Наиля Нефедова
Программа пришкольного лагеря
▼ Скачать + Заказать документы
Программа пришкольного лагеря
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых.
При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований:
• летний лагерь позволяет использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями, обучиться навыкам волонтерской работы;
Публикация «Программа пришкольного лагеря» размещена в разделах
• такая форма активного отдыха детей содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создаёт основу для развития социального взаимодействия учащихся и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;
• во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Эти функции выполняет летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей. Пребывание здесь для каждого ребёнка - время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
1. Обеспечением преемственности работе лагеря предыдущих лет;
2. Необходимостью модернизации старых форм работы и введением новых, более результативных;
3. Продолжением реализации программы развития школы как центра национальных культур, реализации поликультурного образования школьников.
Программа «Cолнышко» по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в специфических условиях детского оздоровительного пришкольного лагеря. Это комплексный проект, включающий несколько направленностей:
5. этнографическая;
6. спортивно-туристская;
7. интеллектуально-познавательная;
8. художественно-эстетическая.
9. Волонтерское направление
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель программы – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей, социальной активности.
Задачи программы :
организация рационального режима дня детей в лагере;
подготовка и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе;
организация и проведение мероприятий, способствующих воспитанию толерантности и укреплению дружбы и сотрудничества между детьми разных национальностей и возрастов;
знакомство с традициями народов Поволжья;
воспитание гражданской позиции;
подготовка и проведение творческих и интеллектуально-познавательных коллективных дел.
пропаганда здорового образа жизни
увеличение числа волонтеров из подростковой среды.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Этапы Содержание деятельности Сроки
1 этап Разработка проекта февраль
2 этап
Подготовка к реализации проекта: разработка нормативной базы, подготовка материально-технической базы, обучение кадров, прохождение медосмотра,
презентация проекта на родительских собраниях март-май
3 этап Реализация проекта: набор детей в лагерь
подписание договоров с родителями учащихся.
Реализация цели и задач проекта в работе летнего оздоровительного лагеря июнь
Название лагеря : летний оздоровительный пришкольный лагерь «Солнышко»
Тип лагеря : лагерь дневного пребывания.
Профиль лагеря : комплексный
Модель лагеря : разновозрастное объединение школьников
Возраст участников: 7 -15 лет.
Количество детей в смене: 70
Сроки реализации проекта: июнь 2018 года, 21 день
Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по волонтерскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно творческих игр, практических занятий, дискуссий, командо- образующих мероприятий, спортивных
соревнований.
Образовательный блок
Обучающие занятия дают участникам смены необходимый теоретический материал для деятельности волонтерского объединения.
Темы занятий объединены по следующим направлениям:
развитие волонтерского движения в России;
акции, проекты, разработки;
профилактика употребления ПАВ;
пропаганда ЗОЖ;
социальное проектирование.
2. Краевед:
– изучение окружающей флоры и фауны;
– изучение истории родного края, климат, растительный и живой мир;
– экологическое воспитание;
-
3. Рождение Лидера:
– искусство публичных выступлений – психологические основы, приемы и практика;
– методика организации коллективно-творческих дел;
– теория и практика работы в коллективе;
– разнообразие детских общественных объединений и тенденции их развития.
4. Путь к общению:
– культура общения – умение слушать и говорить, правила хорошего тона;
– алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения;
5. Игра – дело серьезное:
– методика проведения игр;
– ведение мероприятий и конкурсов;
– уроки развития речи.
Оздоровительно-досуговый блок
Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу школьного лагеря «Солнышко» включены следующие мероприятия:
– утренняя гимнастика;
– организация здорового питания детей с использованием даров природы;
– постоянное пребывание на свежем воздухе;
– физический труд (волонтерство);
– организация спортивно-массовых мероприятий (командо-образование, футбол, волейбол).
Общественно полезная работа:
В программу введены мероприятия, целью которых являются воспитание доброты и порядочности, нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, уважать труд других людей. Это:
– уборка территории лагеря;
–уход за клумбами школы;
–помощь пожилым людям;
–уход за памятникам воинам, погибшим в годы ВОВ.
Работа по созданию коллектива:
– открытие смены лагеря;
– формирование органов самоуправления;
– работа органа самоуправления лагеря;
проведение командо-образующих мероприятий;
– линейки;
– проведение отрядных и общелагерных мероприятий.
Психологическая работа
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся:
– коммуникативные игры;
– тренинги;
– дискуссии.
Деловые игры практикумы
– Деловая игра «Лидер и его команда»;
Тренинг «Я волонтер»;
Разработка акций «Я за ЗОЖ».
Досуговые мероприятия:
– Игра «Кто лидер?»;
– Мероприятие «Я+ты+он+она=мы»;
Конкурс «Я в мире, мир во мне»;
Конкурс плакатов «Я волонтер»;
– Давайте споем;
– Интеллектуальная игра «Люби и знай свой край родной»;
– Сабантуй;
- акция «Истории и легенды Симбирского края»,
«Симбириада»,
«Я люблю свой город».
– Игры, используемые в неблагоприятных погодных условиях;
– Игра «Звездный час»;
– Мероприятие «Избушка Бабы Яги»
Механизмы реализации программы.
1. Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия школьного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа
является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по
подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение,
должностные обязанности, инструкции т. д.
2. Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 21 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и
творческих способностей;
запуск программы;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Период адаптации, в течение которого интенсивно идет процесс знакомства ребенка с
человеческим окружением, с предстоящей деятельностью; период предъявления четких требований
и создание условий, при которых выполнение этих требований для ребенка станет интересным и
необходимым; период первоначального становления и сплочения детского коллектива. Формула
успеха: «Как пройдет организационный период, так пройдет вся смена».
ИТОГ ОРГПЕРИОДА – готовность детей к сотрудничеству с взрослыми и друг с другом,
увлеченность перспективами предстоящей деятельности, наличие внутри отряда атмосферы
доверия и доброжелательности.
3. Основной этап
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены – развитие волонтерского движения;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективнотворческих дел;
работа кружковых объединений;
пропаганда ЗОЖ.
Период личностной самореализации ребенка, заключающийся в предоставлении свободного выбора
тех видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий
потенциал; период всевозможных мероприятий, игр, соревнований, коллективно-творческих дел.
4. Заключительный этап
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены; выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;
сбор отчетного материала;
выбор лучшего волонтерского отряда;
выбор лучшего волонтера.
Принципы реализации программы :
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает :
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Основные формы реализации программы.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «Солнышко» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Условия реализации программы.
Методические:
• Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
• Методы театрализации (реализуется через костюмирование, танцы).
• Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
• Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
• Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
• Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Педагогические:
• Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
• Организация различных видов деятельности.
• Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
• Создание ситуации успеха.
Нормативно – правовые:
Программа по организации жизнедеятельности летнего пришкольного лагеря МБОУ СШ № 64 г. города Ульяновск. - «Солнышко» разработана с учетом законодательных нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-Постановление правительства Нижегородской обл. от 25.03.2009 г. №149 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области».
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
-Федеральный закон «О внесении изменений законодательные акты РФ в части государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»
-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития Российской Федерации на период до 2025 года»
-Положение о лагере дневного пребывания.
-Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
-Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
-Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
-Инструкции по организации и проведению экскурсий.
-Должностные инструкции работников.
-Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
-Заявления от родителей.
-Акт приемки лагеря.
-СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010
Материально-технические:
• Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
• Материалы для оформления и творчества детей.
• Наличие канцелярских принадлежностей.
• Аудиоматериалы и видеотехника.
• Призы и награды для стимулирования.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
1. Начальник лагеря
2. Старшая вожатая
3. Воспитатели
4. Медицинский работник
5. Музыкальный руководитель
6. Педагог-психолог
7. Руководители кружков и секций
8. Обслуживающий персонал (повар, подсобный работник, уборщик помещений)
Подбор персонала лагеря проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Старшая вожатая проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы лагеря.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.
Руководители объединений проводят обучение детей по дополнительным образовательным программам.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
ФАКТОРЫ РИСКА И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ.
Возможные факторы риска реализации программы Меры профилактики по каждому из них
Изменение климатических условий (дождь) Перенос мероприятия с улицы в помещение
Не достижение целей или не выполнение задач, проведенных событий. Анализ, выработка рекомендаций, работа над ошибками.
Усталость педагогического коллектива Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях.
Утомляемость детей
Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и др.
Эмоциональное сгорание Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности.
Травматизм
Инструктаж по технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, бдительность и ответственность за здоровье и жизнь детей.
Недостаточность спортивного и игрового инвентаря Своевременное и достаточное обеспечение.
Подвижные игры на улице Чередование игр на улице и в помещении.
Жара, палящее солнце. Защита головы от солнечного удара, питьевой режим.
Не позволять длительное время, находится на открытом солнце
Клещевая опасность Противоклещевая обработка территории лагеря;
Ежедневные осмотры младших детей и самоосмотры детей старшего школьного возраста;
Не планировать походов и выездов в лес и на необработанную территорию.
Нарушение правил дорожного движения Беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТП.
Травмы и ушибы. Инструктаж по ТБ
Предупреждение и профилактика.
Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов.
Помощь медицинского работника.
Кишечные инфекции. Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета.
Беседы медицинского работника по теме.
Отсутствие воды. Запас питьевой воды, два комплекта чистой посуды.
Недостаточная психологическая компетентность воспитательного коллектива Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями с учителями, временно исполняющими обязанности воспитателей.
Планирование взаимозаменяемости воспитателей из числа педагогических работников школы.
Индивидуальная работа с учителями, временно исполняющими обязанности воспитателя, по коррекции содержания работы с отрядом.
Низкая активность детей и подростков в реализации программы Организовать индивидуальную работу: беседа воспитателя, помощь психолога.
Выявление индивидуальных способностей и интересов детей и подростков для приобщения и занятости другой деятельностью: интеллектуальной, исследовательской, творческой, поисковой, социально- значимой, спортивной, организаторской
Терроризм. Инструктаж по ТБ для взрослых и детей.
Профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев.
Проблемы межличностных отношений, конфликты среди участников смены 1. Индивидуальная и групповая работа воспитателей, вожатых, педагог-психолога
2. Организация отрядного времени с целью сплочения коллектива
3. Использование форм работы, способствующих сплочению и взаимодействию разновозрастных участников смены
4. Психологическое сопровождение профилактики возникновения конфликтов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
• Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
• Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.
• Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
• Развитие коммуникативных способностей и толерантности, уважение к природе и родному краю.
• Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
• Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках Центра детского творчества (разучивание песен, танцев, игр, составление проектов, изобразительное творчество)
• Расширение кругозора детей.
• Повышение общей культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм.
• Личностный рост участников смены.
Развитие чувства патриотизма, любви к своей Родине.