Татьяна Щеколдина
Работа над предложно-падежными конструкциями в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ данных различных авторов и опыт практической работы с детьми показывают, что у детей с общим недоразвитием речи имеются «стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении временных и пространственных отношений» [1, 12]. По мнению О. Б. Иншаковой и А. М. Колесниковой, данные нарушения сохраняются у детей вплоть до 12-летнего возраста. Одним из проявлений нарушения понимания и выражения посредством устной речи пространственных представлений является пропуск и неправильное употребление предлогов.
Публикация «Работа над предложно-падежными конструкциями в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Мною предлагается один из вариантов занятия с детьми дошкольного возраста, в ходе которого дети в игровой форме учатся понимать пространственные отношения, выраженные предлогами, активно употреблять предлоги в собственной речи.
Тема «Предлоги «под», «за».
Цель: Продолжать учить детей правильно понимать пространственные отношения, выраженные предлогами «под», «за»; тренировать в умении различать на слух и правильно употреблять предлоги «под», «за» в Винительном падеже со значением места в словосочетаниях и предложениях.
Оборудование:
- демонстрационные карточки-символы предлогов «под», «за»;
- раздаточные карточки-символы предлогов «под», «за»;
- картинки малых сюжетных форм с изображением предметов, расположенных за чем-то и под чем-то;
- игра «Четвёртый лишний»;
- игра домино «Скажи предложение»;
- игрушки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Логопед показывает детям карточки-символы предлогов «под», «за» и спрашивает: «Какое слово-помощник обозначаем так? А так?»
Объявляется тема занятия: «Будем работать со словами-помощниками «под», «за». С какими словами-помощниками?»
2. Игра «Запомни и выполни». Перед детьми на столе игрушки. Логопед дает задание: «Запоминайте. Поставьте кастрюлю за плиту». После выполнения детьми заданного действия, педагог спрашивает: «Что куда поставили?» Далее логопед предлагает выполнить другие действия с игрушками по инструкции с предлогами «под», «за».
Какие слова-помощники вы говорили?
3. Дифференциация предлогов «под», «за» на слух в словосочетаниях. Логопед предлагает детям взять карточки-символы предлогов «под», «за» и дает задание: «Слушайте, какое слово-помощник. Поднимайте нужную карточку»:
- пижаму под подушку;
- куклу за коляску;
- картину за тумбочку;
- салфетку под тарелку;
- банку за кастрюлю;
- линейку под тетрадку;
- пирамидку за коробку;
- сумку под табуретку;
- тетрадку под книгу;
- руку за голову.
Какие слова-помощники вы слушали?
4. Самостоятельное употребление предлогов «под», «за» в словосочетаниях. На доске карточки-символы предлогов «под» и «за». Логопед раздает детям по две картинки (на одной картинке предмет изображен за чем-то (рис. 1, на второй под чем-то (рис. 2) и говорит: «Скажите, что куда со словами-помощниками «под», «за». Повесьте картинку к нужному знаку». Дети распределяют на доске свои картинки в два столбика в соответствии с предлогами.
Эти картинки вы повесили к какому знаку? А эти?
5. Игра «Четвёртый лишний». Логопед раздает детям листы, на которых изображены четыре ряда картинок (рис. 3). В каждом ряду есть лишняя картинка (например, 3 картинки, на которых предмет находится за чем-то и 1 картинка - под чем-то). Педагог объявляет детям: «Будем играть в игру «Четвёртый лишний». Найдите первый ряд картинок. Говорите, что куда поставили». После того, как дети употребили предложно-падежные конструкции, соответствующие первому ряду картинок, логопед спрашивает: «Какая картинка не подходит? Закройте ее фишкой. Почему она не подходит?»
Такая же работа осуществляется еще с тремя рядами картинок.
Мы играли в игру «Четвёртый лишний».
6. Физминутка «Зайка». Логопед предлагает детям: «Встаньте. Отдохнем. Говорите и делайте вместе со мной».
Скачет зайка-побегайка.
Прыг-скок, прыг-скок.
За кусток, под мосток,
За пенек, под листок.
Логопед и дети читают стихотворение, выполняют соответствующие движения, показывают соответствующие тексту действия.
7. Добавление предлогов «под», «за» в предложения с опорой на картинки. Логопед показывает детям картинки малых сюжетных форм с изображением предметов, расположенных за чем-то и под чем-то и дает задание: «Добавляйте слово-помощник «под» или «за» и говорите все предложение». Педагог произносит фразу без предлога, а дети – с предлогом.
Какие слова-помощники вы добавляли?
8. Игра «Прятки». На доске картинки: сказочный дом, елка, скамейка, пень, гриб, трава.
У детей на партах изображения животных (мышка, зайка и т. д.).
Логопед говорит детям: «Мы попали на сказочную полянку. Что есть на полянке? (Дети перечисляют картинки на доске.) Кто живет в доме? (Дети называют зверей.) Друзья решили поиграть в прятки. Прячьте зверей и птиц под что-то или за что-то. Говорите, кто куда спрятался».
Мы играли в игру «Прятки» и прятали зверей за что-то и? Под что-то и?
9. Игра Домино «Скажи предложение». Дети садятся вокруг одного стола. Перед ними маленькие карточки от игры «Домино», с изображением предметов за чем-то и под чем-то. Логопед объявляет: «Будем играть в игру «Домино». Берите карточку. Говорите предложение: Аня поставила что, куда со словами-помощниками «под», «за».
Мы играли в игру «Домино» и говорили предложения со словами-помощниками «под», «за» (рис. 4).
10. Итог. Логопед подводит итог: «Сегодня на занятии мы работали со словами-помощниками «под», «за».
Список использованной литературы
1. Иншакова О. Б., Колесникова А. М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006. – С. 12.