Алёна Федина
Программа по художественно-эстетическому развитию одаренных детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Публикация «Программа по художественно-эстетическому развитию одаренных детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В эстетическом воспитании центральной задачей является формирование у детей способности самовыражения чувств через рисунок, лепку, изготовление аппликаций. Когда ребенок самостоятельно, но под руководством старшего, что-то делает сам, то он превращается в маленького художника, который пытается выражать свои чувства – восхищение, уважение, любовь к тому, что видит, с чем соприкасается. А видит ребенок свою семью, свой город, свой детский сад, своих друзей, он учится быть добрым, внимательным, заботливым. Актуальность программы заключается в формировании развитии творческих и созидательных способностей детей. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания своего образа понимания мира. Дети любят все красивое, они на чувственной основе воспринимают мир. Занятия в кружке способствуют этому развитию, рождению в каждом ребенке художника. Ребенок - художник от природы, ему нужно только помочь, подтолкнуть к созданию образа.
Познание мира у ребенка начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образа восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного движения.
Через рисунок, лепку, аппликацию ребенок не только выражает свои чувства к внешнему миру, но и познает его, таким образом, учится любить мир, в котором живет.
Цель программы : создание условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их индивидуальными способностями.
Задачи.
• Научить детей видеть красоту окружающего мира.
• Научить детей выражать свои чувства через творчество.
• Научить детей рисовать, изготавливать предметы путем лепки, изготовления аппликации.
• Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.
• Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета.
• Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
• Формирование элементов самостоятельной деятельности
• Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности
• Формирование положительного отношения к себе, человеку
Задачи для родителей:
• создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;
• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми :
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
-принцип гуманизма и демократизма.
Предполагаемые результаты:
увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня.
Методы и приёмы, используемые на занятиях по художественно-эстетическому развитию :
• Создание игровой ситуации.
• Показ воспитателя.
• Использование движения руки.
• Рассматривание репродукций картин.
• Художественное слово.
• Проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
• доступность отбираемого материала;
• постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
• индивидуальный подход к детям.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, продолжительность занятий 20 минут. Всего 27 занятий.
Перспективное планирование.
№ Тема Содержание Итоговое мероприятие
1 «Букет цветов»
цвет в рисунке, цветовой спектр, колорит, упражнение по смешиванию красок, классификация цветов и оттенков, теплая и холодная гамма цветов, хроматические и ахроматические цвета.
Составление декоративного панно (коллективная работа)
2 «Золотая осень»
Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, путешествие в мир искусства: осенний пейзаж, рисование гуашью веток с осенними листьями, осеннего парка, леса. Составление декоративного панно «Золотая осень» (коллективная работа)
3 «Орнамент»
Ритм и композиция рисунка, упражнение по составлению орнамента, упражнения на ритмические сочетания, колорит орнамента, упражнения на применение элементов ритма в орнаменте и росписи. Украшение рамки для рисунка или коробочки для занятий, тарелочки.
4 «Мама»
Знакомство с жанрами живописи: портрет, передача характера человека, физиологических особенностей, профессии, закрепление навыков при передаче пропорций лица, форме глаз, носа, губ, ушей, прически. Выставка детских работ «Мама» (ко Дню Матери)
5 «Подарки для друзей» Свободное творчество Составление подарочных альбомов ко Дню рождения.
6 «Картина»
Работа с цветными карандашами, восковыми карандашами, правила работы карандашом, передача формы и цвета предметов штриховкой. Раскрашивание картины.
7 «Коврик из опавших листьев».
Закрепить умение пользоваться техникой штамповки Работа на выставку
8 «Натюрморт»
Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта. Коллективная работа «Скатерть-самобранка».
9 «Зимняя улица», «Первый снег»
2 занятия Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д. «Зимняя улица», «Первый снег».
коллаж
10 «Волшебный мир ночи»
2занятия Использование смешанной техники живописи: акварель, гуашь, фломастер, изображение фантастических персонажей, выразительная передача светящихся предметов (окна домов, фонари, фары автомобилей, передача цветового контраста. Выставка работ
11 «Новогодние игрушки»
«Маскарад»
2занятия Использование живописи, аппликации в техническом творчестве, украшаем новогодние фонарики, готовимся к новогоднему карнавалу. Изготовление новогодних украшений, новогодних карнавальных масок
12 «Чудесные картинки» Знакомство с техникой живописи – монотипия, знакомство с понятием симметрия, развитие образного мышления. Выставка
13 «Весёлый праздник – Новый год» Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо, выполнение работы «Весёлый праздник – Новый год», закрепление понятий: колорит, ритм, композиция, цветовая гамма. Выставка коллективной работы
14 «Рождество в рисунках детей» Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка, передача настроения картины, передача сюжетной линии. Выставка работ «Рождество в рисунках детей».
15 «Сказка всегда разноцветная»
Изображение сказочных, фантастических персонажей, передача сюжетной линии сказки, закрепление понятий: центр композиции, цветовая гамма. Создание панно «Герои сказок живут с нами»
16 «Чудеса»
Знакомство с техникой рисунка: шаблон, напыление, набрызг, закрепление понятия – композиция рисунка, изготовление шаблонов, выбор цветовых сочетаний. Выполнение работ на свободную тему в технике набрызга через шаблон
17 «На арене цирка» Закрепление понятий: колорит, цветовые сочетания, передача настроения посредством цвета. Выполнение декоративного панно «На арене цирка».
18 «23 февраля – День защитников Отечества» Изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы Выполнение творческой работы «Галерея защитников Отечества».
19 «Край родной, край любимый»
Работа в жанре пейзажа или портрета.
Выполнение творческих работ: «Любимый уголок города, страны», «Дорогой сердцу человек», «Мой домашний любимец».
20 «8 Марта»
2 занятия Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки; сюжетной бытовой картины. изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы. Выставка работ детей, посвященных Дню 8 Марта.
21 «Натюрморт» Выполнение объемного рисунка: лепка + живопись. закрепление понятий: натюрморт, пейзаж, передача объёма и формы за счет использования лепки, передача настроения посредством цвета. Выполнение сюжетной картины на доске в технике рисунка и лепки.
22 «Весёлый хоровод» Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь,знакомство с народной игрушкой, выполнение из пластилина одежды для кукол, выполнение наряда для куклы. Выставка кукол с прорисованными деталями костюма «Весёлый хоровод».
23 «Город мастеров»
2 занятия Знакомство с декоративно-прикладными видами искусства, виды декоративного искусства, композиция, колорит, цвет. Создание музея в городе «Город мастеров».
24 Роспись платка, косынки Орнамент, центр композиции, рисование отдельных элементов Выставка
25 Волшебный мир искусства «Музеи мира» Знакомство с профессиями: художник, скульптор, архитектор, оформитель, дизайнер, реставратор.
26 «Рисуем, творим, фантазируем»
Совместное творчество родителей и детей Открытое мероприятие
27 «Праздничная улица» Закрепление жанра пейзаж, закрепление техник набрызг, коллаж, использование смешанной техники: рисунок + лепка. Выставка работ ко Дню Победы.
Используемая литературы:
1. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000.
2. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей.
3. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети.
4. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать.