МААМ-картинки

Программа кружковой работы для детей старшего (5–6,6–8 лет) дошкольного возраста с ЗПР различного генеза

Алина Носова
Программа кружковой работы для детей старшего (5–6,6–8 лет) дошкольного возраста с ЗПР различного генеза

Содержание:

1. Пояснительная записка…. …с. 3

2. Организационный раздел К …. …с. 3

3. Цель и задачи (подцели) …. …. с. 4

4. Содержательный раздел ….… с. 4

4.1 Тематика кружковых занятий на 2023 – 2024 учебный год…. …. с. 5

4.2 Тематика кружковых занятий на 2024 – 2025 учебный год….…. …. с. 8

4.3 Тематика кружковых занятий на 2025 – 2026 учебный год…. …. с. 13

4.4. Формы подведения итогов…. с. 17

5. БИБЛИОГРАФИЯ…. ….…с. 17

6. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ…. …с. 18

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Программа кружковой работы для детей старшего (5–6,6–8 лет) дошкольного возраста с ЗПР различного генеза» размещена в разделах

Данная программа разработана на основе :

Авторской разработки Н. Гафиятулиной «Система запуска речи».

Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:

• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон, принятым 29 декабря 2013 года (№ 273-ФЗ);

• Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 3 мая 2000г. №1726 «Направленность образовательных программ дополнительного образования»

Программа «Говоряшка» описывает курс развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, по которому осуществляются дополнительные образовательные услуги. По функциональному предназначению является учебно-грамматически-речевой. По форме организации подгрупповая, по времени реализации три года. Предполагает активное участие детей, родителей, педагогов.

Программа кружка направлена на речевое развитие ребёнка – дошкольника с ЗПР, на обогащение словаря и развитие речи. Структура занятий позволяет детям интенсивно заниматься и не переутомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

2. Организационный раздел. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все используемые игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что с появлением речи, развитие психических процессов, формирование познавательного интереса, познавательных действий и умения взаимодействовать у детей с ЗПР будет проходить быстрее, если в коррекционной педагогической работе использовать не только занятия, предусмотренные программой, но и системно применять развивающие игры, динамические пособия.

Благодаря использованию развивающих игр, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Что способствует развитию памяти, воображения, внимания, восприятия, логического и творческого мышления, речи

Все уроки из практического модуля сформированы по принципу лексических тем, что позволяет формировать систему языка и представления об окружающей действительности. Все занятия насыщены интересными и красочными пособиями, аудиоприложениями.

Рекомендации при подборе лексического материала:

1) Использовать слова 1 и 3 классов слоговой структуры;

2) Не применять формы слов;

3) При отработке фраз изменяется только одно слово (Баба, иди! Мама, иди)

4) Если сложно проговаривать разные слова, то меняем только один слог (Таня, иди! Аня, иди! Ваня, иди)

Ч ткая и понятная последовательность;

-Включает в себя все направления развития речи;

-Уроки можно проходить в любой последовательности, но лучше придерживаться предложенной схемы;

Программа кружка предполагает проведение 1 занятия в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятий: 20-30 минут – с учётом способностей детей.

Общее количество занятий в год – 30. Итого, 90 занятий.

Каждый урок посвящ н одной теме, в рамках которой реб нок знакомится с предметами и явлениями окружающего мира.

-Учится произносить звуки, слоги, слова по этой теме.

- Он слушает звуки из аудиоприложения, имитирует движения, характерные для некоторых слов.

- Таким образом, у реб нка складывается максимально полное представление о предметах и явлениях, входящих в одну семантическую группу.

Каждое занятие содержит:

- Задания на моторную имитацию;

- Задания для вызывания звуков;

- Задания для закрепления произносительных навыков;

- Задания на слуховое внимание;

- Артикуляционную гимнастику;

- Задания для формирования ВПФ.

Моторная имитация – основа для вызывания звуков.

-Имитация движений телом (шаги, махи руками);

-Имитация движений руками (замочек, хлопки и т. д.);

-Имитация движений органов артикуляции;

-Имитация звуков с помощью жестов.

Работа над моторной имтацией:

Фея (если реб нок самостоятельно не может выполнить движение);

-начинаем с двух- тр х движений, постепенно расширяем репертуар;

-Инструкция «Сделай как я», «Как я»;

-Постепенно заменяем на названия частей тела;

-Включаем вокальные упражнения.

Правильно выполненное упражнение подкрепляем звуковым сигналом, используем жетонную систему поощрений.

Последовательность вызывания звуков:

Гласные звуки (А, У, О, И) (Э, Ы);

-Сочетание гласных звуков;

-Согласные звуки- вызываются сразу в слогах (переднеязычные) (заднеязычные);

-Сочетания слогов;

-Слова, состоящие из двух слогов.

Речевые коммуникативные игры-закрепление речевых навыков.

-Большинство пособий Кружка позволяют реб нку проигрывать ситуации, сопровождая их словами, что стимулирует и мотивирует реб нка к речевой деятельности;

-По ходу игры педагог зада т вопросы реб нку, стимулируя диалогическую речь и развивая понимание речи.

Слуховое внимание:

-Учится различать звонкий и глухой звуки;

-Учится различать громкий и тихий звуки;

-Учится различать музыкальные инструменты и звучание игрушек;

-Учится различать голоса животных и птиц;

-Учится различать тембр голоса;

-Учится различать быстро и медленно звучащие звуки;

-Учится различать бытовые шумы;

-Учится различать звуки природы.

Артикуляционная гимнастика

Развитие ВПФ

Материалы кружка содержат много заданий на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. Развитие ВПФ происходит параллельно с развитием речевых навыков.

3. Цель и задачи (подцели) К. Цель кружковых занятий : запуск речи у неговорящих детей (а их количество в группе с ЗПР превалирует над количеством говорящих дошкольников).

Задачи кружковой работы.

Образовательные: Научить говорить простые слова и фразы;

Использовать речевые навыки для общения;

Перестать упрощать слова, сокращая количество звуков и слогов в них;

Значительно обогатить словарь, вследствие чего исчезнут трудности с подбором нужного слова, подходящего к контексту;

Появление согласованности слов во фразах и употребление предлогов.

Развивающие: Увеличение объема внимания и памяти.

Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, аналогии).

Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Развитие речи,

Воспитательные: Умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Воспитывать культуру речи.

Методические приёмы

Беседа Показ Дидактическая игра

Рассматривание иллюстраций Демонстрация действий и др.

4. Содержательный раздел.

4.1 Тематика кружковых занятий на 2023 – 2024 учебный год.

№ п/п Тема Чему научатся дети.

Занятие № 1

(5 н.) “Гласные звуки” Произносить шесть гласных звуков;

- произносить их сочетания (переключаться с одного гласного звука на другой);

- познакомиться с понятиями - ряд, первый, последний;

- выполнять артикуляционную гимнастику.

Занятие № 2

(6 н.) «Моторная имитация» Развивать крупную моторику;

движение органами артикуляции;

действия с предметами по теме недели;

МИ: «Ква-ква» - лягушка. «Ш-ш-ш» - змея, «Топ-топ» - шаги.

Занятие № 3

(7 н.) «Моторная имитация» Развивать крупную моторику;

движение органами артикуляции;

действия с предметами по теме недели;

МИ: «Би-би» - машина, «Оп-ап» - мяч, «Бай-бай» - кровать.

Занятие № 4

(8 н.) «Моторная имитация» Развивать крупную моторику;

движение органами артикуляции;

действия с предметами по теме недели;

МИ: «Бам-бам» - барабан, «Но-но» - лошадка, «Буль-буль» - рыбка,

Занятие № 5 (10 н.)

«Моторная имитация» Развивать крупную моторику;

движение органами артикуляции;

действия с предметами по теме недели;

МИ: «Ду-ду» - дудочка, «Ту-ту» - паровоз.

Занятие № 6 (11 н.)

“Звукоподражания и простые слова на тему Дом”

Произносить звукоподражания, обозначающие предметы дома;

- произносить цепочки звукоподражаний;

- произносить простые слова;

- познакомится с значением предлога В- что В шкафу.

МИ: Дом, «В-в-в» - пылесос, «Кап-кап» - кран, «Фу-фу» - мусор, «тик-так» - часы, «Дзинь» - чашка.

Занятие № 7 (12 н.)

«Моторная имитация»

Развивать крупную моторику;

движение органами артикуляции;

действия с предметами по теме недели;

МИ: «Тук-тук» - молоток, «Кап-кап» - дождь. «Шлёп» - лужа.

Занятие № 8 (13 н.)

«Моторная имитация» Развивать крупную моторику;

движение органами артикуляции;

действия с предметами по теме недели;

МИ: «Пам-пам» - пианино, «Солнце».

Занятие № 9

(14 н.) "Звукоподражания домашних животных, простые слова”

Произносить звукоподражания, обозначающие домашних животных;

- произносить цепочки звукоподражаний;

- произносить простые слова.

МИ: «И-го-го» - По-ни, лошадь, «Мяу» - Ки-са, кошка, «И-а» - о-сёл, «Му-му» - Мо-тя, корова, «Ме-ме» - Ко-за, «Хрю-хрю» - Пе-па, свинья, «Гав-гав» - Тя-па, собака, «Бе-бе» - Бу-ба, баран.

Занятие № 10

(15 н.)

“Звукоподражания диких животных, простые слова”

Произносить звукоподражания, обозначающие диких животных;

- произносить простые слова;

- познакомиться с понятиями «один-много»- лиса-лисы.

МИ: «Фы-фы» - ёж, «Прыг-скок» - За-я, заяц. «У-у-у» - волк, «Пи-пи» - Ми-ки, мышь.

Занятие № 11 (16 н.)

“Звукоподражания домашних птиц, простые слова”.

Произносить звукоподражания, обозначающие домашних птиц;

- произносить цепочки звукоподражаний;

- произносить простые слова;

- познакомится с значением предлога НА- посади НА бревно, НА забор, НА пень;

- познакомится с направлениями движения (право/ лево, не называя направления) в зависимости от того, в какую сторону смотрит птица.

МИ: «Ку-ка-ре-ку» - Пе-тя, петух, «Пи-пи» - Цы-па, цыплёнок, «Ко-ко» - Ко-ка, курица.

Занятие № 12 (17 н.)

"Звукоподражания по теме Игрушки".

Говорить звукоподражания, обозначающие игрушки;

- проговаривать цепочки звукоподражаний;

- находить отличия в картинках;

- подбирать "заплатки";

- познакомится с понятиями "верхняя" и "нижняя" полки.

МИ: «Тук-тук«» - молоток «Пам-пам» - ксилофон, «Динь-динь» - погремушка.

Занятие № 13 (19 н.)

"Детская площадка".

Развивать крупную моторику;

движение органами артикуляции;

действия с предметами по теме недели;

МИ: «Тук-тук«» - молоток.

Занятие № 15

(20 н.) «Моторная имитация» Развивать крупную моторику;

движение органами артикуляции;

действия с предметами по теме недели;

МИ: по желанию.

Занятие № 16

(21 н.) “Звукоподражания диких птиц, простые слова”.

Развивать крупную моторику;

движение органами артикуляции;

действия с предметами по теме недели;

МИ: «Чик-чирик» -воробей, «Уху-уху» - Со-ва, «Кар-кар» - ворона.

Занятие № 18

(22 н.) «Моторная имитация» Развивать крупную моторику;

движение органами артикуляции;

действия с предметами по теме недели;

МИ: по желанию.

Занятие № 19 (24 н.) “Семья”.

Называть членов семьи;

- Называть простые имена;

- Проговаривать простую фразу типа : «Баба, иди!»

- Заполнять семейный альбом.

- познакомится с значением предлога В- В какой комнате.

Занятие № 20

(25 н.) Грамматика (Винительный падеж, один-много, части тела) Образовывать множественное число существительных, Строить фразу с существительными в В. п. Называть части тела и лица у себя и других.

Занятие № 21

(26 н.) Грамматика (Винительный падеж, один-много, части тела) Образовывать множественное число существительных, Строить фразу с существительными в В. п. Называть части тела и лица у себя и других.

Занятие № 22

(27 н.) “Итоговое”

Находить предметы на сюжетных картинках;

- Отвечать на вопросы простыми словами;

- Проговаривать новые слова, состоящие из двух открытых слогов;

- Находить одинаковые картинки среди других изображений, называть их.

Занятие № 23

(28 н.) “Итоговое”

Находить предметы на сюжетных картинках;

- Отвечать на вопросы простыми словами;

- Проговаривать новые слова, состоящие из двух открытых слогов;

- Находить одинаковые картинки среди других изображений, называть их.

Занятие № 24

(29 н.) Грамматика. Родительный падеж существительных, множественное число существительных. Согласование существительных с местоимениями МОЙ. МОЯ, МОИ. Образовывать множественное число имён существительных, Строить фразу с существительными в Р. п. и В. П. п. Согласовывать существительные с местоимениями. Называть части тела у животных.

Занятие № 25

(30 н.) Грамматика. Родительный падеж существительных, множественное число существительных. Согласование существительных с местоимениями МОЙ. МОЯ, МОИ. Образовывать множественное число имён существительных, Строить фразу с существительными в Р. п. и В. П. п. Согласовывать существительные с местоимениями. Называть части тела у животных.

Занятие № 26 Грамматика. Родительный падеж существительных, множественное число существительных. Согласование существительных с местоимениями МОЙ. МОЯ, МОИ. Образовывать множественное число имён существительных, Строить фразу с существительными в Р. п. и В. П. п. Согласовывать существительные с местоимениями. Называть части тела у животных.

Занятие № 27 Грамматика. Фразовый конструктор. Учить строить простую фразу с существительными в И. п. Р. п., В. п. учить строить фразу с существительными во множественном числе.

Занятие № 28 Грамматика. Фразовый конструктор. Учить строить простую фразу с существительными в И. п. Р. п., В. п. учить строить фразу с существительными во множественном числе.

Занятие № 29 Грамматика. Фразовый конструктор. Учить строить простую фразу с существительными в И. п. Р. п., В. п. учить строить фразу с существительными во множественном числе.

Занятие № 30 Интеллектуальная игра. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы.

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Фотоотчет о театральной кружковой деятельности для старшего дошкольного возрастаФотоотчет о театральной кружковой деятельности для старшего дошкольного возраста В нашем саду продолжает работу театральный уружок «Жар- птица» На занятиях ребята не только поют, танцуют, учат стихи и роли…Это лишь небольшая.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Конспект занятия «Буква «Д» с детьми младшего дошкольного возраста в рамках кружковой работы (закрепление)Конспект занятия «Буква «Д» с детьми младшего дошкольного возраста в рамках кружковой работы (закрепление) Знакомство с буквой «Д» (закрепление).Цель: познакомить детей с буквой «Г» Задачи: закреплять звукопроизношение, развивать речь детей,.

Конспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста Кружковая работа Детский казачий кружок «Лазорик» МБДОУ детский сад №27 Составила: Музыкальный руководитель высшей категории: Галактионова.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы для детей старшего (5–6,6–8 лет) дошкольного возраста с ЗПР различного генеза
Опубликовано: 4 февраля 2024 в 12:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружковой работы для детей старшего (5–6,6–8 лет) дошкольного возраста с ЗПР различного генеза» (включая файлы) размещена пользователем Алина Носова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД