Анна Цареградская
Программа «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Разноцветный мир» социальной реабилитации несовершеннолетних
Содержание
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Описание структуры программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Мероприятия, направленные на реализацию программы по социальному сопровождению несовершеннолетних
2.2. Социально-педагогическая коррекция в группе, индивидуально
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация режима пребывания детей дошкольного возраста
Публикация «Программа „Разноцветный мир“» размещена в разделах
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название Программы : Программа «Разноцветный мир», социальной реабилитации несовершеннолетних
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
2. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 14.07.2008);
3.«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы специализированных Учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (СанПиН 2.4.3259-15)»;
4. Уставом и локальными актами
Цель: Создание условий в центре для социальной реабилитации несовершеннолетнего (оказание социально - психологической, педагогической, правовой, медицинской помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также семьям группы риска; профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних).
Задачи:
1. Создать позитивные условия для проведения первичной адаптации ребенка к жизни в центре.
2. Содействовать возвращению ребенка к важнейшим формам жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
3. Развитие умственных способностей ребенка.
4. Развитие творческих способностей ребенка.
5. Формирование безопасного поведения в социуме
6. Формирование трудовых навыков
7. Профилактика правонарушений
8. Развитие личностных качеств, коррекция поведения
9. Формирование навыков здорового образа жизни
10. Организация досуговой деятельности
Разделы программы :
1. Целевой раздел
2. Содержательный раздел
3. Организационный раздел
Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Участники программы : Воспитанники центра (от 3-х лет до 7лет)
Администрация и сотрудники центра. Социальные партнеры
Предполагаемый результат - Эффективность системной работы можно отследить с помощью социального мониторинга.
Система контроля:
- Административный и социальный мониторинг
-Анализ результатов деятельности по реализации программы ( использование диагностических средств: наблюдение, беседы, тестирование, анализ и самоанализ).
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа «Разноцветный мир» составлена для организации социального сопровождения детей дошкольного возраста.
Программа «Разноцветный мир» разработана с учё том следующих нормативно-правовых документов:
1. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
2. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 14.07.2008);
3.«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы специализированных Учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (СанПиН 2.4.3259-15)»;
4. Уставом и локальными актами.
Программа «Разноцветный мир» обеспечивает оказание социальное сопровождение детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (социально-бытовое сопровождение; социально-медицинское сопровождение; социально-психологическое сопровождение; социально-педагогическое сопровождение; социально-трудовые сопровождение; социально-правовое сопровождение).
Программа состоит из трех разделов:
1. Целевой раздел
2. Содержательный раздел
3. Организационный раздел.
Социальное сопровождение с несовершеннолетними строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления социального сопровождения в условиях центра.
Приоритетное направление деятельности по реализации программы «Разноцветный мир»
Приоритетным направлением деятельности центра по реализации программы является социальное сопровождение несовершеннолетних.
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые;
6) социально-правовые, направленные на защиту прав и законных интересов получателей социальных услуг;
Освоение ребенком социального мира окружения, через организацию совместной, самостоятельной деятельности. Учет специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий:
- обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения;
- раскрывает способы познания себя, и других через самоощущение себя в мире природы, в мире людей и предметов;
- ориентировано на становление самооценки ребенка, на развитие его способности к идентификации, самоанализу и освоению культурных образцов;
- учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая, в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая воспитания, постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей воспитания;
- осуществляется на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;
- имеет яркую воспитывающую направленность, т. е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.
В реальном воспитательном процессе реализация содержания воспитания обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии.
Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство уверенности в себе и защищенности, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу воспитательного процесса, через такие компоненты среды как:
- эмоционально-поддерживающий, т. е. отношения между участниками совместной жизнедеятельности;
- эмоционально-стабилизирующий, т. е. режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в центре;
- эмоционально-настраивающий, т. е. внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.);
- эмоционально-активизирующий, т. е. организация занятости детей (игры, занятия, сюрпризные моменты и пр.);
- эмоционально-тренирующий, т. е. проведение психогимнастических упражнений с детьми, развивающих тренингов.
1.2. Цели и задачи деятельности по реализации программы
Цель: Создание условий в центре для социальной реабилитации несовершеннолетнего (оказание социально – психологической, педагогической, правовой, медицинской помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также семьям группы риска; профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних).
Задачи:
1. Создать позитивные условия для проведения первичной адаптации ребенка к жизни в центре.
2. Содействовать возвращению ребенка к важнейшим формам жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
3. Развитие умственных способностей ребенка.
4. Развитие творческих способностей ребенка.
5. Формирование безопасного поведения в социуме
6. Формирование трудовых навыков
7. Профилактика правонарушений
8. Развитие личностных качеств, коррекция поведения
9. Формирование навыков здорового образа жизни
10. Организация досуговой деятельности
Основные принципы построения и реализации программы :
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих целей и задач процесса социального сопровождения детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
- приоритет интересов ребенка и его благополучие;
- опора на позитивные начала в нравственном и физическом развитии детей;
- комплексный подход к диагностической и коррекционной работе с воспитанниками учреждения;
- деятельностный подход в воспитании и развитии.
Предполагаемый результат:
- Повышение у детей уровня социально-бытовых представлений и навыков, как основы для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум.
1.3. Описание структуры программы
Программа «Разноцветный мир» состоит из шести разделов, соблюдающих системность и целостность социального сопровождения несовершеннолетних:
1 раздел: Социально-педагогическое сопровождение, направленно на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей.
Данный раздел состоит из 7 блоков: ОБЖ, познавательное развитие (умственное развитие, профессиональное самоопределение, информационная безопасность, экономическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, творческое развитие.
2 раздел: Социально-бытовое сопровождение, направленно на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. В данный раздел входит режим дня, кулинария, санитарно-гигиенические навыки.
3 раздел: Социально-психологическое сопровождение, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде.
4 раздел: Социально-правовое сопровождение, направленно на защиту прав и законных интересов получателей социальных услуг. В данный раздел входит – правовое воспитание.
5 раздел: Социально-трудовое сопровождение, направленно на знакомство несовершеннолетних с трудовой деятельностью. В данный раздел входит трудовое воспитание.
6 раздел: Социально-медицинское сопровождение, направленно на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья. В данный раздел входит 2 блока: физическое развитие, здоровый образ жизни.