Елена Каштанова
Дополнительная общеобразовательная программа «Акварель»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрации городского округа Саранск
Управление образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
Рассмотрена и одобрена Утверждено
на заседании заведующей МДОУ
педагогического совета «Детский сад №»
протокол №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«АКВАРЕЛЬ»
Возраст детей: от 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Каштанова Е. П.
г. о. Саранск 2017-2018 год.
Темочки:
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт программы
Ст. 3
2.
Пояснительная записка
Ст. 5
3.
Учебно-тематический план
Ст. 12
4.
Содержание изучаемого курса
Ст. 14
5.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Ст. 16
6.
Список литературы
Ст. 36
7.
Приложения
Ст. 38
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Акварель»
(далее-Программа)
Руководитель программы
Воспитатель Каштанова Елена Петровна
Организация-исполнитель программы
МДОУ «Детский сад №5»
Адрес организации исполнителя 430033, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Севастопольская, 86, тел. 55-13-25
Цель программы Формировать у детей 5-6 лет художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Направленность программы
Художественно-эстетическое
Срок реализации программы
1 год
Вид программы
Адаптированная
Уровень реализации программы Дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
Практическую работу осуществляет педагогический коллектив.
Ожидаемые конечные результаты программы Развитие мелкой моторики рук;
Обострению тактильного восприятия;
Улучшению цветовосприятия; Концентрации внимания;
Повышению уровня воображения и самооценки.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Сформируются навыки трудовой деятельности
Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
Умение находить новые способы для художественного изображения;
Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования «Акварель» (образовательная область «Познавательное развитие»).
2.1 Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы :
По тематической направленности-художественно-эстетическая,
По функциональному предназначению-познавательная,
По форме организации-кружковая,
По времени реализации-годичная.
2.2 Новизна.
-Использование необычных материалов, оригинальных техник.
-Нетрадиционные способы изображения
-Использование в работе музыкальных и поэтических образов.
-методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у детей такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Работая в детском саду я убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества.
Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
2.3 Актуальность программы.
В формировании личности ребенка очень большое значение имеет рисование. Оно приносит неоценимую пользу и развивает как интеллектуальные способности у детей так и их мышления. В то время, когда дети рисуют, включенными в работу оказываются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что великолепно развивает мелкую моторику и память. Кроме того, при занятии рисованием ребенок учится воображать, и сочинять, думать и сравнивать.
Использования нетрадиционных техник рисования дает возможность развивать художественное, а не шаблонное мышление. И не важно, насколько хорошо ребенок владеет техникой рисования, ведь основным будет научить выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи красок передавать свои настроения.
2.4 Отличительные особенности программы.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
2.5 Педагогическая целесообразность.
Задачи оздоровительные.
Для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.
2.6 Цель программы.
Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке 5-6 лет, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
2.7 Задачи программы.
Направленность, дополнительной образовательной программы-художественно-эстетическая, по приобщению воспитанников к миру искусства.
Программа дополнительного образования «Акварель» по формированию у дошкольников художественной культуры.
Обучение нетрадиционной технике в изобразительной деятельности учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей старшего дошкольного возраста, дополнят и расширяет задачи по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Развивающие:
-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
-Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
-Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
2.8 Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-6 лет).
2.9 Сроки реализации программы
Срок реализации: программа рассчитана на девять месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно, что составляет 4 занятия в месяц по 25 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет (первый год обучения) – 25 мин. (СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26).
2.10 Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек.
Формы организации занятий:
-совместная игровая-художественно-эстетическая деятельность взрослого и детей.
-индивидуальная-беседы;
-занятия формирования и закрепления знаний и умени.
В соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07. 2010г. №91 и изменениями к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010 г. №164 организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с режимом дня МДОУ Детского сада №5
Форма детского образовательного объединения-секция.
Продолжительность занятия
Периодичность занятий в неделю
Количество часов в неделю
Количество
Часов в год Занятий в год
Старшая группа
25 минут.
1 раза
25 минут
800
31
2.11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Дети должны сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях,
-Плавно и ритмично изображать формообразующие линии,
-Изображать предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов,
-Создавать композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе,
-Использовать разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментировать свою творческую работу;
2.12 Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера,
недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня. Показ презентации, создание журнала образцов - нетрадиционные техники рисования «Чем мы только не рисуем».
Освоение детьми содержания программы изучается в процессе продуктивной деятельности детей (заполняются карты наблюдений автор Казакова Т. Г.); изучаются продукты творческой деятельности детей (диагностика «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т. Г. и Лыковой И. А.); детские достижения презентуются на выставке детского творчества «Узорных дел мастера».
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов и тем Количество
всего
Теория
Практика
(мин)
Кол-во
занятий минут
1. Рисование методом тычка
2 занят. 25мин. 10 15
2. Рисование пальчиками 3 занят. 25 мин. 10 15
3. Печать листьев 1 занят. 25 мин. 10 15
4. Кляксография 2 занят. 25 мин. 10 15
5. Раздувание краски 1 занят. 25 мин. 10 15
6. Монотопия 4 занят. 25мин. 10 15
7. Фотокопия
рисование свечой 1 занят. 25 мин. 10 15
8. Проступающий рисунок 1 занят. 25 мин. 10 15
9. Техника выполнения витражей-клеевые картинки 2 занят. 25 мин. 10 15
10. Каракулеграфия 1 занят. 25 мин. 10 15
11. Шаблонография 1 занят. 25 мин. 10 15
12. Ожившие предметы 1 занят. 25 мин. 10 15
13. Набрызг 3 занят. 25 мин. 10 15
14. Расчесывание краски 1 занят. 25 мин. 10 15
15. Рисование штрихом 1 занят. 25 мин. 10 15
16. Рисование поролоном 1 занят. 25 мин. 10 15
17. Рисование музыки 1 занят. 25 мин. 10 15
18. Рисование нитками 1 занят. 25 мин. 10 15
19. Рисование солью 1 занят. 25 мин. 10 15
23. КВН 1 занят. 25 мин. 10 15
24 Повторение пройденного 1 занят. 25 мин. 10 15
Всего: 31 занятий
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Структурные элементы занятий
№
Название темы
Краткое описание темы
1.
Печать листьев
1. «Осень на опушке краски разводила»
2.
Рисование пальчиками
1. «Ветка рябины»
2. «Осеннее дерево»
3. «Виноград»
3.
Рисование методом тычка
1. «Черемуха»
4.
Смешивание цветов
1 «Цветик-разноцветик»
5.
Кляксография
1.«Веселые кляксы»
2. «Страна фантазий»
6.
Раздувание краски
1. «Осенние мотивы»
7.
Монотопия 1. «Знакомство с техникой Монотопия»
2. «Бабочка»
3. «Пейзаж у озера»
4. «Фантазия»
8. Фотокопия-рисование свечой
1. «Морозный узор»
9.
Проступающий рисунок
1. «Праздничный салют над городом»
10.
Техника выполнения витражей-клеевые картинки
1. «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы»
2. «Витражи для терема лета»
11.
Каракулеграфия
1. «Волшебный карандашек»
12.
Шаблонография
1. «Рисуем по шаблону»
13.
Ожившие предметы
1. «Ожившая сказка»
14. Набрызг 1. «Зимние напевы»
2. «Звездное небо»
3. «Фантазия»
15.
Расчесывание краски
1. «Верблюд в пустыне»
16.
Рисование поролоном
1. «Плюшевый медвежонок»
17.
Рисование штрихом
1. «Колючая сказка»
18.
Рисование музыки
1. «Музыкальный рисунок»
19.
Рисование нитками
1. «Красивые картинки из разноцветной нитки»
20.
Рисование солью
1. «Дед мороз»
21.
КВН
1. «КВН»
22.
Повторение пройденого
1. «На выбор детей»
5. Методическое обеспечение программы
5.1 Формы занятий.
Форма занятий –игровая.
5.2 Приёмы и методы организации.
Для освоения программы используются разнообразные приё мы и методы:
· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
· игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
5.4 Дидактический материал
• Наборов разнофактурной бумаги.
• Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
• Художественно-изобразительного материала.
• Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
• Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;
• Демонстрационного наглядного материала.
5.4 Техническое оснащение занятий.
Магнитофон,
Ноутбук.
Диски
Доска
Фланелеграф
Бумага для черчения формата А4 и А3
Гуашевые, акварельные, акриловые краски
Пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь
Цветной картон разного размера
Кисти беличьи разного размера, кисти клеевые
Салфетки бумажные и тканевые
Папиросная бумага
Ватные палочки
Соль
Клей ПВА
Штампы фабричного производства
Трафареты из картона
Зубные щётки
Трубочки коктейльные
Поролоновые губки
Пенопластовые трафареты.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеевская, Н. А. Карандашик озорной: популярное пособие для родителей, воспитателей / Н. А. Алексеевская. – М:. «Лист», 1998. – 144с.
2. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 96с.
3. Белкина, В. Н. Васильева, Н. Н. Елкина, Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
4. Галанов, А. С. Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству: пособие для родителей, воспитателей – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Грибовской, А. А. Конспекты занятий – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
6. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2: пособие для родителей и воспитателей – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
7. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
8. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству: Методическое пособие – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
9. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками: Книга для родителей – М: АСТ : Астрель, 2005. – 63с.
10. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации – М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.
11. Казанова, Р. Г., Сайганова Т. И., Седова, Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
12. Колль, М. -Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн:, 2005. – 144с.
13. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Авторская программа художественного воспитания – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
14. Пастухова, Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части) : планирование, конспекты занятий. Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.-70с.
15. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет: Программы воспитания и обучения в детском саду. – Москва, 2001.-85с.
16. Урунтаева, Г. А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» : Практикум по дошкольной психологии - М. : ACADEMIA, - 1999. – 96с.
17. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки: практическое приложение – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 96с.
Интернет –ресурсы
1.https://ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/iz-opyta-raboty-netradicionye-sposoby-risovanija-v-detskom-sadu-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
2. Дергунова, Л. П. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста», https://www.moi-detsad.ru/
2. Керимова, Л. А. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста», https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/04/27/netraditsionnye-tekhniki-risovaniya-v-detskom-sadu-i-ikh-rol-v
3. Казанцева, Т. А. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», https://kladraz.ru/metodika/konspekty-zanjatii-s-doshkolnikami/zanjatie-po-risovaniyu-v-starshei-grupe.html