Миллер Надежда Александровна
Программа курса «Страна добрых мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа курса
«Страна добрых мастеров»
(внеурочная деятельность учащихся по изобразительному искусству в рамках внедрения ФГОС)
Для учащихся 1 класса
Разработала Миллер Надежда Александровна
Педагог дополнительного образования
п. Павловск
2018 г.
Данная работа представляет собой программу курса духовно – нравственного и художественно-эстетического развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Эту программу можно использовать в условиях введения ФГОС нового поколения, как внеурочную деятельность и в качестве программы кружка.
Публикация «Программа курса „Страна добрых мастеров“» размещена в разделах
Особенность курса «Страна добрых мастеров» в том, что он содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры и русским народным творчеством. Предполагается взаимодействие образовательного учреждения с православной церковью и институтом семьи.
Программа содержит пояснительную записку, где обосновывается актуальность данного курса, называются причины обращения к православной педагогике, содержание, планируемые результаты, календарно – тематическое планирование, описание материально-технического и учебно – методического обеспечения.
Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время возникла большая опасность – разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулированы цель и задачи, описан национальный воспитательный идеал, как высоконравственный, творческий гражданин России, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, на воспитание, обучение, развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
Предлагаю программу курса «Страна добрых мастеров», которая объединит усилия основных социальных субъектов: школы, семьи, православной церкви. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, считаю, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Причины обращения к православной педагогике:
• Дать ребенку шанс познакомиться с русской национальной культурой, которой более тысячи лет. Именно ее все эти годы питало православие.
• История православия поможет детям в изучении школьных исторических дисциплин.
• Создать условия для развития толерантности у детей. (православие миролюбиво ко всем культурам).
• Помочь детям не стать жертвами религиозного фанатизма и духовной эксплуатации.
Особенность курса во взаимодействии двух направлений, духовно-нравственного и художественно-эстетического, которые содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры и народного творчества.
Программа курса предлагается учащимся начальных классов общеобразовательной школы, как внеурочная деятельность в рамках внедрения ФГОС. Она направлена на развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру православия. Являясь предметом духовно-нравственной и художественно- эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников с русским народным творчеством – этой своеобразной энциклопедией духовной жизни, где можно проследить жизнь человека от самого его рождения до смерти и увидеть, что же было нормой поведения людей задолго до появления понятия «нравственное воспитание». Колыбельные, прибаутки, потешки, песни, сказки, былины воспитывали в детях чуткое, гармоничное отнощение к миру, основанное на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.
Курс рассчитан на 33 часа в год (1 час в неделю) для 1 класса. Предполагается дальнейшее продолжение программы курса в начальной и средней школах. Практической деятельности на занятиях уделено - 23 часа. Ведущим направлением практической деятельности является лепка из глины.
Для разработки данного курса программы использовалось экспериментальное учебное пособие «Православная культура» Шевченко Л. Л., рабочая программа для внеурочной деятельности «Жить, чтобы быть человеком» Колесниковой С. Н. и собственный программный материал.
Нормативно-правовая основа
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
• Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
• Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Цель курса - создание условий для формирования у детей целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей, сохранение духовно-нравственного здоровья.
Правильная забота о своем духовном, психическом и телесном здоровье способствует совершенствованию человека, его миропонимания и мироотношении:
• к его собственной жизни: человек воспринимает жизнь как подарок Бога, как ценность, дорожит каждым мгновением жизни;
• к самому себе: определяя свою позицию на земле, принимая себя таким, каков ты есть на самом деле человек стремиться к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию;
• к окружающему миру, которое выражается в понимании того, что ты являешься частью огромного мира, взаимодействие с которым необходимо строить на основе любви, доброты, и гармонии;
• к своей любви к Богу как Творцу мира. К своим ближним и близким людям на основе основополагающего жизненного принципа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»;
Основные задачи
Создание условий для получения начальных знаний в области православной культуры, истории нашей страны, народных традиций и ремёсел;
• раскрытие и углубление понятий о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одной из главных ценностей жизни;
• развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
• развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры и народного творчества;
• воспитание уважительного и бережного отношения к истории нашей страны и к истории своего посёлка;
• воспитание бережного отношения к природе, понимания её роли в жизни людей и в процессе создания художественного образа;
• освоение основных технических приёмов работы с глиной;
• получить первые представления о работе с берестой, рогозом.
Направления работы:
• Духовно-образовательное.
• Художественно- эстетическое.
• Воспитательно-оздоровительное.
• Культурно-познавательное.
• Нравственно-трудовое.
Формы работы с детьми.
• Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Творческая и художественная деятельность детей.
• Проведение совместных праздников.
• Просмотр слайд – DVD фильмов, CD фильмов, использование записей.
• Экскурсии, целевые прогулки в храм.
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
• «Мастер- класс» (изготовление наглядных пособий для детского сада).
Педагогические принципы
• Личностно-ориентированные;
• Культурно –ориентированные;
• Деятельностно-ориентированные.
• Создание ситуаций успеха.
Данный курс программы предполагает использования на занятиях различных методов обучения (обьяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, наглядный, индивидуальный, метод создания игровых ситуаций, чаще всего, в их гармоничном сочетании.
Программа курса «Страна добрых мастеров» имеет тесные межпредметные связи с уроками литературного чтения, изобразительного искусства, музыки, труда. На занятиях используются художественные и музыкальные произведения из учебной программы 1 класса. Знания и умения полученные на занятиях помогут в освоении учебных программ по истории, литературе, ИЗО. Лепка из глины оказывает позитивное влияние на здоровье ребенка, а также на весь общеобразовательный и воспитательный процесс. В силу своей специфики и необходимости создания объемного изображения лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления.
Недаром педагог В. А. Сухомлинский писал, что «Ум ребенка на кончиках его пальцев».
Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения дети должны знать:
• Основные нравственные законы человека и общества исповедуемые Православием;
• Иметь элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
• Знать и уважать такие духовные традиции своего народа, как любовь к родному дому, близкому человеку, родной земле, природе, Отечеству;
• Знать и хранить культурные традиции своего народа;
• Знать о наиболее значимых страницах истории страны;
• Знать основные художественные промыслы России;
Должны уметь:
• Видеть красоту в окружающем мире;
• Видеть красоту в поведении, поступках людей;
• Бережно относиться к своему здоровью и здоровью близких и окружающих людей;
• Видеть четкую грань между положительными и негативными поступками библейских персонажей, героев сказок, рассказов, стихотворений;
• Владеть начальными приёмами работы с глиной, берестой, рогозом, красками;
• Сотрудничать в процессе коллективной деятельности с товарищами, оказывать помощь и принимать её у других участников процесса;
• Создавать творческие работы (соответствующие возрасту);
• Создавать социально значимый продукт (поделки на выставку в храм, игрушки для детского сада).
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
• Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
• Текущий:
• Прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
• Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
• Итоговый контроль в формах: участие в выставках, «мастер – классах»;
• творческие работы учащихся;
• участие в подготовке к праздникам и в самих праздниках;
• знание норм поведения и умение их соблюдать.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Примерные разделы портфолио: (автопортрет, мои увлечения, друзья, мой дом, мой поселок, моя Родина, мои творческие работы, мои достижения, дневник наблюдений).
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
• поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий.
• самостоятельность детей в выборе темы творческой работы и технике ее исполнения
Учебно – тематическое планирование
№ Тема занятия
Теория
часы Практика
часы
1. Красота в красках, формах, звуках окружающего мира 0,5 0,5
2. Поиски красивого вокруг себя 0,5 1,5
3. Красота рукотворная и нерукотворная 0,5 1,5
4. Сотворение человека. Адам - любимое чадо Божие 0,5 0,5
5. Правила жизни данные Богом в раю 0,5 1,5
6. Как Адам и Ева ушли из Рая 0,5 1,5
7. Радость и печаль в красках, звуках, формах окружающего мира 0,5 1,5
8. Чему мы радуемся зимой? 0,5 1,5
9. В ожидании Рождества 1 2
10. Звери и птицы зимой 0,5 0,5
11. Праздник в нашем доме: день рождения, день ангела 0,5 1,5
12. День защитника отечества 0,5 2
13. Звонкая масленица 0,5 1,5
14. Как люди предали Христа. Покаяние 0,5 0,5
15. Всякое умение - трудом дается 1 2
16. Какого цвета Пасха 0,5 0,5
17. Радостный мир русской матрешки 0,5 1,5
18. Моя семья 0,5 1,5
Итого 10 23
Содержание занятий
Содержание учебного курса «Страна добрых мастеров» знакомит с лучшими образцами православной культуры, устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства, русской народной игрушкой, красотой родной природы, красотой человеческих отношении. Всё это представляется ребёнку яркой, образной картиной, которая ассоциируется со всем добрым, родным, понятным, красивым.
Особое место в процессе обучения ребят младшего возраста отводится игре и знакомству с народной игрушкой. Игрушка в русском народе была незаменимым помощником в воспитании детей. Играя в куклы, девочки проигрывали роль, которую им предстояло исполнять во взрослой жизни, усваивали с помощью игры свои будущие обязанности невесты, хозяйки, жены и матери.
Для мальчиков изготовлялось оружие, что приучало их быть мужественными, сильными, выполняющими роль защитника. Игрушки, изображающие животных, использовались в совместных играх.
На занятиях дети также с помощью созданных собственными руками игрушек проигрывают самые разные жизненные ситуации. Детям младшего школьного возраста легко представить себе обычную парту полем для битв и сражений, либо соорудить неприступную глиняную город-крепость. Дети на занятиях учатся, играя и, им это очень нравится.
Ведущими ценностями младших школьников являются любовь и семья. Учитывая это, с помощью народной игрушки в сознании детей закрепляется огромная значимость крепкой, дружной, большой семьи, какой испокон веков была она в русском народе.
№ Тема Содержание Материалы Часы
1 «Красота в красках, формах, звуках окружающего мира»
Занятие 1.
Знакомство с сударыней Глиной (фигуркой девушки выполненной в виде дымковской барышни, которая покажет детям основные материалы и инструменты, используемые в работе кружка, расскажет о правилах безопасности и личной гигиены, покажет начальные приёмы работы с глиной.
Глина, стеки, губка, стакан для воды. 1
2 «Поиски красивого вокруг себя» Занятие 2. Экскурсия на природу, на берег реки Касмалы, где раньше стояли гончарные мастерские. Проба глин. Собирание: листиков, перышек, камешков и т. д.
Занятие 3. Знакомимся с понятием фактура.
Задание: из двух, трёх разнофактурных предметов создаём красоту.
Глина, фольга, листья, травинки, веточки, мох.
2
3 «Красота рукотворная и нерукотворная». Занятие 4. Добрый и красивый мир народного искусства. Слайд- экскурсия по народным промыслам русской земли.
Задание: Используя показ учителя и схему, выполняем из рогоза подвесную птицу счастья.
Занятие 5. Красота рукотворная. DVD фильм «Народные промыслы». Чудные полотенца, созданные мастерицами родной земли. Значение рисунка, орнамента, цвета.
Задание: Выполнить полотенце для мамы.
Рогоз, ножницы, нитки, ленты.
Бумага, ножницы, гуашь, кисти, клей.
2
4 «Сотворение человека. Адам - любимое чадо Божие» Первые дни творения. Отражение Бога в творениях. Главное качество Бога – Любовь. Может ли злой создать красивое?
Взаимосвязь понятий «любовь- доброта- красота».
Задание: Лепка из глины по впечатлению методом вытягивания.
Глина, турнетка, губка. 1
5 «Правила жизни данные Богом в раю» Занятие 7. Доброта, красота, послушание. Знакомство с понятием – послушание. Рассказ о детстве и юности преподобного Сергия Радонежского. Взаимосвязь красоты духовной и телесной.
Задание: Пишем портрет доброго человека.
Занятие 8. Продолжаем знакомство с понятием послушание. Иерархия семейных отношений на Руси.
Задание: девочки изготовляют тряпичную куклу, а мальчики в гончарной мастерской лепят посуду для всей семьи.
Гуашь, кисти, бумага.
Белый и цветной ситец, нитки, вата, глина, стеки.
2
6 «Как Адам и Ева ушли из Рая» Занятие 9. Как жили первые люди в Раю? Чему радовались? Общение с Богом?
Забота о райских деревьях. Злой, гордый ангел. Понятие –непослушание.
Задание: используя форму, пластику и фактуру лепим камень послушный и камень непослушный.
Занятие 10. Разработка взаимосвязи нравственно-эстетических понятий «непослушание-грусть-некрасивое».Обсуждаем картину В. М. Васнецова «Аленушка».
Задание: пишем композицию по впечатлению.
Глина, стеки, турнетка, петли, стержни.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
2
7 «Радость и печаль в красках, звуках, формах окружающего мира» Занятия 11.12. Представление зрительного и звукового ряда противоположного
эмоционального звучания. Какие выразительные средства используют художники?
Задание: выполняем рельеф на тему «Старое заброшенное дерево».
Глина, стеки.
2
8 «Чему мы радуемся зимой?» Занятия 13.14. Рассказ о Рождестве. Сопоставляем детские впечатления-радости от красоты зимы с радостным событием-Рождеством Христовым. Путешествуем в Гжель. Любуемся белоснежной посудой в голубых цветах.
Задание: Выполняем к празднику чайный сервиз (на выставку в храм).
Глина, стеки, кисти, краски.
2
9 «В ожидании Рождества» Занятия 15. 16. 17. Праздник Рождества Христова в храме.
Задание: выполняем пальчиковые куклы и декорации для Рождественской сказки. Показываем сказку родителям, друзьям.
Глина, краски, ткань, нитки 3
10 «Звери и птицы зимой» Занятие 18. Коллективная работа. Зрительный ряд с фотографиями природы и животных Алтайского края. Беседа о том, как проводят зиму животные и птицы нашего края и о том, как мы можем им помочь.
Задание: лепим зимний лес с животными и птицами
Глина, стеки, природный материал.
1
11 «Праздник в нашем доме: день рождения, день ангела» Занятия 19. 20. Рассказ о имени человека, о дне Ангела, о святом покровителе. Можно ли просить у святого чего-то плохого для других?
Задание: Выполняем декоративное панно из глины с изображением Ангела.
Глина, стеки, гуашь, кисти.
2
12 «День защитника Отечества» Занятия 21. 22. 23. Жертвенная любовь. Святые защитники земли Русской. Слушаем былину об Илье Муромце сказителя О. Исаева.
Задание: выполняем панно «Богатыри земли Русской». Коллективная работа.
Глина, гуашь, ДВП, стеки, клей
3
13 «Звонкая масленица» Занятия 24. 25. Как справляли Масленицу на Руси. Прощеное воскресение. Умеем ли мы просить прощение? За что нужно просить прощение?
Задание: Выполняем игрушку «Масленица». Коллективная работа.
ДВП, глина, бисер, ленты, ткань, клей, краски.
2
14 «Как люди предали Христа. Покаяние» Занятие 26. Тайная Вечеря, предательство Иуды, Распятие. Рассказ о Ване (по повести И. С. Шмелева).
Задание: выполняем подсвечник.
Глина, гуашь, кисти. 1
15 «Всякое умение - трудом дается» Занятие 27. Слайд – путешествие по земле нашей русской. Красота, созданная руками мастеров. Многообразие промыслов. Береста - универсальный материал. Пословицы о труде. Отношение народа к труду.
Задание: вырезаем по шаблону из бересты цветы. Составляем композицию и крепим на основу из ДВП.
Занятие 28. 29. Дымковская радуга. Все о промысле. Игра в мастеров.
Задание: Выполняем поделки для детского сада – дымковских барынь, кормилец, всадников.
Береста, ножницы, клей, шаблоны.
Глина, стеки, гуашь, кисти.
3
16 «Какого цвета Пасха?» Занятие 30. Праздник праздников. Рассказ о Воскресении Христовом, слушаем Красный Лаврский перезвон. Как справляли Пасху на Руси.
Задание: выполняем Пасхальную открытку для родителей.
Картон, цветная бумага, ножницы, клей.
1
17 «Радостный мир русской матрешки» Занятие 31. Слайд- путешествие в Полхов- Майдан. Рассматриваем отряд разновеликих матрёшек. Отмечаем их многодетность, характерную и желанную на Руси
Задание: обводим на картоне по шаблону разновеликих матрешек и расписываем их.
Картон, цветная бумага, ножницы, клей.
2
18 «Моя семья» Занятие 32. Что такое –родословие. Какое значение для каждого из детей имеет семья. Рассказ о семье и семейных отношениях на Руси.
Задание: вылепить большую дружную семью в стиле дымковских игрушек.
Занятие 33. Игра – путешествие с родителями по Стране Мастеров. Выставка, викторина.
Глина, стеки, гуашь, кисти.
2
Перечень оборудования, приспособлений и материалов:
Учебный кабинет (в рамках системы дополнительного образования,печь муфельная лабораторная (900 °С, столы ученические и стулья, спецодежда (халаты или фартук и нарукавники, средства гигиены (мыло и полотенце, подставка-турнетка ;
Глина, вода, гипс, салфетки и ветошь, емкости для воды и глины. Стеки, петли, ножи, резачки, деревянные молоточки, кисти;
Альбом, карандаш, кисти, ластик, гуашь;
DVD плейер, телевизор.
Учебно –методическое обеспечение:
Иллюстрации православных икон, картин русских художников, демонстрационный материал по всем видам народного творчества, образцы изделий из художественной и бытовой керамики, работы руководителя и успешные работы учащихся.
Дидактические игры по мотивам народного творчества. Наглядные схемы поэтапной работы над дымковской глиняной игрушкой. Трафареты народных игрушек и декоративных элементов различных видов росписи. Таблицы с элементами росписей, схемы поэтапного рисования различных видов росписей.
CD записи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий, DVD фильм "Русские промыслы",
Учебно - методическая литература:
1. Красота спасет мир. Методическое пособие «Артос-Медиа». Москва, 2006
2. Православная культура (концепции, учебные программы, библиография). Москва. 2003 г.
3. Шевченко Л. Л. 2004 г. Православная культура. Учебно-методический комплект для первого года обучения (учебное пособие, методическое пособие для учителя, наглядное пособие «Иллюстрации», музыкальное пособие «Звуковая палитра»).
Специальная литература:
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М. Советский художник, 1991 г.
2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. М. Просвещение, 1994 г.
3. Выготский Л. С. психология искусства. Москва, 1996 г.
4. Дайн Г. Русская игрушка. Москва 1986 г.
5. Дитмар К. В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир. М Просвещение, 1993
6. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М. 1985 г.
7. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М. Просвещение, 1981 г.
8. Миловский А. Скачи добрый единорог. Москва. 1975 г.
9. Митрофорный Протоирей Александр Соколов. Святой Витязь земли Русской Н. Новгород 2008 г.
10. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М. Просвещение, 1987 г.
11. Половников А. О. Русь деревянная. М. Просвещение, 1988 г.
12. Протоиерей Евгений Шестун. Православная школа. Самара, 2004 г.
13. Протоиерей Илья Шугаев. Один раз на всю жизнь. Издательство Совет Русской православной церкви, 2009 г.
14. Рогов А. П. Кладовая радости. М. 1982 г.
15. Семенова М. Древняя Русь в лицах. М. Просвещение. 1998 г