Ирина Комарова
Программа духовно-нравственного воспитания в СРЦ
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
Воспитательной работы по духовно - нравственному направлению
«МОЙ МИР»
Срок реализации: 3 месяца
Возраст детей: 7-11, 12-18лет
Разработано:
Воспитатель стационарного отделения,
Первой категории
Комаровой Ириной Евгеньевной
Ярославль, 2018г.
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Содержание программы… 5
3. Прогнозируемый результат… 8
Публикация «Программа духовно-нравственного воспитания в СРЦ» размещена в разделах
4. Методическое обеспечение…. 9
5. Используемая литература…. 10
6. Приложение №1 (диагностико – методический инструментарий…. 11
7. Приложение №2 (конспекты занятий…. 18
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии со Стратегией воспитания в Российской Федерации на период до 2025года в рамках духовно-нравственного воспитания.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками социально-реабилитационного центра.
Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над», разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир».
В работе с детьми СРЦ особое внимание уделяется развитию умения понимать взрослых и детей, проявлять доброжелательное отношение, развивать эмоциональную отзывчивость, формируются правила и нормы культуры поведения в обществе. Принцип воспитания соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.
Цель программы – формирование личностных качеств у воспитанников социально – реабилитационного центра как основы взаимоотношений со взрослыми и детьми в обществе и в мире в целом.
Задачи:
1. Развивать механизмы эмоционально – волевого регулирования поведения.
2. Ознакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами поведения в обществе с позиции индивидуальности.
3. Сформировать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Данная программа является одним из направлений духовно – нравственного воспитания несовершеннолетних в социально – реабилитационном центре в рамках общей воспитательной деятельности учреждения.
Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на работу с детьми, находящимися непосредственно в социально – реабилитационном центре, где жизнь ребенка связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, где каждый наделен своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребенку предстоит наладить взаимоотношения.
Программа рассчитана на 3 месяца и предназначена для детей 7-11 и 12-18 лет, занятия комбинированного типа, включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Длительность занятий младший школьный возраст 35-40 минут, старший школьный возраст 45 минут.
Для успешной реализации программы необходимы определенные условия. Это отдельное помещение, соответствующее нормам пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям; мебель для размещения воспитанников; доступ к современному мобильному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции видеоизображения и звука; различные фото и видео материалы, настольный раздаточный материал, канцелярские принадлежности, а так же методическая литература и литература для самостоятельного чтения детям.
Содержание программы
Приоритетным направлением воспитательной деятельности является коммуникативное взаимодействие и общение. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
Тематическое планирование.
№п/п Тема занятия Кол – во часов
1. Давайте познакомимся 1
2. Волшебные слова 1
3. Если с другом вышел в путь 1
4. «Вредные» привычки 1
5. Да здравствует вежливость 1
6. Добро и зло 1
7. Учитесь быть трудолюбивыми (профилактическая игра-беседа) 1
8. К тебе пришли гости 1
9. Твои ровесники 1
10. Правила поведения в общественных местах 1
11. У меня зазвонил телефон 1
12. Что такое тактичность, умеренность, деликатность 1
13. О грубиянах и драчунах 1
14. Вежливость-основа воспитанности 1
15. Этикет телефонного разговора 1
16. Уметь быть благодарным 1
17. Гостевой этикет 1
18. Как вести себя в транспорте 1
19. Театр-храм культуры 1
20. О милосердии 1
21. Общение с незнакомыми людьми 1
22. Благородные рыцари и прекрасные дамы (этикет) 1
23. Как культурно ссориться 1
24. Это тихое слово прости 1
№
Название
План Кол - К
1. Давайте познакомимся Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств.
1
2. Волшебные слова Знакомство с волшебными словами 1
3. 3. Если с другом вышел в путь Что означает слово «дружба»? Игра на внимание. Обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.
1
4. «Вредные привычки» Знакомство с вредными привычками в общении. Игра, слушание сказки, разыгрывание ситуаций. Какое поведение считается культурным?
1
5. Да здравствует вежливость Что значит вежливость? Игра «Волшебные слова». Разыгрывание ситуаций, анализ, игра на внимание. Вежливость-умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.
1
6. Добро и зло Что такое добро? Доброе общение. Решение проблемных ситуаций. Упражнение – тренинг. Практическое задание «Хорошо - плохо».
1
7. Учитесь быть трудолюбивыми (профилактическая игра – беседа) Игра «К нам гости…», разыгрывание ситуации, практическое задание «любишь – не любишь», игра «помоги собрать пословицу».
1
8. К тебе пришли гости Зачем люди ходят в гости? Обсуждение ситуаций о гостеприимстве. Конкурсы с шариками. Памятка гостеприимства, игра – тренинг.
1
9. Твои ровесники Размышление «группа – сад», беседа о понятиях, игра «лети, лети лепесток», обсуждение ситуаций, групповая работа.
1
10. Правила поведения в общественных местах Улица – общественное местонахождение людей. Правила поведения на улице, общение.
1
11. У меня зазвонил телефон Телефон в нашей жизни. Номера экстренных служб, ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.
1
12. Что такое тактичность, умеренность, деликатность Работа над понятиями «тактичность» и «деликатность», чтение и обсуждение стихотворения, обсуждение правил тактичного общения, работа над понятием «умеренность», обсуждение ситуаций.
1
13. О грубиянах Чтение и обсуждение сказки, групповая работа, чтение и обсуждение стихотворений
1
14. Вежливость – основа воспитанности Что такое общение. Ситуации, ребус «общение», игра «Ромашка», здание по карточкам.
1
15. Этикет телефонного разговора Обсуждение отрывка, разыгрывание ситуаций, актуализация знаний, анализ ситуаций, разыгрывание ситуаций, групповая работа «допиши предложения»
1
16. Умей быть благодарным Обсуждение рассказа, разъяснение понятий, слушание и обсуждение сказки, игровое упражнение «скажи спасибо», работа в группах, коллективный рисунок «благодарное сердце»
1
17. Гостевой этикет Рассказ об истории гостевого этикета, Чтение и обсуждение ситуаций. Составление правил поведения в гостях. Чтение и обсуждение стихотворений, групповая работа, игровые упражнения.
1
18. Как вести себя в транспорте Чтение и обсуждение стихотворения, анализ ситуации, проигрывание ситуаций «в автобусе», работа по правилам общения в транспорте.
1
19. Театр – храм культуры Составление театрального словарика, мини – инсценировка «разговор актеров», обсуждение инсценировки, обсуждение ситуации «Саша собирается в театр», групповая работа
1
20. О милосердии Чтение и обсуждение стихотворения, работа над понятиями, работа в парах, обсуждение ситуации.
1
21. Общение с незнакомыми людьми Этикет общения, обсуждение ситуаций, составление правил. 1
22. Благородные рыцари и прекрасные дамы Рассказы о рыцарях и дамах, беседа, групповая работа, выполнение рисунков 1
23. Как нужно ссориться Чтение стихотворения, работа на понятием «ссора», чтение и обсуждение рассказа, работа над словами, выражающими извинение, чтение стихотворения, как словесно разрешать конфликт, работа в парах.
1
24. Это тихое слово «прости» Беседа об обидах и прощении, обсуждение ситуации, работа с пословицами и афоризмами, чтение и обсуждение стихотворения, игровое упражнение.
1
На занятиях проводится коррекция эмоционально – личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы воспитанники осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
Знания, полученные в процессе занятий, дети переносят и применяют в самостоятельной деятельности.
Прогнозируемый или ожидаемый результат.
Ожидаемый результат реализации программы по духовно – нравственному воспитанию несовершеннолетних определяется поставленными выше задачами:
- воспитанник имеет представление и может формулировать понятие «этикет»;
- понимает значение роли этикета в жизни людей;
-сформировано доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
-сформированы навыки поведения и общения в общественных местах;
- имеют представление об основных моделях коммуникативного поведения;
-способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником.
Усвоение представлений о качествах личности и нравственных нормах поведения, усвоение коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций будет отслеживаться с помощью диагностики нравственной самооценки по бальной системе (см. Приложение №1).
По данным критериям систематически осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать результаты успешности развития нравственных качеств воспитанников и эффективность реализации программы.
Методическое обеспечение.
Реализуя программу по духовно – нравственному развитию используются различные формы и методы работы.
Формы воспитательной работы :
- познавательная беседа;
- этическая беседа;
- профилактическая беседа;
- игры: ролевые, ситуационные;
- занятия с использованием художественных средств выразительности;
- упражнения;
- тренинги;
- экскурсии;
- тестирование, что осуществляется в режиме коллективных, групповых и индивидуальных занятиях.
Метод воспитания :
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
- метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
- метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Список литературы
1. Богуславская Н. И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998г.
2. Звездина Г. П. Классные часы в начальной школе (Программа факультатива «Я и Мир») – М: ТЦ Сфера 2004г.
3. Классные часы / Авт. сост. Т. Н. Максимова – М. : ВАКО, 2014г.
4. Кащенко В. В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы 1 -4классы / - М. : ВАКО, 2008г.
5. Курочкина И. Н. Как научить поступать нравственно, 3 – е изд. – М. : Флинта, 2003г.
6. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль: Академия развития, 1997г.
7. Вендербильт Э. К. Культура поведения, этикет, мораль. М., 1998г.
8. Вольченко Л. Б. Этикет. Ростов – на – Дону, 1996г.
9. Вольф И. Т. Современный этикет. М., 1997г.
10. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М. ,2003г.
11. Крохина И. М. Все об этике. М. ,2005г.
12. Лихачева Л. С. Уроки этикета. Екатеринбург, 2006г.
13. Николаева Т. Н. Этикет и мы. М., 2003г.
14. Титаренко А. И. Нравственные основы общения. М., 1997г.
15. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в детском доме: Пособие для воспитателей и учителей / - М. : АРКТИ, 2006
Приложение № 1.
Диагностический инструментарий оценки успешности реализации программы
Критерии Диагностический инструментарий
Характер межличностных отношений Тестирование
Наблюдения
Развитие коммуникативных способностей
Сформированность нравственных качеств Анкетирование, наблюдения
Анкетирование
Тестирование
Наблюдения
Соблюдение нравственных норм поведения Анкетирование
Тестирование
Наблюдения
Диагностика нравственной воспитанности.
Методика № 1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание». Пример: 1) 3; 2).4.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь сверстнику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить непрятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого- то в группе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать радость людям.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю. Что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3единицы, в 1 балл – 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – это 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Текст:
1. Когда я вижу кого – то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто – то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться со сверстниками, я…
Интерпретация результатов:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувства, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3.
Инструкция:
«Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»
Вопросы:
Если кто – то плачет, то я
а) попытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, что чтобы он попросил родителей ему купить такую игру;
г) пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
Если кто – то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
б) обижусь в ответ;
в) докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: ключ положительных результатов: 1 – а, 2 – г, 3 – в, 4 – а. Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных ребенком.
4 балла – высокий уровень, 2-3 балла – средний уровень, 1балл – низкий уровень.
Критерии представлений о качествах личности и нравственных нормах поведения. Усвоение коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.
4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Владеет вербальными средствами общения. Умеет анализировать поступки свои и других детей. Оценивать происходящие события. Преобладает мотив «я должен». Понимает и адекватно отвечает на просьбы, приветствия, замечания, возражения. Владеет коммуникативными моделями общения и поведения (в гостях, в транспорте, общественно – культурных местах). Знания не систематизированы. Развиты такие черты характера как трудолюбие, аккуратность, вежливость. Понимает обращенную к нему речь, но вызывает затруднение начать беседу, продолжить и закончит ее. Владеет невербальными средствами общения: мимикой, жестами. Замечает, когда кто – то нуждается в помощи и оказывает ее. Знания элементарны. Затрудняется выразить свои мысли в связи с недостаточным владением вербальными и невербальными средствами общения. Недостаточно владеет нормами поведения в обществе. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, но только эпизодически. Знания фрагментарны, на элементарном уровне, не соответствуют возрасту. Объем знаний недостаточен для общения и взаимодействия с другими людьми. В связи с недостаточным словарным запасом плохо владеет речевым выраже6нием своих мыслей, знаний, умений. Не владеет моделями общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях. Большая часть практических действий выполняется только с взрослым.
Карта результатов мониторинга
Фамилия, имя воспитанника Период оценивания Компоненты достижений
Умение внимательно и активно слушать Способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником Использование мимики и жестов Владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях Понимает и адекватно отвечает на просьбы, приветствия, замечания, возражения Соблюдает нравственные нормы поведения Умеет анализировать свои поступки и поступки других людей Развиты черты характера: трудолюбие, аккуратность, отзывчивость и т. п.
Исходное
состояние
Через 3
Месяца
Исходное
Состояние
Через 3
месяца
Исходное
Состояние
Через 3
месяца
Исходное состояние
Через 3
месяца
Исходное состояние
Через3
месяца