Анна корелина
Программа наставничества на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «МИШУТКА»
(МБДОУ №18 «Мишутка»)
Программа наставничества на 2022/2023 учебный год
Корелиной А. В. ,
воспитателя
первой квалификационной категории
Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов.
А. С. Макаренко
Пояснительная записка
Публикация «Программа наставничества на учебный год» размещена в разделах
Наставничество - разновидность целенаправленной индивидуальной деятельности наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов и специалистов, не имеющих опыта педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Период вхождения молодого специалиста в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот этап, зависит, состоится ли начинающий педагог как профессионал. В современных условиях реформирования национальной системы образования система наставничества в ДОУ заслуживает пристального внимания; в ней отражена жизненная необходимость помочь молодому специалисту в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности, а для этого - получить поддержку квалифицированного педагога, который может предложить как практическую, так и теоретическую помощь в организации образовательной деятельности.
Кандидатуры наставников отбирают по следующим критериям:
– высокий уровень профессиональной подготовки;
– наличие общепризнанных личных достижений и результатов;
– развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
– способность и готовность делиться профессиональным опытом;
– педагогический стаж не менее пяти лет, стаж профессиональной деятельности в организации не менее двух лет.
В условиях модернизации системы образования в современной России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Поэтому программа наставничества направлена на становление молодого педагога и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Цель программы наставничества – оказание помощи молодому специалисту в повышении уровня профессионального мастерства и накоплении педагогического опыта, адаптации к педагогическому коллективу и коллективу детей и родителей.
Задачи:
1. привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;
2. оказать теоретическую, психологическую и методическую поддержку;
3. помочь овладеть современными образовательными программами, инновационными технологиями;
4. развивать потребность в непрерывном самообразовании;
5. способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня;
6. отслеживать динамику развития профессиональной деятельности молодого специалиста.
Планируемые результаты.
Для молодого специалиста:
- рост профессиональной и методической компетенции, повышение уровня готовности к педагогической деятельности;
- формирование потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрытие творческого потенциала.
- Самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Для наставника :
- эффективный способ самореализации;
- развитие деловых качеств;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
Для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении;
- повышение культурного и профессионального уровня подготовки кадров;
- улучшение взаимоотношений между сотрудниками.
Основные направления работы:
- планирование и организация учебно-воспитательной работы;
- работа с документацией;
- работа по самообразованию;
- руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста;
- психолого-педагогическая поддержка.
Формы работы:
• консультации;
• анкетирование;
• наблюдение;
• тестирование;
• участие в конкурсах;
• дискуссии;
• семинары-практикумы;
• круглые столы;
• беседы;
• деловые игры;
• изучение методической литературы;
• убеждения, поощрения;
• взаимопосещения;
• коллективные просмотры педпроцессов;
• самообучение в информационном пространстве интернет;
• рекомендации;
• анализ педагогических ситуаций.
Обязанности наставника :
• знать требования законодательства в сфере образования, ведомственные и локальные нормативные акты, определяющие права и обязанности молодого специалиста;
• разрабатывать совместно с подопечным план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки;
• изучать деловые и нравственные качества подопечного, его отношение к проведению занятий, взаимодействие с коллективом учреждения образования, воспитанниками и их родителями;
• вводить в профессию (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
• проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом занятий и мероприятий, проводимых в ДОУ, выполнение плана профессионального становления;
• оказывать молодому педагогу индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять
допущенные ошибки;
• личным примером развивать положительные качества молодого педагога, корректировать его поведение в учреждении образования, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
Принципы наставничества :
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Этапы реализации программы.
Программа наставничества рассчитана на 1 год и реализуется в три этапа.
1 этап – адаптационный:
- определение обязанностей и полномочий молодого специалиста;
- выявление недостатков в его умениях и навыках;
- разработка программы адаптации.
2 этап – основной:
- реализация программы адаптации;
- корректировка профессиональных умений и навыков молодого специалиста;
- построение его собственной программы самосовершенствования.
3 этап – контрольно-оценочный:
- проверка уровня профессиональной компетентности молодого специалиста;
- определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Форма наставничества : «воспитатель-воспитатель»
Сведения О молодом специалисте О педагоге-наставнике
Фамилия, имя, Киреева Альбина Корелина Анна
отчество Мухаметовна Викторовна
Образование среднее специальное высшее
Какое учебное заведение окончил БУПО Ханты-
Мансийского автономного округа -
Югры "Лангепасский политехнический
колледж" БУ ВО ХМАО-ЮГРЫ СурГПУ
Педагогический стаж 0 лет 11 лет
Место работы МБДОУ №18
«Мишутка» МБДОУ №18
«Мишутка»
Должность воспитатель воспитатель
Специальность и квалификация Дошкольное образование/
Воспитатель детей дошкольного возраста Дошкольное образование/
Педагогика и методика дошкольного образования
Учебная нагрузка 36 часов 36 часов
Группа 4-5 лет 4-5 лет
Квалификационная категория Не имеет первая
План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год по планированию, организации и содержанию деятельности индивидуальной работы с молодым специалистом.
№ п/п Содержание работы Форма проведения Сроки
1. Диагностика проблем педагога. Изучение программ, пособий. Составление документации по организации образовательной деятельности. Планирование
воспитательно-образовательного процесса.
Консультация «Ведение групповой документации» Анализ профессиональных затруднений специалиста и степени комфортности его нахождения в коллективе.
Практические рекомендации. Сентябрь
2. Беседа «Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения»
Консультация по самообразованию.
Подготовка к участию в родительском собрании. Помощь в выборе темы самообразования. Помощь в организации и проведении собрания,
обсуждение собрания.
Октябрь
3. Индивидуальная работа с педагогом по организации
утренней гимнастики детей.
Мастер-класс «Виды и организации режимных моментов в ДОУ» Наблюдение и анализ
организации утренней гимнастики. Показ режимных моментов в игровой форме.
Ноябрь
4. Изучение методики проведения занятия. Посещение молодым специалистом занятия и индивидуальной работы с
детьми у наставника.
Декабрь
5. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной
деятельности молодым специалистом. Посещения занятия и режимных моментов
молодого педагога. Обсуждение.
Январь
6. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. Беседа «Проектная деятельность в ДОО, как средство взаимодействия педагога и родителей» Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.
Февраль
7. Инновационные технологии и процессы в обучении.
Использование ИКТ технологий.
Анализ электронного портфолио наставника.
Ознакомление с требованиями и вариантами оформления
профессионального портфолио.
Рекомендации.
Март
8. Помощь в обогащении развивающей предметно пространственной среды в группе с учетом возрастных особенностей детей.
Рекомендации по использованию
Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). Организация самостоятельной деятельности детей.
Апрель
9. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Консультация «Игры и развлечения детей на прогулке»
Диагностика детей.
Подготовка к летне- оздоровительному периоду.
Подведение итогов работы Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи.
Самоанализ молодого специалиста.
Май
Отчет об итогах наставничества
Таким образом, составленная система работы по наставничеству помогает молодому специалисту адаптироваться к педагогической работе в ДОУ, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникативную работу со всеми участниками образовательного процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности.
Методическое сопровождение для молодого специалиста:
1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
4. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М. : Просвещение, 2006.
5. Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду:
6. Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).
7. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2008
8. Корчак Я. Как любить ребенка. – Калининград, 2002
9. Метлов Н. А. Музыка – детям – М. :Просвещение, 1985г.
10. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах Н. Г. Кононова, Просвещение, М., 1990.
11. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой/ М. ,» Мозаика – синтез», 2014
12. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение, 2006
13. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. – М. : ТЦ Сфера, 2009.