Инна Иванова
Программа кружковой работы детей старшего дошкольного возраста «Волшебный пластилин» по пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Кемеровская область Юргинский городской округ
Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников № 30 «Веселинка»
Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ «ДСОВ № 30
Протокол №1 «Веселинка»
От ___Гутова Н. В.
Приказ № от
Программа кружковой работы
детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный пластилин»
Публикация «Программа кружковой работы детей старшего дошкольного возраста „Волшебный пластилин“ по пластилинографии» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
(пластилинография)
2023г.
Кружок «Волшебный пластилин»
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки,
тем тоньше взаимодействие с орудием труда,
чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия,
тем глубже входит взаимодействие руки с природой,
с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что – то красивое, необычное.
Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всего всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография.
Актуальность и новизна программы кружка : является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов: декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, речь, усидчивость, а так же развитию творческих способностей.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся формировать умению поэтапного планирования работы и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у детей развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Цели кружка.
Всестороннее, интеллектуальное и творчески – эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии
Принципы и подходы к формированию кружка.
При разработке кружка использовались следующие принципы:
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме : игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;
Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина;
Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;
Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Задачи.
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке;
Учить основным приемам пластилинографии : раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, отщипывание, сглаживание поверхности и др. ;
Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др. ;
Учить создавать яркие, выразительные образы действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один, работать на заданном пространстве;
Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.)
Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, координацию и согласованность руки и глаза, укреплять их силу;
Способствовать развитию познавательной активности, речи, развитию творческого мышления, воображения, фантазии, пространственного представления и цветового восприятия;
Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма;
Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к прекрасному;
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, доводить начатое дело до конца;
Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.
Формы и методы работы.
В процессе игровых занятий использовать различные формы: традиционные, комбинированные занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр.
Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
Рассматривание образцов, обсуждение;
Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
Выбор материала;
Пальчиковая гимнастика;
Самостоятельная работа детей;
Физкультурная минутка или игра с поделкой;
Анализ готовой работы;
Рефлексия.
Методы:
Наглядные (показ образца педагога, пример, мультимедиа-слайд шоу, помощь).
Словесные (объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).
Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1раз в 2 недели во второй половине дня.
Продолжительность занятия в подготовительной группе – 30 минут.
Численность детей – 8-10 человек.
В программе предлагаются 18 занятий.
Планируемые результаты как целевые ориентиры
К концу года ребенок:
Дети освоят технику пластилинография;
Проявят интерес к пластилину, как материалу для творческой продуктивной деятельности;
Увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
Повысится уровень познавательного развития дошкольников;
Развитие моторики пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;
Научатся красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять поделки;
Овладеют навыками культуры труда.
Программа составлена согласно Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003г. №28-02-484/16)
Перспективное планирование работы кружка
«Волшебный пластилин» (подготовительная группа)
№ ТЕМА ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
1.
«Дары осени»
Цель: Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.
Материал: Картон, засушенный листик, контур листика, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
2.
«Грибы-грибочки
выросли в лесочке»
Цель: Формировать у детей обобщенное понятие о
грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
ОКТЯБРЬ
1.
«Дождь-проказник» Цель: Учить рисовать капли дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина; отрабатывать приём «скатывания». Развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира.
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
2.
«Удивительный подводный мир»
Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.
Материал: Картон А4 синего (голубого) цвета набор пластилина, стека, салфетка для рук.
НОЯБРЬ
1.
«Букет для мамы»
(1 занятие)
Цель: Создавать основу композиции – корзинку,
переплетая колбаски коричневого и белого цвета в шахматном порядке. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
2.
«Букет для мамы»
(2 занятие)
Цель: Развивать умение любоваться природными
формами и преобразовать их в декоративные. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали
предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
ДЕКАБРЬ
1.
«Зимняя ночь» Цель: Уточнить знания детей о понятии «пейзаж».
Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию.
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
2.
«Ёлочный шар» Цель: Учить детей изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки – раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей. Учить детей дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка). Учить детей работать на заданном пространстве. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
3.
«Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» Цель: Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели
посредством пластилинографии; Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки; Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
ЯНВАРЬ
1.
«Зима в лесу» Цель: Ознакомить детей с понятием «пейзаж».
Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время
года.
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
2.
«Ваза с цветами» Цель: Учить освоению техники рисования пластилином : скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка. Вовлекать детей в сотворчество с воспитателем через создание коллективной композиции. Воспитывать любовь к природе, развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Материал: Картон синего цвета А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук.
ФЕВРАЛЬ
1.
Валентинка
«Сердечко» Цель: Познакомить детей почему дарят открытки в виде сердечка (валентинки). Развивать творческое мышление; Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции; Развивать мелкую моторику рук; Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в композиции.
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
2.
«Подарок папе»
Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Формировать у детей навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, воображение, творческие способности
Материал: Картон синего (голубого) цвета, пластилин, доска для лепки, влажная салфетка.
МАРТ
1.
«Подарок маме» Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Формировать у детей навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. Продолжать учить детей работать на заданном
пространстве.
Материал: Картон голубого цвета А4, пластилин красного, зеленого и желтого цветов, доска для лепки, влажная салфетка.
2.
«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» Цель: Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить детей отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. Развивать композиционные навыки, творческие способности. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Продолжать учить детей работать на заданном пространстве.
Учить детей создавать коллективную композицию.
Материал: Картон прямоугольной формы (под рамку) зеленого цвета; пластилин; стеки; салфетки.
3.
«У солнышка в гостях» Цель: Учить создавать образ солнышка путём размазывания небольших шариков прямым движением в направлении вперёд к себе. Развивать пространственное мышление, восприятие, интерес к рисованию пластилином, мелкую моторику.
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
АПРЕЛЬ
1.
«Верба» Цель: Уточнить знания детей о натюрморте. Учить детей изображать объемную веточку вербы в вазе. Совершенствовать у детей приемы рисование пластилином – размазывание, катание, вдавливание, развивать у детей творческие способности, мелкую моторику.
Материал: Картон синего цвета А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением вербы
.
2.
«Пасхальное яйцо» Цель: Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Учить детей самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал. Развивать у детей творческие способности, воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином.
Материал: Силуэт разделочной доски из желтого картона, размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением пасхальных яиц.
МАЙ
1.
«Салют» Цель: Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего;
Развивать мелкую моторику рук; Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию; Развивать цветовосприятие; Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы»
Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук
2.
«Звездное небо»
Цель: Побуждать интерес детей к созданию картины со звёздами, кометами. Развивать у детей чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить детей самостоятельно подбирать приёмы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм. Продолжать воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Материал: Плотный картон фиолетового (черного) цвета, размер 15 20 см; набор пластилина; стека; доска для лепки; влажная салфетка для рук.
Литература:
1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М. : ТЦ Сфера,2022.
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Пластилинография». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2022.
3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2022.
4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2022.
5. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2022.
6. Давыдова Г. Н. «Пластилинография - 2». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2022г. – 51с.
7. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 6-7 лет» - М. : «Мозаика – синтез», 2021г.
8. Новинская О. А. «Ум на кончиках пальцев». – М. : АСТСПб: Сова, 2020г.
9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2020г.
10. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» ФОП ДО. ФОП
11. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
12. Интернет ресурсы.