Лучший педагог года

Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду»

Бенура Темирханова
Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду»

Методика использования народных традиций

в детском саду

В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением народных традиций. На занятиях даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида дагестанского фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.

Публикация «Программа нравственного воспитания дошкольников „Методика использования народных традиций в детском саду“» размещена в разделах

Выдвинутое нами положение об искусстве как о средстве духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в определении уровня духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия литературных произведений. Данный этап экспериментального исследования носил диагностический характер.

Формы морали дошкольники усваивают, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образцами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям. На первом этапе констатирующего эксперимента изучали наличие нравственных ценностей путем опроса детей подготовительной группы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие категории в нравственном сознании : добро-зло, честность-лживость, милосердие-равнодушие, дружба-вражда. Первый этап заключался в том, что мы попросили старших дошкольников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной группы. Опрос проводился индивидуально. Объяснили полно все понятия 3 человека, не все понятия объяснили 5 человек, не полно отдельные понятия объяснили 1 человек, отказались это делать 1 человек. Итак, дошкольникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «честность», и труднее, «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

Зло дети толковали как связанную с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся», с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой», или просто эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый», «это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают», «это когда никто не дерется», «никого не обижают». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось. Второй этап констатирующего эксперимента, состоял в том, что мы проводили опрос среди дошкольников, какие из перечисленных категорий они могут проилюстрировать посредством сказки, пословицы, рассказа.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что всех детей участвующих в экспериментальной работе можно распределить на три уровня по знаниям.

Таблица 1. Уровни информированности дошкольников в нравственной сфере.

Высокий уровень: широта представлений о наиболее значимых нравственных явле-ниях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок активно перечисляет сказки, пословицы, расс-казы, знает какому народу, автору они принадлежат. Искреннее проявление разнообразных чувств по отношению к другим лю-дям и окружающей среде (доброжелательность к товарищу, доб-роту, отзывчивость)

Средний уровень: узость представлений о наиболее значимых нравственных явле-ниях и степени сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок рассказывает сказку, рассказ не зная автора, знает пословицы, но не знает какому народу принадлежит, не всегда могут определить ценностные качества игры, правила иг-ры рассказывает с помощью экспериментатора

Низкий уровень: очень неоднозначные, некоторое отсутствие, представления о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформиро-ванности важнейших понятий в этой области. Отказывается вы-полнять задание.

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как показывает анализ исследований с четырьмя положениями:

1. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

2. Каждый день на неокрепший интеллект и духовный мир ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия, как позитивного, так и негативного характера;

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку

4. Знание нравственных норм, важно еще и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей.

Перед образовательным учреждением ставится задача подготовки ответственного человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. В этом понимании решение задач обучения должно обеспечивать воспитание устойчивых нравственных свойств личности дошкольника.

Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. Нравственное воспитание подрастающего поколения всецело зависит от демонстрации взрослыми ведущих морально-этических принципов, благодаря которым складывается у воспитанников свой наглядно-образный эталон, на который ему хотелось бы равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер. По мнению А. В. Зосимовского, дифференцированный подбор примеров и педагогически взвешенная последовательность их демонстрации, обеспечивает становление нравственно-воспитанной личности, готовой к активному действию. В исследовании А. В. Зосимовского отмечалось, что моральная направленность личности, выраженная в силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей, побуждает учащегося к проявлению устойчивой способности к самостоятельному (свободному) духовно-нравственному - должному поведению в обычных условиях.

Публикации по теме:

Из личного опыта «Основы духовно-нравственного воспитания в детском саду» «Основы духовно – нравственного воспитания в детском саду «(личный опыт). Я работаю в детском саду не так давно, но я очень рада что выбрала.

Консультация для воспитателей «Решение проблем нравственного воспитания в русских народных сказках» Детство – это пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в детстве сказка производит настолько сильное впечатление.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края Губкина А. Г. воспитатель МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка», п. Матвеев Курган Ростовской области. В современной социокультурной ситуации большое значение.

Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников I. Введение. Воспитывать человека – значит определять судьбу нации. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексей II Известно, что нет.

Проект «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития и воспитания» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на тему «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития.

Программа духовно-нравственного воспитания в СРЦ ПРОГРАММА Воспитательной работы по духовно - нравственному направлению «МОЙ МИР» Срок реализации: 3 месяца Возраст детей: 7-11, 12-18лет.

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания» Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития.

Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека,.

Консультация «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?» Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?» Автор: Тураходжаева Юлия Валерьевна, воспитатель, МАДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду»
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 05:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД