не портятся со временем, а, значит, поделка будет радовать нас долгие годы. Работа в мастерской по изготовлению поделок из макаронных изделий позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности детей с проблемами в развитии, оказывает благоприятное воздействие на организм, способствует закреплению положительных эмоций, увеличивает длительность хорошего уравновешенного настроения, повышает самооценку ребенка. Ребенок с проблемами в развитии получает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать равноправным членом общества. Работа в мастерской способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью моей работы. В. П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефекты ребёнка».
Принципы построения программы :
-принцип индивидуализации (учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей)
-принцип практико - ориентированности (направленность работы на решение коррекционных задач)
-принцип стимулирования (поощрение, публичное признание достижений детей)
Цель программы :
• познакомить детей с нетрадиционным материалом (макаронами) и новым способом его применения;
• научить детей создавать выразительные образы с помощью макаронных изделий;
• развитие художественных способностей у детей с проблемами в развитии.
Задачи программы
Образовательные:
• Формировать устойчивый интерес к творчеству;
• закреплять знания о том, что существуют различные виды макарон, из которых можно сделать красивые картинки и поделки;
• развивать наблюдательность: учить рассматривать материал для аппликации, замечать его характерные особенности, разнообразие форм, размеров и конфигураций;
• формировать умение предварительно выкладывать в определенной последовательности на листе картона готовые детали из макарон разной формы и величины, составлять изображения, задуманные ребенком;
• продолжать учить создавать сюжеты и образы, ориентируясь на плоскости и в пространстве
• закреплять умение детей пользоваться клеем : намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу картона и плотно прижимать салфеткой);
• закреплять умение детей пользоваться красками: наносить краску на детали, мыть кисточку перед использованием краски другого цвета, вытирать кисточку салфеткой.
Коррекционно-развивающие:
• развитие и совершенствование мелкой ручной моторики, зрительной двигательной координации и тактильной чувствительности рук
• способствовать развитию психических процессов : восприятия (зрительного, тактильного, слухового, памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения
• способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей
• развивать связную речь.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки аккуратной работы.
• Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Принципы построения программы
-системность занятий;
-доступность материала;
-от простого к сложному;
-повторность материала;
-разнообразие тематики.
Методы и приёмы, используемые при работе с детьми:
1. Последовательное знакомство с различными видами макаронных изделий и изготовление из них поделок
2. Словесный метод: беседа, рассказ; объяснение, пояснение; вопросы; словесная инструкция
3. Наглядный: рассматривание наглядных пособий, показ выполнения.
Ожидаемые результаты:
1. развитие точности движений пальцев и кистей рук
2. улучшение слухового, зрительного, пространственного восприятия
3. развитие краткосрочной и долговременной памяти
4. развитие связной речи (использование прилагательных, глаголов, местоимений)
5. должны уметь изготавливать различные поделки из макаронных изделий, используя различные виды макарон и дополнительные материалы (пластилин, соленое тесто, природный и бросовый материал)
6. должны знать правила приклеивания, раскрашивания, покрытия лаком изделий из макарон
7. соблюдение техники безопасности
Режим работы мастерской «Маленькие мастера» для детей с ОВЗ – реализуется в течение одного учебного года, один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий не более 15 минут.
Формы организации занятий кружка - индивидуальные занятия, занятия по желанию детей.
Оборудование и материалы для работы:
- столы и стулья по росту детей
-разнообразные макаронные изделия : лапша, вермишель, колесики, палочки, звездочки, бантики, перья, ракушки и др.
- клеенки, кисти клеевые и для рисования, салфетки, банки под воду, гуашь, клей ПВА, пищевые красители, различные лаки
- разноцветный картон, гофрированный картон, альбомные листы
- рамки разной величины, природный и бросовый материал
- иллюстрации, открытки, книги, рассказы, сказки, аудиозаписи.
Роль педагога на разных этапах деятельности:
- основной источник знаний
- консультант
- помощник
Содержание программы.
1 Вводное занятие. Технология изготовления поделок из макаронных изделий. Техника безопасности
2 Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из макарон. Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.
3 Способы работы Изготовление поделок плоскостных и объемных. Составление предметов из нескольких частей и компоновка узоров на круге, квадрате, прямоугольнике. Работа по контуру, образцу, замыслу. Раскрашивание. Сушка. Покрытие лаком.
4 Основы цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.
5 Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из макаронных изделий Использование бросового материала. Использование природного материала.
6 Итоговое занятие.
7 Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.