Галина Абраменко
Программа по дополнительному образованию по творческой деятельности «Юный Мастерилка»
Программа по дополнительному образованию по творческой деятельности
Пояснительная записка
Проблема всестороннего развития детей в окружающем мире приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.
Творческая деятельность способствует разностороннему развитию личности ребенка. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.
Публикация «Программа по дополнительному образованию по творческой деятельности „Юный Мастерилка“» размещена в разделах
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться чему то новому. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, развивать творческие способности и создан кружок «Юный Мастерилка». Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрепощению детей, активизирующий их творческий потенциал. Программа носит ярко выраженный творческий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности, знакомятся новыми техниками нетрадиционного рисования и аппликации.
Опыт работы с детьми показывает, что систематизация позволяет максимально помочь воспитанникам освоить разнообразные доступные им способы творческой деятельности : рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, аппликация шерстяными нитками, яичной скорлупой.
Новизна: состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов и использование нетрадиционных техник рисования.
Актуальность программы : программа создана с целью всестороннего развития детей и развития творческих способностей.
Педагогическая целесообразность : занятия подобраны таким образом, чтоб объединить в одно целое элементы физической, социальной деятельности, элементы развития речи конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Отличительная особенность: данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в программе используется только нетрадиционные техники рисования и творческой деятельности с использованием различных материалов.
Адресат программы : несовершеннолетние в возрасте от 7 до 11 лет, находящиеся в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних, с выраженными признаками педагогической и психической запущенности с девиантным поведением.
Уровень программы, объем и сроки реализации: общеразвивающая программа носит цикличный характер с постоянным обновлением состава воспитанников, проходящих реабилитацию.
Формы обучения: индивидуальная и групповая. Программа «Юный Мастерилка» является творческой.
Режим занятий: занятия проводятся 3-4 раза в месяц, по одному занятию в соответствии с графиком работы воспитателя, согласно календарно-тематическому плану, продолжительность до 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса : состав группы периодически меняется. Занятия индивидуальные и групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривает творческие мастерские, выполнение самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты.
Цель: воспитывать по средством художественно творческой деятельности гармоничное, разностороннее образование детей,
ориентируя их на творческое развитие с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
- Развивать умение создавать изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения передачи
формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
- Создавать условия освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, теста, развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты.
Условия реализации программы :
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: учебная аудитория, доска магнитно-маркерная, компьютер, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, канцелярские принадлежности, цветная бумага и картон, шерстяные нитки, яичная скорлупа, краски акварельные, гуашь, клей, салфетки, крупа, пластилин, использование силуэтов и трафаретов.
Кадровое обеспечение: воспитатель, имеющие высшее профессиональное образование, прошедший курсы профессиональной переподготовки, образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации.
Учебный план
дополнительной общеразвивающей образовательной программы
«Юный Мастерилка»
№ (модуля)
раздела
Модуль (раздел) Количество часов
Всего Теорети-
ческие занятия Практи-ческие
занятия
1. «Юный Мастерилка» 12 - 12
Итого 12 - 12
Календарно-тематический план
дополнительной общеразвивающей образовательной программы
«Юный Мастерилка»
№ модуля (раздела)
темы Дата проведения
Раздел, тема Кол-во часов
Всего Теорети
ческие занятия Практи-ческие
занятия
1. «Капелька лета на тоненькой ножке» Мозаика из различного материала 1 - 1
2. «Роза из салфеток». Изготовление роз из бумажных салфеток 1 - 1
3. «Ромашки» аппликация из шерстяных ниток 1 - 1
4. Аппликация из яичной скорлупы «Мухомор» 1 - 1
5. «Открытка для мамы» Цветы из салфеток 1 - 1
6. «Матрешка» (аппликация из разных круп) 1 - 1
7. «Кораблик» (аппликация обрыванием и скатыванием 1 -
1
8. «Веселый снеговик» Аппликация обрыванием и скатыванием бумаги 1 - 1
9. «Яблонька» (пластилинаграфия) 1 - 1
10. Аппликация из шерстяных ниток «Ежик» 1 - 1
11. «Русская красавица» поделки из сложенной бумаги 1 - 1
12. «Подарки для маленьких мужчин» (аппликация из цветной бумаги) 1 - 1
ВСЕГО 12 12
Содержание программы
1. «Капелька лета на тоненькой ножке»
Творческая работа.
Проведение инструктажа по ТБ Подготовка рабочего места. Выполнение мозаики из различного материала. Выставка детских работ.
2. «Роза из салфеток»
Творческая коллективная работа.
Инструктаж по ТБ. Подготовка рабочего места. Изготовления роз из бумажных салфеток с помощью заготовки. Пошаговое выполнение работы. Подведение итогов
3.«Ромашки».
Творческая работа.
Проведение инструктажа по ТБ. Подготовка рабочего места. Выполнение аппликации объемного изображения с помощью шерстяных ниток по шаблону. Выполнение работы в заданной последовательности. Подведение итогов.
4. «Мухомор»
Творческая работа.
Подготовка рабочего места. Инструктаж по ТБ. Выполнение мозаичной картины из яичной скорлупы по замыслу. Пошаговое выполнение работы. Обсуждение работы. Выставка детских работ.
5. «Открытка для мамы»
Творческая работа.
Инструктаж по ТБ. Подготовка рабочего места. Выполнение работы салфетками, крепив их степлером, сминая по одному слою будущего цветка. Оформление открытки. Подведение итогов. Выставка детских работ..
6. «Матрешка»
Творческая работа.
Инструктаж по ТБ. Подготовка рабочего места. Выполнение аппликации из различных круп по силуэту. Пошаговое выполнение работы. Подведение итогов.
8
7. «Кораблик»
Практическая работа.
Инструктаж по ТБ. Подготовка рабочего места. Выполнение аппликации способом обрывания и скатывания бумаги. Пошаговое выполнение работы. Выставка детских работ.
8. «Веселый снеговик».
Практическая работа. Подготовка рабочего места и раздаточного материала. Инструктаж по ТБ. Закрепление предыдущего материала. Выполнение аппликации обрыванием и скатыванием. Подведение итогов и выставка детских работ.
9. «Яблонька» .
Практическая работа. Подготовка рабочего места. Инструктаж по ТБ. Выполнение аппликации пластинографией. Подведение итогов.
10. «Ежик»
Практическая работа. Подготовка рабочего места и раздаточного материала. Инструктаж по ТБ. Выполнение аппликации из шерстяных ниток по шаблону. Выполнение работы в заданной последовательности. Подведение итогов. Выставка детских работ.
11. «Русская красавица».
Творческая работа.
Подготовка рабочего места. Инструктаж по ТБ. Выполнение поделки из сложенной «гармошкой» бумаги, создавая образ русской красавицы аппликацией из бумаги, страз. Развивать навыки работы с шаблонами. Пошаговое выполнение работы. Подведение итогов.
12. «Подарки для маленьких мужчин»
Творческая работа.
Подготовка рабочего места. Инструктаж по ТБ. Выполнение работы с помощью поэтапной схемы, совершенствуя конструктивные навыки работы с бумагой,
передавая характерные особенности сказочных персонажей. Пошаговое выполнение работы по схеме. Анализ выполненных работ.
Ожидаемые результаты:
- «нетрадиционные техники» рисования, лепки, аппликации (согласно разделу программы, способы создания изображения.
- О некоторых предметах народных промыслов (игрушки, украшенные предметы, их назначение, материалы из которых изготовлены некоторые предметы.
Ребенок будет уметь
- Создавать изображения, используя разные изобразительные материалы.
- Создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов пятен, простых форм.
- Использовать некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы, способы создания изображения. Передавать сходство с реальными предметами, обогащать образ выразительными деталями.
Ребенок может решать следующие жизненно – практические задачи.
- Знание пространственные отношения помогают ориентироваться на местности.
- Уметь видеть, в мало оформленном материале образы предметов.
Способы проверки результатов освоения программы :
- организация выставок детских работ;
- участие воспитанников в выставках и конкурсах муниципального, краевого, всероссийского уровней в течение года;
-творческий отчет воспитателя.
Список литературы
Основная литература
1. .Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2016г.
2. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2014г.
3. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2015г.
Дополнительная литература
4. Аронов, А. А. Творчество в контексте социализации личности / А. А. Аронов // Вестник МГУКИ. - 2004. - № 2. - С. 54-69.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в развитии / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 2007. - 96 с.
6. Ермолаева - Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л. Б. Ермолаева - Томина. - М., 2003. - 173 с.
7. Ерошенков, И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. / И. Н. Ерошенков. - М. : НГИК, 2001. - 362 с.
Интернет – источники
8. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-obyomnoi-aplikaci-k-8-marta-otkrytka-dlja- mamy.html
9. https://razdeti.ru/nachalnaja-shkola/konspekt-zanjatija-kruzhka-v-nachalnoi-shkole-aplikacija-iz-krupy.html
10. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-hudozhestvenomu-tvorchestvu-aplikacija-obryvaniem-veselye-snegoviki.html
11. https://yadi/sk/d/iLsWeq096P_72w
12. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-master-klas-yozhik-iz-sherstjanyh-nitok.html