Марина Щеткина
Программа «Ментальная арифметика 4–5 лет»
▼ Скачать
Программа "Ментальная арифметика 4-5 лет"
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe, позволяющая развить максимальную скорость восприятия и обработки информации. С помощью программы ментальной арифметики дети могут выполнять в уме математические операции любой сложности - от сложения и вычитания до возведения в квадратную степень и извлечения квадратных корней - без использования калькулятора, компьютера, карандаша и бумаги. На занятиях ментальной арифметике, одновременно задействуются оба полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.
Публикация «Программа „Ментальная арифметика 4–5 лет“» размещена в разделах
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы :
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
6. Устав образовательной организации (могут быть представлены документы регионального уровня)
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы определяется важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Данная программа является адаптированной для детей пятилетнего возраста. Задания построены «от простого к сложному» в программе предусмотрено увеличение объема заданий в соответствии с количеством уроков. Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера, играми. Также занятия направлены на использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение. Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление. Упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему улучшается:
Концентрация внимания;
Фотографическая память;
Точность и быстрота реакции;
Творческое мышление;
Слух и наблюдательность;
Воображение, как следствие повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.
Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах.
Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Дети с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста предполагает:
новое решение проблем дополнительного образования;
новые методики преподавания;
новые педагогические технологии в проведении занятий;
нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детейОдним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Счет происходит с помощью абакуса демонстрационного (большого) и ученического (маленького, на них имеются косточки, при работе с которыми развивается мелкая моторика рук, способствующая интеллектуальному развитию ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Цель программы : развитие в детях интеллектуальных и познавательных способностей вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе. Развить внимание, память, логическое мышление.
Задачи:
Обучающие:
совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметических счет Абакус;
обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;
развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
развитие познавательной активности;
Воспитывающие:
воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Отличительной особенностью данной программы является то, что на каждом занятии дети считают при помощи специального инструмента - абакус. Счет производится пальцами обеих рук. После закрепления умений считать при помощи абакуса, дети переходят на воображаемый абакус и решают примеры мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости. А происходит потому, что при счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится следующее действие, при ментальном счете ребенок перемещает косточки, выполняет все действия без остановки и только в конце считывает ответ. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.
Организационно-педагогические условия реализации программы : Программа курса предполагает знакомство с теорией и практикой по ментальной арифметике и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Для обучения по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей рабочей программе принимаются все желающие, без предварительного отбора.
форма обучения – групповая
режим занятий – 2 раза в неделю (по 20 мин – 1 ак. час).
На каждом занятии проводится физкультминутка на развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, игра.
Содержательная часть
Учебно-тематический план для детей 5-6 лет
№
п/п Название разделов, тем Количество часов
Всего Теория Практика
1 Модуль №1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся с педагогом. Знакомство с ментальной арифметикой. Выявление уровня первичной подготовки детей. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 -
2 Модуль №2. Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)
2 0,5 1,5
3 Знакомство с абакусом. Набор чисел на абакусе 2 0,5 1,5
4 Набор чисел первого разряда на абакусе. 2 0,5 1,5
5
Учимся считать на абакусе. Набор чисел, использование пальцев, пятерка 4 1 3
6 Набор чисел, использование пальцев, пятерка 4 1 3
7 Повторение отображения чисел 1 1
8 Знакомство с флеш-картами. Знакомство с ментальной картой 2 1 1
9 Модуль №3. Простое сложение и вычитание. Помощь брата.
Простое сложение. Простое вычитание 4 2 2
10 Модуль №4. Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».
3 1 2
11 Итоговое занятие 1 1
12 Модуль №5Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата».
7 2 5
13 Модуль №6Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата» 4 1,5 2,5
14 Модуль №7. Смешанные операции.
Сравнение групп предметов по количеству 4 1 3
15
Сложение и вычитание. Смешанные операции. 4 1 3
16 Решение примеров на сложение и вычитание методом «Помощь брата» 4 1 3
17 Модуль №8. Двухзначные числа.
Знакомство с двухзначными числами. Числа от 10 до 20. 10 4 6
18 Набор чисел от 10 до 20 на абакусе. 4 1,5 2,5
20 Открытое занятие 4 1,5 2,5
Итого: 68 23 45