Лариса Калугина
Программа «Главный улей» летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт программы «Главный Улей»
летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием
«Веселая семейка»
Цель: формирование и развитие коммуникативных способностей детей
во временно созданных коллективах.
Задачи:
1. Создать условий для организованного и безопасного отдыха детей;
2. формировать коммуникативные навыки ребёнка, дружеское взаимоотношение между всеми участниками программы;
3. расширить кругозор ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
Публикация «Программа „Главный улей“ летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием Видео» размещена в разделах
- Видео
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
- Лето
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. формировать базу знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе;
5. осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие и оздоровление детей, а также восстановление сил по окончании учебного года;
6. развивать лидерские, организаторские, творческие способности через коллективно-творческие дела смены и навыков адаптации детей в окружающем мире.
Ожидаемые результаты
- Укрепление здоровья детей;
- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- расширение социального опыта;
- формирование и развитие коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира;
- создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, ПДН.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА[
Видео: https://www.youtube.com/embed/eobRWb-KDWwb][/i]
Дети сразу и непринужденно
осваиваются со счастьем,
ибо они сами по природе
своей — радость и счастье.
(В. Гюго)
В течение нескольких лет летний школьный лагерь нашей школы выполнял ряд целей и задач, необходимых школе и обществу. На сегодняшний день воспитательная работа в школе имеет множество направлений и задач. Многие педагоги представляют данные задачи как проблемы современной воспитательной работы.
Большинство представляемых проблем находят пути своего решения в младшем школьном возрасте, так как именно данный период детства является наиболее значимым для формирования будущего человека как личности.
Возвращение в лагере к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы, в том числе и проблеме развития коммуникативных качеств личности младших школьников.
Далее решается проблема родителей в безопасном и полезном отдыхе своих детей, а также укрепление здоровья, развитие физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
Пришкольный оздоровительный лагерь открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из обучающихся от дошколят до десятиклассников.
Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей).
В лагере организуются отряды одновозрастные, так разновозрастные, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы ДОЛ «Веселая семейка» - представление и раскрытие возможностей по формированию и развитию коммуникативных способностей во временно созданных коллективах детей.
Программа ориентирована в основном на младший школьный возраст. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 1 лагерной смены.
Проведение смены обусловлено необходимостью:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– создания единого коллектива;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования воспитательной работы;
– укрепления здоровья школьников;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– развитие коммуникативных качеств;
Программа построена таким образом, что направления работы взаимосвязаны с основной программой работы школы на 2014-2015 учебный год, с программой воспитания и социализации обучающихся, нацеленной на духовное развитие личности.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Конституция РФ;
• Закон РФ «Об образовании»;
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул" от 19 апреля 2010 г. N 25;
• Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков. Письмо департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31.03.2011 № 06-614;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении методических рекомендаций по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей от 01.04.2014 № 09-613;
• Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», № 120-ФЗ от 24.06.99 (в последней редакции от 28.12.2013 № 435-ФЗ);
• Постановление администрации города Кирова от 03.03.2015 №772-П «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в муниципальном образовании «Город Киров» в 2015 году»;
• Приказ департамента образования «О подготовке к организации отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в летний период 2015 года» от 17.03.2015 № 7-115;
Приказ департамента образования «Об организации отдыха и занятости обучающихся в период летних каникул 2015 года» от 07.05.2015 № 7-216;
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель: формирование и развитие коммуникативных способностей во временно созданных коллективах детей.
Для достижения этой цели программа должна обеспечить решение следующих задач:
1. Создать условия для организованного отдыха детей.
2. Формировать коммуникативные навыки ребёнка, дружеское взаимоотношение между всеми участниками программы, чувство уважения к людям, а также воспитательную среду, содействующую самовыражению личности воспитанников и педагогического состава через включение в сюжетно – ролевую игру.
3. Формировать базу знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе.
4. Осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие и оздоровление детей, а также восстановление сил по окончании учебного года.
5. Развивать лидерские, организаторские, творческие способности через коллективно-творческие дела смены и навыков адаптации детей в окружающем мире.
4. ПРИНЦИПЫ:
Программа летнего оздоровительного лагеря «Веселая семейка» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремление привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысливание всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ДОЛ «Веселая семейка» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь мероприятий в рамках трехдневки (каждые три дня смены объединены одним направлением);
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности:
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря.
- Интеллектуальное направление;
- экологическое направление;
- художественно – эстетическое;
- трудовая деятельность;
- физкультурно-оздоровительная деятельность;
- патриотическое направление.
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Механизм реализации программы по этапам (подготовительный, адаптационный, основной, итоговый, аналитический этапы)
Планирование работы
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум: музеи, кинотеатр, библиотеки, бассейн, ЦДТДЮ.
Примечание: В ходе работы летнего лагеря в планировании возможны изменения, так как могут быть известны сроки экскурсий, и дни могут варьироваться.
1. Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Веселая семейка»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
-составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.)
2. Организационный этап «Главный улей»
В организационном этапе «Главный улей» основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе.
Этап проходит в течение 3-4 дней и заканчивается стартом сюжетно-ролевой игры. В этот период принимаются законы совместной деятельности, в течение игры происходит знакомство с главными героями и её идеей.
3. Основной этап.
Основной этап занимает большую часть времени, 10-11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические тройки дней. Каждый три дня проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дней. С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят ульевые и межульевые коллективно-творческие дела (КТД, сборы ульев, огоньки и др.
4. Итоговый этап.
В итоговом этапе изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены - Общепчелиный концерт «Пчеловоды, вперед».
5. Аналитический этап
Главная цель - Общепчелиный концерт «Пчеловоды, вперед» – проверить и испытать участников на умение дружить и помогать друг другу. Именно поэтому каждый день пчеловоды пробуют силы участников в различных ситуациях.
При анализе каждого дня пчеловоды с пчелятами подводят итоги дня по количеству собранной пыльцы.
Удачные полеты (количество шариков пыльцы):
• Помощь пчеловодам – 3
• Уборка пасеки – 4
• Дежурство в кафе "Медок" – 5
• Помощь в подготовке к пчелиному сбору – 2
• Участие в пчелином конкурсе – 3
• Победа в общепчелином конкурсе – 5
• Помощь в подготовке к мероприятию на пасеке – 2
• Активное участие в мероприятии улья – 4
• Победа в конкурсе улья – 5
Неудачные полеты:
• Порча пасеки -2
• Нарушение пчелиного распорядка -3
• Несоблюдение правил гигиены, чистоты на пасеке -3
• Не пчелиные игры (карты) - 5
• Несоблюдение правил ТБ и ПДД - 6
• Нецензурное жужжание – 5
• Пчелиные драки - 4
Собранные шарики пыльцы в течение смены, набранные пчелятами обмениваются на «Пчелиные Веселинки» (валюту лагеря, на них они покупают подарки на «Пчелиной ярмарке».
Когда все преграды будут позади, участники соберутся дружной командой на Общепчелином концерте для подведения итогов игры и награждения активных участников. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем останутся: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерские и организаторские способности и доброта. В ходе игры ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.
6. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе:
Ведущая технология программы – игровая.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие). Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования.
Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Ситуационно - ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Также в работе будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
- сюжетно – ролевая игра;
- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- мастер – классы;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- концерты, экскурсии, онлайн – экскурсия, беседы.
В течение смены планируется реализация программы по блокам (трехдневкам):
1. Интеллектуальный «Умные пчелята»
2. Экологический «Планета пчел»
3. Патриотический «Планета пчелиной империи»
4. Трудовой «Мир! Труд! Мед!»
5. Спортивно-оздоровительный «Здоровье пчел, залог - успеха!»
6. Творческий «Пчелы Российской эстрады!»
Интеллектуальный блок «Умные пчелята»:
- Игры на знакомство
- Оформление отрядных уголков
- Разучивание отрядных девизов, речевок, песен
- Интеллектуальная игра
- Планета путешествий
- Мастер-класс «Наши чувства»
- Конкурсная программа улья «Самый самый»
Экологический блок «Планета пчел»:
- Игровая программа в Александровском парке «Экологическая тропа»
- Экологическая игра «Лукошко грибника»
- Экскурсия в музей ветеринарии «Знакомство с профессией ветеринара»
- Общеульевое мероприятие: Беседа – игра «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды»
Патриотический блок «Планета пчелиной империи»:
- Военно- спортивная игра «День красной армии»;
- мастер-класс: роспись барельефа «Военный с гармошкой» ;
- интерактивная игра «Березка – символ России» ;
- линейка к Дню России;
- пушкинская библиотека «Требуется друг» (толерантность);
- рассказ-беседа «Повзрослели они до поры»;
- участие в городском смотре – конкурсе «Звонкий голос детства - 2015» в номинации «Литературное творчество» по теме «Мир без войны»
Трудовой блок «Мир! Труд! Мед!»:
- Чистка ульев и пасеки;
- Подвижные игры;
- Эстафеты «Все профессии почетны»
- Дискуссия «Терпение и труд все перетрут»
- Мастер-класс «Наши ручки не для скуки!»
- Акция «Наша Пасека»
Спортивно-оздоровительный «Здоровье пчел, залог - успеха!»
- Еженедельное посещение бассейна;
- Стартинейджер;
- Праздник в улье «Медицинская академия Доктора Гаспара»
- День здоровья и спорта!
- Спортивная эстафета «Попрыгунчики»
- Участие в городских спортивных соревнованиях на стадионе «Прогресс».
Творческий блок «Пчелы Российской эстрады!»:
- Конкурс рисунков на асфальте на тему «Лето, солнце, лагерь, дети» ;
- концерт, посвященный открытию лагерной смены;
- общепчелиный концерт «Веселые пчелки» ;
- участие в городском смотре – конкурсе «Звонкий голос детства - 2015» в номинации «Конкурс изобразительного творчества «Волшебный мир сказок»
- участие в городском смотре – конкурсе «Звонкий голос детства - 2015» в номинации «Конкурс детского творчества «Сказочный переполох»»
- общепчелиный концерт «Пчеловоды, вперед!», посвященный закрытию лагерной смены.
Каждый день смены имеет свой девиз, который дети отгадывают утром, информацию они получают от старшей вожатой – Принцессы Улья, в виде шифровки, первый улей (отряд, который отгадывает шифровку, получает на линейке «Умника» (мягкую игрушку - Льва) и говорит отгаданную шифровку хором на линейке. Так же каждый день ответственная Медоносная пчелка проверяет чистоту каждого улья и определяет лучший, за победу дают «Чистюлю» (мягкую игрушку Бегемота, за дружный и сплоченный улей каждый день отмечаем один отряд – он получает «Дружка» (мягкую игрушку - собачку, тот улей, который получает «Дружка» открывает или закрывает вечерний линейку.
7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В реализации программы участвуют:
• Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
• Воспитатели – организовывают работу отрядов;
• Вожатые – помощники воспитателей;
• Физкультурный работник – организует спортивно-оздоровительную работу;
• Педагог-организатор – планирует и осуществляет досуг детей и вожатых;
• Работники городской больницы – ведут контроль за режимом питания, планированием и распределением физических и эмоциональных нагрузок на детей;
• Рабочий по комплексному обслуживанию здания – проводит уборку на территории лагеря.
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы, а также вожатых. С ними проводилась работа в течение учебного года на кружке «Школа вожатых». С ними проводилась работа в течение учебного года на кружке «Школа вожатых». На каждом отряде работает один учитель и несколько вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных (дел в улье) и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе пасеки, а также занимаются организацией отрядной (семейной) жизни.
[b]8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ:[/b]
• Спортивный зал;
• актовый зал;
• столовая;
• спортивная площадка;
• кабинеты;
• компьютерные кабинеты;
• ТСО;
• художественные средства;
• хозяйственный инвентарь;
• канцелярские принадлежности;
• принтер;
• ксерокс;
• сканер;
• видеокамера;
• фотоаппарат.
9. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
• Постановка реальных целей и планирование результатов программы
• Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат
• Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы
• Сформированность физического потенциала (критерий здоровья)
• Воспитательный коллектив, творческое сотрудничество поколений (критерий коллектива)
• Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания)
• Подготовленность к жизни (критерий времени)
• Критерий «открытости школы»
• Критерий системности работы
• Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют «Поляну настроения», что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня.
Диагностика настроения детей
Каждый день пчеловоды обводят определенным цветом соты (по количеству дней в лагере) соответствующий его настроению в этот день.
Красный – отличное,
Оранжевый – хорошее;
Жёлтый – равнодушное;
Синий – грустное, печальное;
Фиолетовый – тревожное.
Таким образом, выявляется общее настроение пчелят. Ежедневно на слете пчеловодов подводятся итоги настроения участников всей пасеки. Спады и подъёмы настроения ульев можно увидеть в карте «Поляна настроения». Карта изготавливается в виде полянки, где цветочки разной расцветки символизируют настроение всей пасеки за определённый день.
10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Укрепление здоровья детей.
2. Готовность к продолжению образования:
• наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху;
• обладание эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешной учебно-познавательной деятельности;
• способность находить творческие решения учебных и практических задач.
3. Нравственная ориентация на социально значимые ценности:
• наличие норм и правил поведения в общественных местах, правил общения со сверстниками и взрослыми; наличие желания и умения следовать им на практике; способность наладить дружеские отношения со сверстниками детском коллективе;
• обладание эмоционально-волевой регуляцией своего поведения в острых конфликтных ситуациях, умение противостоять отрицательному влиянию сверстников и более старших детей;
• наличие первоначальных знаний о здоровом образе жизни и потребности применять их на практике;
• наличие интереса к участию в жизни классного коллектива;
• снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
• укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
• формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;
• совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
• создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, ПДН.
Наличие опыта реализации
Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году, стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа «Главный улей» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.