Анастасия Милкина
Программа кружковой работы «В гостях у Угадайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой работы в старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у Угадай-ки»
Актуальность темы
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Публикация «Программа кружковой работы „В гостях у Угадайки“» размещена в разделах
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Цель: воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Задачи:
- Учить охотно вступать в речевое общение.
- Учить задавать вопросы.
- учить говорить по очереди, не перебивая собеседника.
- Учить составлять короткие описательные рассказы о предметах их ближайшего окружения путём сочинения описательных загадок.
- Учить использовать в речи названия предметов, материалов, из которых они сделаны; названия живых существ и среды их обитания; слова обозначающие свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вкус); степень и качества объектов; слова, обозначающие некоторые видовые и родовые обобщения, а также лежащие в основе обобщений существенные признаки.
- Учить свободно пользоваться простыми полными распространёнными предложениями с однородными членами.
- Учить понимать отношения между объектами на основе отгадывания загадок с отрицанием.
- Развивать умение использовать в речи все части речи.
- Способствовать у детей высокую интеллектуальную способность
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : Просвещение, 1985.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание. -1986 - №9.
4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7
Работа с детьми Сентябрь Загадки об овощах и фруктах.
Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
Октябрь Загадки о деревьях Вечер развлечений «Загадки лесовичка».
Ноябрь Загадки о животных и насекомых Выставка работ детского творчества.
Декабрь Загадки о птицах Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
Январь Загадки об игрушках, сказочных героях. Конкурс загадок «В гостях у Угадайки».
Февраль Загадки о транспорте и о профессиях на стройке. Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
Март Придумывание загадок детьми. Коллективное оформление книги «Загадки».
Апрель Загадки о природе, природных явлениях.
Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».
Май Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку».
Программное содержание : развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».
Октябрь Папка - передвижка «Загадки из детства».
Февраль Отгадывание загадок. Семейный конкурс «Вечер загадок».
Апрель Придумывание загадок детьми и их родителями. Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.
Май Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.
Самореализация Февраль Публикация в СМИ «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»
Май Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.