ларкина марина николаевна
Консультация для воспитателей «Решение проблем нравственного воспитания в русских народных сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в детстве сказка производит настолько сильное впечатление на ребенка, что остается в памяти на всю жизнь. Сказка развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально – познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству. Сказка учит быть гражданином, давая в образной эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явление действительности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Консультации для воспитателей
- Сказки. Консультации для родителей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие сказки («Курочка Ряба», «Репка», живет вместе с героями книг, сочувствует одним, и по – детски осуждает других.
В сказках жизненная правда народов раскрывается в развернутом повествовании. Творцы в сказках жили трудно : сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, надеялись на лучшую долю. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку («Гуси – лебеди», «Хаврошечка»).
Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенка нравственных и эстетических идей народа, отразившихся в них; его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о красоте человеческой.
Сказки развивают личность ребенка. Они пробуждают его фантазию, учат мечтать и добиваться осуществления настоящей большой мечты.
Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма. Эта внутренняя активность «жизнь вместе с героем» - как-бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.
Сказки воспитывают любовь к родине (сказки про солдата, про Федота – стрельца, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Они раскрывают народное восприятие действительности во всем эмоциональном многообразии.
Для сказки характерны, подчеркнуто определенные, резкие, густые цвета: «темная ночь», «белый свет», «красное солнышко», «синее море», «белые лебеди». Вещи в сказках имеют запах, отчетливые формы, яркий цвет.
Детей захватывает напряженность сюжета, неожиданности, опасности, превращения, борьба могущественных сил зла с силой добра, представлены чаще всего в образе обыкновенного человека («Иван – коровий сын», «лихо одноглазое»). А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и ка мужество. Стойкость и преданность обязательно побеждает зло, каким бы страшным оно не ни было. Тем же целям нравственного воспитания служат сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, зависть, трусливость, глупость, жадность («Два жадных медвежонка», «Жадная старуха», «Морозко»).
Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям внешнего вида птиц, зверей, насекомых. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей!
«Увидела лиса тетерева на дереве, подошла к нему, говорит: «Тереньтьюшко – батюшка, приехала я из города - слышала указ: тетеревам не летать по деревьям, а ходить по земле».
Лисой мы называем человека корыстного, расчетливого, изворотливого. Такие сказки, как «Звери в яме», «Кот, петух и лиса», «Солнце, месяц и Ворон Воронович» и другие, приучают детей к образному восприятию богатства и многообразию окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Очень много правды пишется в бытовых сказках. Это настоящая сатира - насмешка над барином, попом, самим царем. В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, настоящая честь – над спесью, смекалка и ум – над глупостью.
Из всех героев бытовых сказок интереснее иронически удачны Иванушка – дурачок. Вокруг него леди жадничают, обманывают друг друга, хитрят, тешат свое самолюбие, хотят нажить богатство, а Иван лежит себе на печи и бывает рад немногому: красной рубахе, гороху, доброму слову. И вот счастье приходит к нему, а не тем, кто тянул руки к богатству. Дурачок женится на красавице – царевне, сам становится писаным красавцем( «Сивка – бурка», «Иван – бесталанный и Елена премудрая»).
Смысл таких сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива, корысть. Веселый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их смысл живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что – то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному.
Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы – Яги, ни Царевны – лягушки, ни Кащея – бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение, к плохому и хорошему.
Сказка – благодатный и ни чем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия. Наносят сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа.
Кажется, что сказка построена на чисто «бытовом» сюжете – дедушка и бабушка посадили репку («Репка»); дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка («Бычок - смоляной бочок», но каждое слово этой сказки – игра творческих сил народного духа.
Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем русский народ.