Лучший педагог года

Программа кружковой работы «Пластилиновая живопись»

Ерёменко Ольга Сергеевна
Программа кружковой работы «Пластилиновая живопись»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

«В творчестве нет правильного пути,

есть только свой собственный путь».

(Р. С. Немов)

Современное общество нуждается в творческих людях. Все культурные ценности накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей, и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Публикация «Программа кружковой работы „Пластилиновая живопись“» размещена в разделах

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, «делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее».

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П. М. Якобсон, Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасов, Т. В. Кудрявцев и другие).

Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы, а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии. В возрасте от 5 до 7 лет идет развитие творческого воображения, формируются такие особенности, как оригинальность и произвольность, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

С введением ФГОС, появилась образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Данная область направлена на развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведения искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности.

Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Поэтому сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций. И сегодня перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Существующая система обучения дошкольников направлена на формирование творческих способностей. Чем больше ребенок узнает вариантов техники изобразительной деятельности, для создания художественного образа, тем больше у него возможностей передать свои идеи. Их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Развитие творческих способностей - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Пластилинография в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер (Г. Н. Давыдова). В ее русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает сам процесс воспитания и обучения детей актуальным и творческим.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г. Н. Давыдова).

Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира.

Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.

Занятия пластилинографией предоставляют большую возможность для развития и обучения детей:

- развитию внимания, памяти, мышления;

- развитию воображения, творческих способностей;

-развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;

- развитию самостоятельности, произвольности поведения;

- помогает реализовывать эмоциональное состояние в творчестве;

- дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.

Главное, развивая у детей творческие способности к изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника пластилиновой живописи помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Пластилиновая живопись».

Программа ориентирована на детей: от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет. Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников дошкольного учреждения.

Периодичность занятий – вторая и четвертая неделя месяца. Во вторую половину дня. Длительность занятий: старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Цели и задачи программы.

Цель: формирование и развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи:

1. Формировать у детей навыки овладения техникой пластилинографией.

2. Формировать элементарные представления о видах пластилинографии

3. Развивать творческие способности детей, нахождение оригинальных способов для создания художественного образа.

4. Воспитывать эстетическое восприятие социального мира, художественный вкус в процессе ознакомления с изобразительным искусством, трудом взрослых в области дизайна, желание передавать свои впечатления художественно-выразительными средствами, использовать продукты своего дизайн - конструирования в оформлении среды детского сада, семьи.

Формы работы :

- индивидуальная

- подгрупповая

Методы работы :

- словесные игры, загадки

-беседа, наблюдения, экспериментирования

- проигрывание сюжетов

- анализ работ

- рисование контуров и заготовок

- консультирование педагогов и родителей

- совместная работа детей и родителей

Содержание программы.

В ходе реализации программы «Пластилинография» дети знакомятся с видами нетрадиционной техники работы с пластилином :

- прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;

- обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

- контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;

- многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;

- модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;

- мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;

- фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра художественного творчества;

Организация образовательного художественно-творческого пространства в группе - обучение воспитанников навыкам пластилинографии;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к творческой деятельности средствами пластилинографии.

Создание образа в воображении – наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желание поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда дети в творческом порыве создают «шедевры», единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем создать свое, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, подумать.

Программа состоит из трех этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи:

I этап – подготовительный

Подготовительный.

Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей; научиться работать на ограниченном пространстве.

II этап – основной

Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам; создавать изображения из большого количества деталей, использовать разные детали для создания образа, освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

III этап – итоговый

Итоговый.

Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Ожидаемый результат:

Ребенок умеет:

• самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники пластилиновой живописи и применять их;

• самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционной живописи;

• выражать свое отношение к окружающему миру через пластилинографию;

• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

• проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

п/п Содержание Сроки Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Сентябрь

Педагог доп. образования: Ерёменко О. С.

Подбор основных игр и материала для оснащения центра художественного творчества

3 Проанализировать результаты мониторинга Сентябрь

Педагог доп. образования:

Ерёменко О. С.

4 Определить перспективный план по развитию творческих способностей детей средствами пластилинографии

II этап. Основной

1 Реализация плана по художественно-творческой деятельности Октябрь

-

Май Педагог доп. образования: Ерёменко О. С.

2 Привлечение родителей в организации развивающей среды и использованию развивающих игр дома Октябрь

-

Май Педагог доп. образования: Ерёменко О. С.

III этап. Обобщающий

1 Определить эффективность проведённой работы

Май Педагог доп. образования: Ерёменко О. С.

2 Провести анализ полученных результатов

Май Педагог доп. образования: Ерёменко О. С.

3 Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах Октябрь

-

Май Педагог доп. образования: Ерёменко О. С.

Учебно-тематический план

№ п. /п.

Тема занятий Количество занятий

Октябрь «Осенний букет» 1

«Ёж в осеннем лесу» 1

Ноябрь «Матрёшечки-подружки»

«Фантазия» 1

1

Декабрь «Снегурочка»

«Новогодняя сказка» 1

1

Январь «Зимующие птицы»

«Снеговик» 1

1

Февраль «Паруса»

«Открытка для папы» 1

1

Март «Подснежники»

«Букет для мамы» 1

1

Апрель «Дерево из жгутиков»

«Пластилиновая ракета» 1

1

Май «Улица города»

«Полевой натюрморт» 1

1

Всего за 1 год обучения: 16

Содержание программы

Месяц № Тема занятия Программное содержание

Октябрь 1 «Осенний букет»

Цель: познакомить детей с различными видами листвы, научить составлять осенний букет из листьев Игра «С какого дерева листок?», «Радуга».

2 «Ёж в осеннем лесу»

Цель: познакомить и объяснить детям для чего нужны колючки ежу и как они важны в его жизни. Загадывание загадок про осень.

Чтение стихотворения -Хитрый ёжик-чудачек П. Воронько.

Физкультурная минутка.

Пальчиковая гимнастик «Ёжик колкий»

Сказка: Ёжик – колючий зверек.

Ноябрь 3 «Матрёшечки-подружки»

Цель: познакомить детей с историей создания русской матрёшки.

Беседа:

«История зарождения народной игрушки русской матрёшки».

Игры:

«Матрёшки», «Выложи узор».

4 «Фантазия»

Цель: научить создавать картину из пластилина с смешивая цвета. Сказка: «Что такое фантазия»

Физкультурная минутка: «Радуга-дуга».

Декабрь 5 «Снегурочка»

Цель: научить использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию Беседа :

«Здравствуй, здравствуй Новый год!»

Игры: «Долепи узор»,«Найди ошибки художника».

6 «Новогодняя сказка»

Цель: научить создавать праздничную картину из пластилина, смешивая цвета. Сказка: «31 декабря»

Физкультурная минутка: «Как на горке — снег, снег».

Январь 7 «Зимующие птицы»

Цель: познакомить детей с разновидностями зимующих птиц нашего края, об условиях их обитания. Беседа: «Зимующие птицы нашего края».

Игры:

«Птицы», «Сложи фигуру птицы из пазла», «Чего не хватает у птицы?».

8 «Снеговик»

Цель: научить способу создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Беседа: «Как лепить снеговика?»

Стихотворение Е. Седовой.

«Первый снег идет кругом».

Пальчиковая гимнастика.

Февраль 9 «Паруса»

Цель: научить детей одним из приёмов лепки – цветовой растяжки. Беседа: «Морские суда».

Игры: «Сложи картинку корабля из пазла», «Назови деталь корабля».

10 «Открытка для папы»

Цель: научить детей использовать новые приёмы пластилинографии –отщипывание, размазывание на основе, скатывание колбасок пальцами, разглаживание. Беседа: О истории флага России.

Стихотворение

«Российский флаг. Нелёгкая судьба».

Физкультурная минутка:

«Раз, два, три, четыре мы самые сильные в мире!»

Март 11 «Подснежники»

Цель: познакомить детей с первоцветами.

Беседа: «Первоцветы из Красной книги».

Игры: «Радуга – подбери цветок по цвету», «Составь букет из первоцвета».

12 «Букет для мамы»

Цель: научить детей размазывать, катать шарики, придавать им форму овалов легким раскатыванием, раскатывать колбаски из пластилина. Беседа: о цветах (знакомство с полевыми цветами).

Загадывание загадок о цветах.

Физкультурная минутка

«Наши алые цветы распускают лепестки».

Стихотворение: «Мамин день». Михаил

Садовский.

Апрель 13 «Дерево из жгутиков»

Цель: научить детей из жгутиков, с помощью скатывания вылепливать листья. Стихотворения:

«Если на деревьях, листья пожелтели» (М. Ходякова)

Пальчиковая гимнастика: «Замок»

Физминутка «Станем мы деревьями»

14 «Пластилиновая ракета»

Цель: познакомит детей с Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Стихотворения.

Александр Твардовский.

«Ах, этот день — двенадцатый апреля»

Динамическая пауза «Космонавты»

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Май 15 «Улица города»

Цель: познакомить детей с разнообразием архитектурных строений микрорайона. Беседа: «Мой посёлок -Краснобродский».

Игры: «Улица», «Дострой», «Узнай по контуру»

16 «Полевой натюрморт»

Цель: познакомить детей с тем, как дружили растения ромашка и колосок. Сказка о дружбе.

Динамическая пауза: «Колосок».

Физминутка: «Здравствуй, солнце золотое!»

Ресурсное обеспечение

№ Информационно – методическое обеспечение программы

1. Технические средства Магнитофон с аудиозаписью, видеоаппаратура

2. Учебно – наглядные пособия Картинки, эскизы, коробка с не оконченными работами, фото, иллюстрации.

3. Оборудование Восковые и акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши, цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, аракал, старые открытки, газеты, природные материалы.

Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты, дырокол, зубные щетки, губки, штампы.

Индивидуальные доски, баночки, палитры.

Определение перспектив в дальнейшей работе.

Повышение уровня развития творческих способностей средствами пластилинографии, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей старшего дошкольного возраста.

Активизация участия воспитанников в проектной деятельности.

Распространение опыта работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного среди коллег.

Продолжить работу по программе через реализацию мини-проектов: «Чудеса из пластилина», «Чудесная мозаика», «Витражная пластилинография».

Работа над использованием некоторых видов пластилинографии начиная с младшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип [Текст] \ М. М. Алексеева – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Березина, В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. Детство творческой личности [Текст]\ В. Г. Берёзина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – СПб. : издательство Буковского, 2004. – 60 с.

3. Баль, Л. В., Барканова, С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст] : Учебно методическое пособие/ Л. В. Баль, С. В. Барканова; под ред. Л. В. Баль – М. : Владос, 2003 – 192 с.

4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология развития М., 2000.140с

5. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.

6. Гульянц, Э, К., Базик, И. Я. Что можно сделать из природного материала [Текст] : кн. для воспитателей детского сада / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. – М. : Просвещение, 2011. – С. 5 – 17.

7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. [Текст] \ Г. Г Григорьева. – М. : «Академия», 2003 – 344с.

8. Григорьева, Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности [Текст] : учеб, пособие\ Г. Г. Григорьева. – М. : Просвещение, 1995. – 250с.

9. Давыдова, Г. Н. Пластилинография [Текст] \ Г. Н. Давыдова. – М. : ООО и здательство «Скрипторий», 2008 – 94с.

10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. СПб 2003.

11. Крайг Грейс. Психология развития. СПб. ,2002.

12. Ковалько, В. И. Азбука физминуток для дошкольников [Текст] \ В. И. Ковалько, Издательство: Вако, 2011 – 176 с.

13 Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская, - М. : Педогогика, 2005. – 152 с.

14 Немев, Р. С. Психология. М. : 2002г.

15 Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002.

16 Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – 2 – е изд., испр. и под. – М. : Политиздат, 2005 – 494с.

17 Поддьяков, Н. Н. Формирование и развитие творчества дошкольников. М., 2000.

18 Психогимнастика. Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб. 2004.

19 Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Сохина, Ф. А. – М. Посвящение, 2005 – 198 – 223с.

20 Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Ерофеевой, Т. И. – М., 2004.

21 Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И. В Стародубцева, Т. П. Завьялова – М. : Изд-во Аркти, 2009.

22. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] \ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : просвещение: Владос, 2005 – 291 с.

23. Флерина, Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков. - М. : Академия, 1999.

24. Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М. : ТЦ-Сфера, 2010г.

25. Штанько, И. В. Пластилиновая живопись в детском саду [Текст] : учеб. пособие \ И. В. Штанько. – М. : Просвящение, 2007 – 80 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка «Пластилиновая живопись» часть 3.Фотоотчет о работе кружка «Пластилиновая живопись» часть 3. Вот и закончился учебный год. В октября 2016 года я начала свою работу в кружке "Пластилиновая живопись" с детьми 2 младшей группы. Сначала.

Конспекты занятий кружка «Пластилиновая живопись» Конспект занятия с детьми средней группы по пластилинографии Тема: «Осенний букет» Вид деятельности: нетрадиционная техника «пластилинография».

Мастер-класс «Пластилиновая живопись из шприца»Мастер-класс «Пластилиновая живопись из шприца» Разные виды пластилиновой живописи существуют и применяются в работах с дошкольниками. Сегодня я хочу поделиться мастер-классом "Пластилиновая.

Отчет о проведении кружковых занятий «Пластилиновая живопись» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька» Отчет о.

Программа кружковой работы «В гостях у Угадайки» Программа кружковой работы в старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у Угадай-ки» Актуальность темы Человек начал придумывать.

Программа кружковой работы в мини-музее «Курочка Ряба» Программа кружковой работы «Мини-музей «Курочка Ряба»» Руководители: воспитатель Белова Ю. Н. Пояснительная записка. Направление музейной.

Рабочая программа проведения кружка «Пластилиновая живопись» в средней группе Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Рабочая программа кружковой работы Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказки «Приключение Капельки» и повышению интереса к художественной.

Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» в младшей группе. Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно,.

Пластилиновая живопись — средство развития творчества детей дошкольного возраста Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района “Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный” Фомина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы «Пластилиновая живопись»
Опубликовано: 30 октября 2016 в 10:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружковой работы «Пластилиновая живопись»» (включая файлы) размещена пользователем Ерёменко Ольга Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД