Елена Волк-Мельник
Программа летнего оздоровительного сезона «Путешествие в Мультландию»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение детский оздоровительный лагерь «Чумбур- Коса»
Программа
летнего оздоровительного сезона
«Путешествие в Мультландию»
возраст детей: 6 -17 лет
2018г.
Паспорт программы
Полное название про-граммы Программа летнего оздоровительного сезона МБУ ДОЛ «Чумбур- Коса» - «Путешествие в Мультлан-дию»
Автор программы Ортикова Елена Михайловна
Завада Сергей Сергеевич
Публикация «Программа летнего оздоровительного сезона „Путешествие в Мультландию“» размещена в разделах
Руководитель про-граммы Ортикова Елена Михайловна, начальник лагеря
География проведе-ния Россия, 346740 Ростовская область, Азовский рай-он, х. Чумбур-Коса.
Юридический адрес организации Россия, 346740 Ростовская область, Азовский рай-он, х. Чумбур-Коса, ул. Береговая, 1
Цель и задачи про-граммы Стратегическая цель программы :
Удовлетворение потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха для улучшения состояния здоровья детского населения.
Педагогическая цель программы :
Содействие физическому, психическому, интеллек-туальному, нравственному развитию детей; создание педагогической воспитательной среды, способ-ствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
Задачи программы :
• организация полноценного отдыха и оздоров-ления детей;
• широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отно-шений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
• обеспечить комплекс мероприятий, направ-ленных на профилактику правонарушений несо-вершеннолетних и закрепление общих правил безо-пасности;
• выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллек-тивную и индивидуальную деятельность;
• развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.
• развитие физической активности подростков.
Формы и методы вос-питательной работы.
• Спортивные игры, отрядные мероприятия, КТД, акции, беседы, ситуации морального успеха, са-моанализ, самореализация, педагогическое со-трудничество.
• Игры: Спортивные, подвижные, настольные, ин-терактивные, деловые, ролевые, творческие, иг-ры-конкурсы. Массовые, коллективные, индиви-дуальные.
• Воспитательные мероприятия: Беседы, диспуты, экскурсии, культпоходы, тренинги.
• Дела: Преимущество отдается коллективной творческой деятельности (КТД) педагогов и де-тей. Педагоги стремятся к тому, чтобы заинтере-совать детей делами различной направленности:
• познавательные;
• художественные;
• организаторские;
• воспитательные;
• общественно-политические;
• трудовые;
• спортивные.
Срок реализации 1 смена: 05.06. - 25.06.2018 г.
2 смена: 28.06. – 18.07.2018 г.
3 смена: 22.07. – 11.08.2018г.
Место реализации программы Ростовская область Азовский район х. Чумбур-Коса, МБУ ДОЛ «Чумбур-Коса»
Общее количество участников програм-мы 450 человек (3 смены)
География участни-ков При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных и непол-ных семей Азовского района.
Предполагаемые ре-зультаты В ходе реализации программы ожидается достиже-ние следующих результатов:
- удовлетворение потребности детей в полноцен-ном отдыхе и оздоровлении;
- реализация интересов детей, их обогащение и пробуждение новых интересов;
- реализация склонностей и способностей детей в разнообразных сферах деятельности и общения;
- приобретение позитивного жизненного опыта взаимодействия с другими людьми в духе свободы, личного достоинства и демократии, на принципах сотрудничества, совместного творчества и толе-рантности.
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
Ожидание каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключе-ниях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интере-сов (спортивных, творческих, познавательных, о поиске “нового себя”, купа-ние и игры - “поля творческой свободы”.
Каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, поэтому этот период как нельзя более благоприятен для восстановле-ния здоровья, развития творческого потенциала, время открытий и приклю-чений, время игры и азартного труда, время событий и встреч, время познания самого себя.
Организация оздоровительных лагерей - одна из интереснейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Пребывание в лагере - время по-лучения новых знаний, приобретение навыков и жизненного опыта. Это про-исходит благодаря продуманной организованной системе лагерной смены. Основное содержание работы летнего лагеря составляет спортивная, позна-вательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все воз-можности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать детей к приобретению новых знаний.
Программа сочетает в себе индивидуальные, групповые и массовые формы деятельности, предоставляя возможность каждому ребёнку реализо-вать себя в различных видах деятельности с учетом своих интересов, воз-можностей и способностей.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные на-правления оздоровления, отдыха и воспитания несовершеннолетних в усло-виях летнего оздоровительного лагеря. Но приоритетным направлением работы данного лагеря является творческо-познавательное направление.
Лагерь организуется на базе МБУ ДОЛ «Чумбур-коса». Продолжитель-ность смены 21 день. Одним из условий эффективности работы лагеря явля-ется использование воспитательного потенциала игры. Содержание работы лагеря – это большая игра, позволяющая познать мир. Игра придает эмоцио-нальную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.
В основе программы лагеря лежат следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений. Построение всех отношений на ос-нове уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрас-тным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности. Результа-том деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере «Чумбур-Коса» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое по-зволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности. Участие всех детей и подростков в управ-лении лагерем. Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ре-бенка. Формируется чувство “команды”, ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.
4. Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках лет-него оздоровительного лагеря предполагает :
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с инди-видуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, раз-вивает свой творческий потенциал.
6. Принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласо-вывать свои действия с другими членами коллектива. Правильно организо-ванная коллективная деятельность способствует наиболее яркому проявлению индивидуальности каждого ребенка.
1.2. Концептуальная основа программы
Напротяжении многих лет сфера детского отдыха обозначилась как приоритетная в деятельности различных социальных институтов. С 1997 года соответствующая рубрика внесена в ежегодный государственный доклад «О положении детей в РФ».
Сегодня детские лагеря отдыха помимо богатых ресурсов для оздоров-ления детей могут дать и дополнительные возможности для организации микросреды личностного и социального развития, ценностного ориентирова-ния, так как располагают богатством и разнообразием социальных связей, благоприятным психологическим климатом для самопознания и самовоспи-тания.
Такое направление деятельности детских оздоровительных лагерей стано-вится особо актуальным на современном этапе развития российского обще-ства, способствует преодолению социальной дезадаптации детей на фоне не-стабильности ценностных ориентиров и в условиях трансформации основных институтов социализации (семья, школа, СМИ).
Дополнительные возможности личностного и социального развития обу-словлены рядом особенностей программы :
• в условиях временного объединения детей могут быть организованы все ведущие виды деятельности;
• взаимодействие участников носит нетрадиционный характер по форме включения;
• во временном объединении детей высоко представлено самоуправле-ние, где каждый может стать активным участником, что позволит ре-бёнку проявить себя максимально разносторонне и творчески;
• осуществление постоянного самоанализа деятельности каждого участ-ника и временного коллектива в целом.
1.3. Цели и задачи программы
Цель: Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нрав-ственному развитию детей; создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
Узкопедагогическая цель – создание в рамках лагеря спортивно-оздоровительного и творческо-познавательного пространства на основе те-матических смен. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, по-нимания принадлежности к России и её традициям.
Задачи программы :
• организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
• широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, со-дружества, сотворчества;
• выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
• развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении дет-ским оздоровительным лагерем.
• развитие физической активности подростков
1.4 Ожидаемый результат
• Оздоровление воспитанников в результате закаливающих процедур, укрепление их здоровья по средствам профилактических мер;
• Развитие лидерских и организаторских качеств, участвуя в деятельности лагеря, приобретение новых знаний во время бесед и интеллектуальных игр, в результате занятий в творческих мастерские (разучивание песен, игр, составление проектов, развитие творческих способностей (участие в конкурсах рисунков и кружках творческого характера, детской самостоятельности и самодеятельности).
• Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности.
• Создание благоприятного микроклимата в отрядах для развития ком-муникативных способностей и толерантности воспитанников.
• Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм, расширение кругозора
• Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную ак-тивность, даст уверенность в своих силах и талантах.
1.5 Участники программы
• Участниками программы являются отдыхающие загородного лагеря в возрасте 6-17 лет.
1.6 Диагностика результативности программы
1. Использование в воспитательной работе методов психологической диагностики с помощью стандартизированных психологических мето-дик (тесты, Айзенка, Розенцвейга, Люшера и др.)
2. Для получения представлений о возможностях, способностях, инте-ресах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей используется:
• Наблюдение – при многопрофильности оценки личности в ходе участия ребенка в конкретной деятельности;
• Анкеты:
а) при изучении направленности интересов, мотивов действий
б) по выявлению влияния коллектива на личность и личности на коллек-тив, позиции детей и взрослых в коллективе;
• Тесты – ситуации, незаконченное предложение, рисунки, шкалы, графики и т. д. ;
• Метод ранжирования – позволяет анализировать отношения, сложив-шиеся в группе, эффективность и рейтинг популярности проводимых дел.
1.7. Социально-экономическая значимость
Социально-экономическая значимость программы состоит :
• в создании условий для удовлетворения потребностей детей и подро-стков в активном и полноценном отдыхе и оздоровлении, увеличении числа детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха и оздо-ровления, в первую очередь из категорий детей из многодетных, малообеспе-ченных семей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• в создании максимальных условий для развития творческого потенциала детей и подростков;
• в формировании приоритета здорового образа жизни, нравственных ориентиров.
2. Механизм реализации
Основным механизмом реализации программы являются тематические смены и дни. Каждый тематический день, предусматривает дела, способст-вующие формированию представлений о той или иной ценности, положи-тельного отношения к ней и принятию её.
Каждая смена позволит заглянуть за кулисы Кинокорпорации «Чумбур-сити». Очутится в мире полном Чудес и тайн, в настоящем мире детства! Здесь трудно отличить правду от вымысла, и все вокруг пропитано волшеб-ством! В чудесной стране мультфильмов каждый найдет что-то по душе!
Первая смена: «По следам Бременских музыкантов»
Таинственное путешествие начинается! От города к городу бродила труппа Бременских музыкантов. И нам предстоит повторить этот путь! Оку-нуться в обычаи различных народов нашей необъятной страны. Познакомится с традициями, забавами и неповторимым местным колоритом! Что может быть интереснее бала в королевском дворце или битвы с разбойниками? Что может быть веселее, чем народные гуляния? Нет! Нет ничего прекраснее, та-инственней, удивительней нашей родной страны!
Вторая смена: «Путешествие в Зазеркалье»
Зазеркалье… Сколько интересного и неизведанного в этом мире! Как известно: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Поэтому наше путешествие будет очень насыщенным. Сумеем ли мы спастись от гнева Красной королевы или головы полетят с плеч? Разгадаем ли тайну Белого замка? Сможем ли пройти тот путь, где за каждым кустом подстерегают опасности и всюду рыщут коварные Брандашмыки? Одно можно сказать с уверенностью, что чудеса в этом мире сбываются!
Третья смена: «Тайна Изумрудного города»
Сказочный мир, где нет ничего невозможного. Где жители променяли свою «цивилизованность» на волшебство и возможность творить чудеса. Кто же такой этот таинственный Волшебник Изумрудного города? Какие тайны скрывают его мрачные переулки, и светлые кварталы? Какие испытания предстоит преодолеть на пути к заветной мечте, которую способен исполнить лишь самый могущественный волшебник сказочной страны! Все это нам предстоит узнать и испытать в нашем незабываемом путешествии!
Участниками тематической смены становятся все жители лагеря: дети, сотрудники лагеря.
2.2. Система стимулирования и поощрений.
Воспитанники, выполняя различные поручения, принимая участие в от-рядных и обще лагерных делах, совершая, как можно больше добрых, хоро-ших дел для процветания своей студии и лагеря, зарабатывают «сантики» Чем больше студия соберёт «сантиков», тем больше атрибутов для «Финальной сцены» они получат. Кроме этого, ребята в отряде получают ежедневную награду – звезду. И по итогам смены, ребенок, набравший более 10 звезд, объявляется Лауреатом.
Какими качествами характера должен обладать Лауреат звезды?
Быть веселым, радостным и добрым, общительным и находчивым, ум-ным, сказочным, изобретательным и активным, чтобы успеть сделать, как можно больше добра, смешным, отзывчивым, всем помогать, честным и лю-бить людей; главное чтобы он стремился к свершению добрых дел и хотел что – то делать, быть фантазером.
Благодаря четко организованной системе распределений поручений у каждого ребенка есть возможность стать обладателем звезды. По окончании смены подводятся итоги, и проводится аукцион, где выставляются различные призы, которые можно приобрести на имеющиеся в отрядах «сантики». По итогам каждого этапа путешествия в отрядах происходит аналитическо-рефлексивная процедура. Самым активным детям, Лауреатам звёзд, согласно их вкладу в развитие коллектива и личным достижениям выдаются почётные грамоты и благодарственные письма.
2.3. Законы лагеря:
Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и ок-ружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: Прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон добра:Будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
Закон милосердия: Тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом мо-гут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них!
Закон свободы: Можно всё, что безопасно для тебя и других лю-дей. Можно всё, что не мешает окружающим.
Закон сюрпризов: Доброе слово и кошке приятно!
2.4. Традиции лагеря:
Доброго отношения к людям.
Доброго отношения к живым существам.
Доброго отношения к природе.
Человек - это часть природы, он не может разрушить систему, от кото-рой зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверушку – им тоже хочется жить!
Лагерного «огонька». Учитесь говорить откровенно о себе, о друзьях, о делах в отряде, лагере.
Чести. Живите по – чести не только в лагере «Чумбур-Коса», но и всю жизнь.
2.5. Отрядные законы
Здорового образа жизни.
Соблюдайте режим дня, занимайтесь укреплением своего организма, избегайте вредных привычек.
Чистоты.
Будьте хозяином в лагере, относитесь к нему, как к дому: бережно, по- хозяйски.
Территории.
На территории лагеря воспрещается:
Предпринимать действия, ведущие к нанесению материального, фи-зического вреда себе и окружающим;
Нахождение в местах, не предназначенных для посещения отды-хающими нашего лагеря;
Сиденье на карнизах, подоконниках и других опасных для жизни и здоровья местах;
Наносить ущерб имуществу лагеря.
Поднятой руки.
Человек, поднявший руку, просит Вас выслушать его.
Точного времени.
Помните: время в Кинокорпорации дорого, каждой секунде - особый счёт!
2.6. Правила:
Поведения - в спальных корпусах, столовой, на игровой площад-ке, во время занятий и мероприятий.
Распорядка дня - соблюдайте обязательно распорядок в лагере.
Ношения одежды - праздничной, деловой, повседневной, спор-тивной, рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями.
Пожарной безопасности - соблюдайте, прежде всего, безопасность жизни и здоровья!
Помните, что самое дорогое для человека - его жизнь!
Сохранение личного и государственного имущества – берегите имущество лагеря.
И другие правила, которые иногда появляются, а иногда исчезают за отсутст-вием их необходимости.
2.7. Права
Право уважения личности.
Право творческого созидания.
Право познания.
Право свободы выбора деятельности.
Право свободного общения.
Право на информацию.
Право на инициативу.
Право быть счастливым.
Право на ошибку.
Кроме организации коллективной творческой деятельности в Кинокор-пораци ежедневно функционируют свободные зоны индивидуального разви-тия (спортивная площадка, детская площадка, игровая комната, комната пси-хологической разгрузки).
3. Структура смены
1. Организационный этап (1,2,3 день смены)
Знакомство детей с распорядком дня, с дисциплинарными и ги-гиеническими, инструктивными требованиями;
Приучение детей воспитателями к доброжелательным, справед-ливым и толерантным взаимоотношениям друг с другом и со старшими;
Акцентирование внимания детей на возможность самовоспитания, саморазвития, совершенствования, в ходе смены, своих творческих спо-собностей и физических возможностей, проявления активности и лидерских качеств.
2. Основной этап (4 – 18 дни смены)
Реализация программы по развитию культуры поведения детей в окружающей среде
Реализация программы по получению устойчивых эффектов реа-билитации и творческой социализации воспитанников;
Реализация программы по развитию познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
Работа по оздоровлению и физическому развитию воспитанников
Проведение мероприятий различной направленности воспита-тельного, развивающего, творческого, спортивного и досугового плана.
3. Итоговый этап (19 – 21 дни смены).
Увеличение эмоциональной привлекательности и значимости жизни в лагере через общественную оценку индивидуальных заслуг ребенка и его самооценку
Вручение дипломов, грамот; награждение отрядов, детей.
Реализация предоставленных в ходе смены возможностей само-воспитания, саморазвития, совершенствования своих творческих способно-стей и физических возможностей, проявления активности и лидерских ка-честв.
Формирование мотива ближайшего развития и реализации при-обретенных знаний, умений и опыта детей: добиться большего в течение сле-дующего года и активно проявлять себя в общественной деятельности.
3.1. Педагогические условия:
Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря.
Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в раз-личные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные).
Систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
Организация различных видов стимулирования детей и взрослых, мно-гообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного уча-стия в деле).
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ре-бенка;
Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
3.2. Методическое обеспечение смены
• Наличие программы лагеря, описание модели игрового сюжета, плана – сетки;
• Должностные инструкции, приказ об организации лагеря
• Проведение установочного семинара для отрядных воспитателей и во-жатых до начала лагерной смены;
• Подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
• Подбор реквизита для проведения дел.
• Подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и ре-зультатов.
4. Этапы реализации программы
П/Н Деятельность/ Мероприятие Сроки проведения
1. Методическая деятельность.
Разработка концепции программы и механизмов её реализации. Январь-февраль 2018 г.
2. Информационно-рекламная дея-тельность:
• обсуждение программы
• создание банка данных педа-гогических кадров;
• разработка и изготовление баннеров и атрибутики смен. Февраль-март 2018 г.
3. Учебно-организационная деятель-ность:
• организация практикумов для педагогических кадров с целью приобретения практического опыта и вхождения в программу «Путешествие в Мультландию»;
• проведение инструктажей по технике безопасности и охране здоровья
• создание нормативно-документальной базы Апрель-май 2018 г.
4. Реализация программы «Путешест-вие в Мультландию» :
«По следам Бременских музыкан-тов»
«Путешествие в Зазеркалье»
«Тайна Изумрудного города»
1 смена: 05.06. - 25.06.2018
2 смена: 28.06. – 18.07.2018
3 смена: 22.07. - 11.08.2018
5. Аналитическо-рефлексивная дея
тельность Сентябрь 2018 г.