Алина Носова
Программа кружковой работы для детей старшего (5–6,6–8 лет) дошкольного возраста с ЗПР различного генеза
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка…. …с. 3
2. Организационный раздел К …. …с. 3
3. Цель и задачи (подцели) …. …. с. 4
4. Содержательный раздел ….… с. 4
4.1 Тематика кружковых занятий на 2023 – 2024 учебный год…. …. с. 5
4.2 Тематика кружковых занятий на 2024 – 2025 учебный год….…. …. с. 8
4.3 Тематика кружковых занятий на 2025 – 2026 учебный год…. …. с. 13
4.4. Формы подведения итогов…. с. 17
5. БИБЛИОГРАФИЯ…. ….…с. 17
6. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ…. …с. 18
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа кружковой работы для детей старшего (5–6,6–8 лет) дошкольного возраста с ЗПР различного генеза» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Данная программа разработана на основе :
Авторской разработки Н. Гафиятулиной «Система запуска речи».
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон, принятым 29 декабря 2013 года (№ 273-ФЗ);
• Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 3 мая 2000г. №1726 «Направленность образовательных программ дополнительного образования»
Программа «Говоряшка» описывает курс развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, по которому осуществляются дополнительные образовательные услуги. По функциональному предназначению является учебно-грамматически-речевой. По форме организации подгрупповая, по времени реализации три года. Предполагает активное участие детей, родителей, педагогов.
Программа кружка направлена на речевое развитие ребёнка – дошкольника с ЗПР, на обогащение словаря и развитие речи. Структура занятий позволяет детям интенсивно заниматься и не переутомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
2. Организационный раздел. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все используемые игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что с появлением речи, развитие психических процессов, формирование познавательного интереса, познавательных действий и умения взаимодействовать у детей с ЗПР будет проходить быстрее, если в коррекционной педагогической работе использовать не только занятия, предусмотренные программой, но и системно применять развивающие игры, динамические пособия.
Благодаря использованию развивающих игр, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Что способствует развитию памяти, воображения, внимания, восприятия, логического и творческого мышления, речи
Все уроки из практического модуля сформированы по принципу лексических тем, что позволяет формировать систему языка и представления об окружающей действительности. Все занятия насыщены интересными и красочными пособиями, аудиоприложениями.
Рекомендации при подборе лексического материала:
1) Использовать слова 1 и 3 классов слоговой структуры;
2) Не применять формы слов;
3) При отработке фраз изменяется только одно слово (Баба, иди! Мама, иди)
4) Если сложно проговаривать разные слова, то меняем только один слог (Таня, иди! Аня, иди! Ваня, иди)
Ч ткая и понятная последовательность;
-Включает в себя все направления развития речи;
-Уроки можно проходить в любой последовательности, но лучше придерживаться предложенной схемы;
Программа кружка предполагает проведение 1 занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятий: 20-30 минут – с учётом способностей детей.
Общее количество занятий в год – 30. Итого, 90 занятий.
Каждый урок посвящ н одной теме, в рамках которой реб нок знакомится с предметами и явлениями окружающего мира.
-Учится произносить звуки, слоги, слова по этой теме.
- Он слушает звуки из аудиоприложения, имитирует движения, характерные для некоторых слов.
- Таким образом, у реб нка складывается максимально полное представление о предметах и явлениях, входящих в одну семантическую группу.
Каждое занятие содержит:
- Задания на моторную имитацию;
- Задания для вызывания звуков;
- Задания для закрепления произносительных навыков;
- Задания на слуховое внимание;
- Артикуляционную гимнастику;
- Задания для формирования ВПФ.
Моторная имитация – основа для вызывания звуков.
-Имитация движений телом (шаги, махи руками);
-Имитация движений руками (замочек, хлопки и т. д.);
-Имитация движений органов артикуляции;
-Имитация звуков с помощью жестов.
Работа над моторной имтацией:
Фея (если реб нок самостоятельно не может выполнить движение);
-начинаем с двух- тр х движений, постепенно расширяем репертуар;
-Инструкция «Сделай как я», «Как я»;
-Постепенно заменяем на названия частей тела;
-Включаем вокальные упражнения.
Правильно выполненное упражнение подкрепляем звуковым сигналом, используем жетонную систему поощрений.
Последовательность вызывания звуков:
Гласные звуки (А, У, О, И) (Э, Ы);
-Сочетание гласных звуков;
-Согласные звуки- вызываются сразу в слогах (переднеязычные) (заднеязычные);
-Сочетания слогов;
-Слова, состоящие из двух слогов.
Речевые коммуникативные игры-закрепление речевых навыков.
-Большинство пособий Кружка позволяют реб нку проигрывать ситуации, сопровождая их словами, что стимулирует и мотивирует реб нка к речевой деятельности;
-По ходу игры педагог зада т вопросы реб нку, стимулируя диалогическую речь и развивая понимание речи.
Слуховое внимание:
-Учится различать звонкий и глухой звуки;
-Учится различать громкий и тихий звуки;
-Учится различать музыкальные инструменты и звучание игрушек;
-Учится различать голоса животных и птиц;
-Учится различать тембр голоса;
-Учится различать быстро и медленно звучащие звуки;
-Учится различать бытовые шумы;
-Учится различать звуки природы.
Артикуляционная гимнастика
Развитие ВПФ
Материалы кружка содержат много заданий на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. Развитие ВПФ происходит параллельно с развитием речевых навыков.
3. Цель и задачи (подцели) К. Цель кружковых занятий : запуск речи у неговорящих детей (а их количество в группе с ЗПР превалирует над количеством говорящих дошкольников).
Задачи кружковой работы.
Образовательные: Научить говорить простые слова и фразы;
Использовать речевые навыки для общения;
Перестать упрощать слова, сокращая количество звуков и слогов в них;
Значительно обогатить словарь, вследствие чего исчезнут трудности с подбором нужного слова, подходящего к контексту;
Появление согласованности слов во фразах и употребление предлогов.
Развивающие: Увеличение объема внимания и памяти.
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии).
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Развитие речи,
Воспитательные: Умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
Воспитывать культуру речи.
Методические приёмы
Беседа Показ Дидактическая игра
Рассматривание иллюстраций Демонстрация действий и др.
4. Содержательный раздел.
4.1 Тематика кружковых занятий на 2023 – 2024 учебный год.
№ п/п Тема Чему научатся дети.
Занятие № 1
(5 н.) “Гласные звуки” Произносить шесть гласных звуков;
- произносить их сочетания (переключаться с одного гласного звука на другой);
- познакомиться с понятиями - ряд, первый, последний;
- выполнять артикуляционную гимнастику.
Занятие № 2
(6 н.) «Моторная имитация» Развивать крупную моторику;
движение органами артикуляции;
действия с предметами по теме недели;
МИ: «Ква-ква» - лягушка. «Ш-ш-ш» - змея, «Топ-топ» - шаги.
Занятие № 3
(7 н.) «Моторная имитация» Развивать крупную моторику;
движение органами артикуляции;
действия с предметами по теме недели;
МИ: «Би-би» - машина, «Оп-ап» - мяч, «Бай-бай» - кровать.
Занятие № 4
(8 н.) «Моторная имитация» Развивать крупную моторику;
движение органами артикуляции;
действия с предметами по теме недели;
МИ: «Бам-бам» - барабан, «Но-но» - лошадка, «Буль-буль» - рыбка,
Занятие № 5 (10 н.)
«Моторная имитация» Развивать крупную моторику;
движение органами артикуляции;
действия с предметами по теме недели;
МИ: «Ду-ду» - дудочка, «Ту-ту» - паровоз.
Занятие № 6 (11 н.)
“Звукоподражания и простые слова на тему Дом”
Произносить звукоподражания, обозначающие предметы дома;
- произносить цепочки звукоподражаний;
- произносить простые слова;
- познакомится с значением предлога В- что В шкафу.
МИ: Дом, «В-в-в» - пылесос, «Кап-кап» - кран, «Фу-фу» - мусор, «тик-так» - часы, «Дзинь» - чашка.
Занятие № 7 (12 н.)
«Моторная имитация»
Развивать крупную моторику;
движение органами артикуляции;
действия с предметами по теме недели;
МИ: «Тук-тук» - молоток, «Кап-кап» - дождь. «Шлёп» - лужа.
Занятие № 8 (13 н.)
«Моторная имитация» Развивать крупную моторику;
движение органами артикуляции;
действия с предметами по теме недели;
МИ: «Пам-пам» - пианино, «Солнце».
Занятие № 9
(14 н.) "Звукоподражания домашних животных, простые слова”
Произносить звукоподражания, обозначающие домашних животных;
- произносить цепочки звукоподражаний;
- произносить простые слова.
МИ: «И-го-го» - По-ни, лошадь, «Мяу» - Ки-са, кошка, «И-а» - о-сёл, «Му-му» - Мо-тя, корова, «Ме-ме» - Ко-за, «Хрю-хрю» - Пе-па, свинья, «Гав-гав» - Тя-па, собака, «Бе-бе» - Бу-ба, баран.
Занятие № 10
(15 н.)
“Звукоподражания диких животных, простые слова”
Произносить звукоподражания, обозначающие диких животных;
- произносить простые слова;
- познакомиться с понятиями «один-много»- лиса-лисы.
МИ: «Фы-фы» - ёж, «Прыг-скок» - За-я, заяц. «У-у-у» - волк, «Пи-пи» - Ми-ки, мышь.
Занятие № 11 (16 н.)
“Звукоподражания домашних птиц, простые слова”.
Произносить звукоподражания, обозначающие домашних птиц;
- произносить цепочки звукоподражаний;
- произносить простые слова;
- познакомится с значением предлога НА- посади НА бревно, НА забор, НА пень;
- познакомится с направлениями движения (право/ лево, не называя направления) в зависимости от того, в какую сторону смотрит птица.
МИ: «Ку-ка-ре-ку» - Пе-тя, петух, «Пи-пи» - Цы-па, цыплёнок, «Ко-ко» - Ко-ка, курица.
Занятие № 12 (17 н.)
"Звукоподражания по теме Игрушки".
Говорить звукоподражания, обозначающие игрушки;
- проговаривать цепочки звукоподражаний;
- находить отличия в картинках;
- подбирать "заплатки";
- познакомится с понятиями "верхняя" и "нижняя" полки.
МИ: «Тук-тук«» - молоток «Пам-пам» - ксилофон, «Динь-динь» - погремушка.
Занятие № 13 (19 н.)
"Детская площадка".
Развивать крупную моторику;
движение органами артикуляции;
действия с предметами по теме недели;
МИ: «Тук-тук«» - молоток.
Занятие № 15
(20 н.) «Моторная имитация» Развивать крупную моторику;
движение органами артикуляции;
действия с предметами по теме недели;
МИ: по желанию.
Занятие № 16
(21 н.) “Звукоподражания диких птиц, простые слова”.
Развивать крупную моторику;
движение органами артикуляции;
действия с предметами по теме недели;
МИ: «Чик-чирик» -воробей, «Уху-уху» - Со-ва, «Кар-кар» - ворона.
Занятие № 18
(22 н.) «Моторная имитация» Развивать крупную моторику;
движение органами артикуляции;
действия с предметами по теме недели;
МИ: по желанию.
Занятие № 19 (24 н.) “Семья”.
Называть членов семьи;
- Называть простые имена;
- Проговаривать простую фразу типа : «Баба, иди!»
- Заполнять семейный альбом.
- познакомится с значением предлога В- В какой комнате.
Занятие № 20
(25 н.) Грамматика (Винительный падеж, один-много, части тела) Образовывать множественное число существительных, Строить фразу с существительными в В. п. Называть части тела и лица у себя и других.
Занятие № 21
(26 н.) Грамматика (Винительный падеж, один-много, части тела) Образовывать множественное число существительных, Строить фразу с существительными в В. п. Называть части тела и лица у себя и других.
Занятие № 22
(27 н.) “Итоговое”
Находить предметы на сюжетных картинках;
- Отвечать на вопросы простыми словами;
- Проговаривать новые слова, состоящие из двух открытых слогов;
- Находить одинаковые картинки среди других изображений, называть их.
Занятие № 23
(28 н.) “Итоговое”
Находить предметы на сюжетных картинках;
- Отвечать на вопросы простыми словами;
- Проговаривать новые слова, состоящие из двух открытых слогов;
- Находить одинаковые картинки среди других изображений, называть их.
Занятие № 24
(29 н.) Грамматика. Родительный падеж существительных, множественное число существительных. Согласование существительных с местоимениями МОЙ. МОЯ, МОИ. Образовывать множественное число имён существительных, Строить фразу с существительными в Р. п. и В. П. п. Согласовывать существительные с местоимениями. Называть части тела у животных.
Занятие № 25
(30 н.) Грамматика. Родительный падеж существительных, множественное число существительных. Согласование существительных с местоимениями МОЙ. МОЯ, МОИ. Образовывать множественное число имён существительных, Строить фразу с существительными в Р. п. и В. П. п. Согласовывать существительные с местоимениями. Называть части тела у животных.
Занятие № 26 Грамматика. Родительный падеж существительных, множественное число существительных. Согласование существительных с местоимениями МОЙ. МОЯ, МОИ. Образовывать множественное число имён существительных, Строить фразу с существительными в Р. п. и В. П. п. Согласовывать существительные с местоимениями. Называть части тела у животных.
Занятие № 27 Грамматика. Фразовый конструктор. Учить строить простую фразу с существительными в И. п. Р. п., В. п. учить строить фразу с существительными во множественном числе.
Занятие № 28 Грамматика. Фразовый конструктор. Учить строить простую фразу с существительными в И. п. Р. п., В. п. учить строить фразу с существительными во множественном числе.
Занятие № 29 Грамматика. Фразовый конструктор. Учить строить простую фразу с существительными в И. п. Р. п., В. п. учить строить фразу с существительными во множественном числе.
Занятие № 30 Интеллектуальная игра. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы.