Бенура Темирханова
Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика использования народных традиций
в детском саду
В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением народных традиций. На занятиях даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида дагестанского фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.
Публикация «Программа нравственного воспитания дошкольников „Методика использования народных традиций в детском саду“» размещена в разделах
Выдвинутое нами положение об искусстве как о средстве духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в определении уровня духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия литературных произведений. Данный этап экспериментального исследования носил диагностический характер.
Формы морали дошкольники усваивают, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образцами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям. На первом этапе констатирующего эксперимента изучали наличие нравственных ценностей путем опроса детей подготовительной группы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие категории в нравственном сознании : добро-зло, честность-лживость, милосердие-равнодушие, дружба-вражда. Первый этап заключался в том, что мы попросили старших дошкольников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной группы. Опрос проводился индивидуально. Объяснили полно все понятия 3 человека, не все понятия объяснили 5 человек, не полно отдельные понятия объяснили 1 человек, отказались это делать 1 человек. Итак, дошкольникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «честность», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
Зло дети толковали как связанную с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся», с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой», или просто эмоциональную оценку явления: «это плохо».
Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый», «это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают», «это когда никто не дерется», «никого не обижают». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось. Второй этап констатирующего эксперимента, состоял в том, что мы проводили опрос среди дошкольников, какие из перечисленных категорий они могут проилюстрировать посредством сказки, пословицы, рассказа.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что всех детей участвующих в экспериментальной работе можно распределить на три уровня по знаниям.
Таблица 1. Уровни информированности дошкольников в нравственной сфере.
Высокий уровень: широта представлений о наиболее значимых нравственных явле-ниях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок активно перечисляет сказки, пословицы, расс-казы, знает какому народу, автору они принадлежат. Искреннее проявление разнообразных чувств по отношению к другим лю-дям и окружающей среде (доброжелательность к товарищу, доб-роту, отзывчивость)
Средний уровень: узость представлений о наиболее значимых нравственных явле-ниях и степени сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок рассказывает сказку, рассказ не зная автора, знает пословицы, но не знает какому народу принадлежит, не всегда могут определить ценностные качества игры, правила иг-ры рассказывает с помощью экспериментатора
Низкий уровень: очень неоднозначные, некоторое отсутствие, представления о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформиро-ванности важнейших понятий в этой области. Отказывается вы-полнять задание.
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как показывает анализ исследований с четырьмя положениями:
1. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
2. Каждый день на неокрепший интеллект и духовный мир ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия, как позитивного, так и негативного характера;
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку
4. Знание нравственных норм, важно еще и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей.
Перед образовательным учреждением ставится задача подготовки ответственного человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. В этом понимании решение задач обучения должно обеспечивать воспитание устойчивых нравственных свойств личности дошкольника.
Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. Нравственное воспитание подрастающего поколения всецело зависит от демонстрации взрослыми ведущих морально-этических принципов, благодаря которым складывается у воспитанников свой наглядно-образный эталон, на который ему хотелось бы равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер. По мнению А. В. Зосимовского, дифференцированный подбор примеров и педагогически взвешенная последовательность их демонстрации, обеспечивает становление нравственно-воспитанной личности, готовой к активному действию. В исследовании А. В. Зосимовского отмечалось, что моральная направленность личности, выраженная в силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей, побуждает учащегося к проявлению устойчивой способности к самостоятельному (свободному) духовно-нравственному - должному поведению в обычных условиях.