Светлана Коротченкова
Программа кружка подвижных игр «Страна Игралия»
▼ Скачать + Заказать документы
«…Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить…. в процессе игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Фрейд
Пояснительная записка
Актуальность: В детских садах основное внимание уделяется организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, а подвижные игры включаются лишь в физкультурные занятия, либо хаотично организуются детьми на прогулке. Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с правилами вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей, и для полноценной жизни в коллективе.
Темочки:
- Подвижные игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Я обратила внимание на то, что игры почти исчезли сегодня из детства. Поэтому надо помнить, что подвижные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Программа обучения в кружке подвижных игр «Страна Игралия»
ориентирует на решение задач, способствующих организации двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в дружелюбной радостной обстановке, но при умелом сочетании отдыха и движения.
В большинстве в подвижные игры играют на свежем воздухе. Игры, предлагаемы данной программой, разнообразны, требуют много движения, смекалки, дают массу всяческих физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.
Особый акцент программы сделан на использование подвжных игр с разной физической нагрузкой для детей, разнообразной степенью двигательной активности. Программой передоложены игры, требующие быстроты, ловкости, смелости, упорства в достижении цели.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому веселому и радостному занятию подвижным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизических умений и навыков младших дошкольников.
Каковы же условия организации и проведения подвижных игр?
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
С детьми младшего дошкольного возраста после окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, как относились друг к другу.
В подвижных играх успешность и активность детей зависит не только от уровня физического развития, но и от самооценки. Дети со средним уровнем физического развития, но высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, смелее, не боятся брать на себя роль ведущего и уверены в том, что своими силами смогут справиться с заданием, активнее проявляют свои интересы, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных возможностях занижает самооценку. Поэтому при подборе участников подвижной игры, при формировании команд педагог должен понимать, что результат игры и ее педагогическое влияние на формирование самооценки детей зависит от состава ее участников. Подобного рода взаимодействие должно учитывать не только уровень самооценки и физического развития, но и степень самостоятельности, инициативы и исполнительности участников игры. Также должны учитываться гендерная принадлежность детей и характер межличностных отношений.
2. Проведение с детьми беседы о восприятии победы и поражения
В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании ребенка выиграть.
Исходя из того, что дети будут сильно стремиться выиграть, быть победителем, а, столкнувшись с трудностями и неудачами, они испытают отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы необходимо подвести детей к выводу «Невозможно победить, не рискуя проиграть!».
3. Создание ситуации успеха.
Стремление «быть лучше, чем все» создает мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т. е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребенок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление «быть лучше всех», т. к. это позволит ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.
Эмоции успеха в подвижных играх дошкольников имеют огромную силу. «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы».
4. Постепенный переход от коллективных игр и командных соревнований к подвижным играм, где важен индивидуальный результат.
Подвижные игры необходимо подбирать с учетом уровня сложности и цели их проведения.
Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры.
Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно в начале предлагать детям знакомые или новые, но простые подвижные игры или организовывать командные соревнования.
Цель третьего этапа – соревновательная: ребенок должен добиться результатов, войти в тройку лучших игроков, выиграть. После того, как многие дети почувствуют, что, если сосредоточиться и хорошо постараться, то можно выиграть, и условия первоначальных игр уже не стали представлять для детей особой сложности, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать более сложные игры, требующие высокой точности движений, гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра, тем больше радости приносит победа в честной борьбе. На этом этапе можно скомбинировать из различных игр эстафету в форме командных или индивидуальных соревнований.
5. Соблюдение детьми правил игры
Подвижные игры всегда содержат правила, что придает игре объективный характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно соблюдавшего все правила.
Чтобы помочь каждому занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре. Полезно ввести правила поведения:
1. Каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;
2. Желающие играть должны сообща договариваться, в какую игру будут играть;
3. Ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры, но на начальном этапе выбирает воспитатель;
4. При обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребёнка выбирают, а другого отстраняют;
5. Если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и её ведущему о причине ухода;
6. Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил в игре;
Оценивая вместе со взрослыми действия сверстников и отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а потом и осознает свои собственные просчеты. Соблюдение правил приносит новый социальный опыт, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что вырабатывает произвольность поведения. Играя по-честному, то есть по правилам, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.
6. Педагогически грамотное распределение ролей.
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т. е. командные роли. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения ролей, таких, как жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре, бросание кубика с цифрами и т. п.
При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того, что роль должна помогать неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.
Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать.
7. Оборудование и оснащение игровой площади
Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т. п.). Учитывая вышесказанное, был разработан кружок «Страна Игралия».
Проблема: Недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации игр для детей. В этом случае дети даже просто не знают названий каких-то игр, и не могут самостоятельно играть или организовать.
Цель: Повысить двигательную активность детей дошкольного возраста, через организацию подвижных игр, воспитывая интерес и любовь к подвижным играм.
Задачи:
1. Учить играть в подвижные игры в коллективе;
2. Удовлетворять потребности детского организма в движениях;
3. Развивать двигательные, скоростно-силовые качества, общую выносливость;
4. Развивать глазомер и силы рук;
5. Укрепление у детей силы мышц рук и туловища;
6. Знакомить детей с играми;
7. Развивать речедвигательные навыки;
8. Развивать словарный запас детей;
9. Развивать детский кругозор;
10. Развивать физические качества: ловкость, смелость, физическую активность, упорство и достижении цели, дружелюбия и коммуникативности;
11. Обучение основам игр;
12. Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетны действия с названием роли;
13. Учить действовать по сигналу взрослого не мешать другим детям;
Форма организации: подвижная игра (образные, сюжетные, с предметами и пр.)
Количество занятий: 1 раз в неделю (вторник) по 15 минут на проведения одного занятия, 37 занятия в год.
Место проведения: в теплое время года - на улице, в холодное время - в группе и в музыкальном зале.
Срок реализации: 1 год
Форма подведения итогов : отчет, фотоматериал, картотека игр, картотека считалок.
Формы и методы оценки. Результатом работы кружка является организация разнообразных подвижных игр, интересного организованного досуга детей в детском саду.
Функциональные обязанности руководителя кружка по охране труда.
-изучает с детьми правила по охране труда и технике безопасности, строго их соблюдает при проведении учебно-воспитательного процесса;
-несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей во время проведения занятий, экскурсий, походов, спортивных игр и соревнований, общественно-полезного производительного труда т. п;
-немедленно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим;
-обеспечивает безопасное проведение учебно-воспитательного процесса. Проводит инструктаж при проведении экскурсий. Спортивных соревнований и др. по правилам пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, в воде, с регистрацией в специальном журнале, воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, в воде и т. д.
Диагностическое обследование: по Сафоновой О. А.
Ожидаемые результаты.
В результате регулярного посещения занятий воспитанники должны:
- знать игры – их условия и правила – и использовать их в свободное время;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- развить фантазию настолько, чтобы потом сам мог изобретать подобные игры;
- у воспитанников должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям подвижной игрой и дальнейшему самосовершенствованию.
К концу года дети должны знать:
-Не менее 9 считалок для использования их в игре;
-Правила 9 подвижных игр;
-Правила безопасного поведения во время проведения игры.
К концу года дети должны уметь:
-Сотрудничать друг с другом во время проведения игры;
-Участвовать в организации и проведении игры;
-Уметь действовать по сигналу взрослого;
-Предлагать поиграть в подвижные игры;
Перспективный план
Дата Тема
Задачи
04.09.2018 Игра «У медведя во бору»
Разучивание считалки
Диагностика Развивать у детей умение согласовывать движения со словами; развивать речь детей
11.09.2018 Игра «Гуси-лебеди»
Развивать у детей умение согласовывать движения со словами; развивать речь детей
18.09.2018 Игра : «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…» Развивать у детей умение согласовывать движения со словами; развивать речь детей
25.09.2018 Игра : «По ровненькой дорожке» Развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.
02.10.2018 Игра : «Карусели» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться
09.10.2018 Игра : «Колпачок» Учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры
16.10.2018 Игра : «Заинька» Развивать умения выполнять характерные движения
23.10.2018 Игра : «Угадай, чей голосок» Развивать слуховое внимание
30.10.2018 Игра : «Курочка – хохлатка» Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе
06.11.2018 Игра : «Пузырь» Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.
13.11.2018 Игра : «Мыши водят хоровод» Учить детей водить хоровод, согласовывать движения со словами
20.11.2018 Игра : «Ходит Ваня» Учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу
27.11.2018 Игра : «Лохматый пес» Учить передвигаться по площадке, следуя указаниям
04.12.2018 Игра : «Хоровод» Учить детей водить хоровод; упражнять в приседании
11.12.2018 Игра : «Мороз Красный Нос» Развивать умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге
18.12.2018 Игра : «Воробушки и кот» Учить детей бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей
25.12.2018 Игра : «Веселись детвора» Развивать быстроту реакции, переключаемость, внимание
15.01.2019 Игра : «Иголка, нитка и узелок» Развивать ловкость, быстроту и реакцию
22.01.2019 Игра : «Музыкальные стульчики» Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать быстроту реакции
29.01.2019 Игра : «Комарик» Развивать ловкость и быстроту реакции, умение играть в коллективе
05.02.2019 Игра : «Дедушка Водяной» Развивать у детей координацию движений, ловкость и быстроту реакции
12.02.2019 Игра : «Лиса и цыплята» Учить слушать, реагировать на речь воспитателя и понимать её
19.02.2019 Игра : «Вокруг домика хожу» Развивать ловкость и быстроту реакции, умение играть в коллективе
26.02.2019 «Я люблю свою лошадку» Расширять круг действий с предметами; побуждать к звукоподражанию; упражнять в имитации; учить переключаться с одного действия на другое; давать возможность проявлять себя индивидуально в общей игре
05.03.2019 Игра : «Ровным кругом» Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию
12.03.2019 Игра : «Флажок» Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку
19.03.2019 Игра : «Рыжая лисица» Развивать ловкость и быстроту реакции, умение играть в коллективе
26. 03.2019 Игра : «Огородник и воробей» Развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу
02.04.2019 Игра : «Лиса и куры» Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину
09.04.2019 Игра : «Воробушки и автомобиль» Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
16.04.2019 Игра : «Солнышко и дождик» Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя
23.04.2019 Игра : «Лягушки в болоте» Приучать ходить на четвереньках вперед и, повернувшись, возвращаться назад
30.04.2019 Игра : «Гуси» Упражнять в беге в прямом направлении
07.05.2019 Игра : «Как на нашем на лугу» Формировать умение действовать в игре до конца
14.05.2019 Игра : «Лягушки» Учить детей прыгать на ориентиры с продвижением вперед
21.05.2019 Развлечение «Путешествие в страну Игралию» Получить радость от совместных игр; продолжать формировать у детей физические качества: скорость, быстроту, силу, ловкость, выносливость и координацию движений, во время участия в подвижных играх, конкурсах и эстафетах
28.05.2019 Диагностика Проанализировать развитие игровых умений у детей младшего возраста на основе предложенных подвижных игр
Используемая литература:
1. Володченко В. Выходи играть во двор/ В. Володченко, В. Юмашев. – М. ,1984
2. Гайдай Е. П. Москва «АРКТИ» 2000г. «Игры, забавы, развлечения».
3. Голубева Л. Г. Москва «Просвещение» 2003г. «Растём здоровыми».
2. Давыдов А. Играем, растём и умнеем/ А. Давыдов. – М., 1997
4. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека/Дошкольное воспитание/ А. Жичкина. – 2002. – № 4. – С. 26 – 27
5. Ионова А. Н. Москва «Экзамен» 2010г. «Играем, гуляем, развиваем».
6. Казак О. Н. Москва «АРКТИ» 2000г. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет.
7. Кенеман А. В. Санкт-Петербург «Детство» 2000г. «Народные подвижные игры для детей».
8. Литвинова О. М. Санкт-Петербург «КАРО» 2006г. «Физкультурные занятия в детском саду».
9. Муравьва В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств».
10. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе/ Т. И. Осокина. М. : Просвещение, 1983
11. Патрикеева А. Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры».
12. Пензулаева Л, И. Москва «Просвещение» 1985г. «Физкультурные занятия с детьми 4-5 и 3-4 лет»,
13. Ромашин Г. Н. Подвижные игры : Методическое пособие/ Г. Н. – Краснодар: КГАФК, 1999
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/11/29/kartoteka-podvizhnykh-igr-dlya-2-mladshey-gruppy
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/03/11/kartoteka-podvizhnykh-igr-dlya-vtoroy-mladshey-gruppy
https://www.razvitierebenka.com/2014/09/Detskie-Schitalki.html#more