Ольга Глинина
Программа кружковой деятельности по нетрадиционным техникам изодеятельности «Фантазии круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой деятельности
«Фантазии круглый год»
с детьми старшей группы
на 2018 - 2019 учебный год
«Дети должны творить необычное,
А для этого понадобятся лишь
Простые материалы, инструменты
и собственные руки!»
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Публикация «Программа кружковой деятельности по нетрадиционным техникам изодеятельности „Фантазии круглый год“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Актуальность
Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных методик, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Цель
Формировать умение детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве; радоваться красоте природы; обогащать духовный мир.
Задачи
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Развивать любовь к прекрасному, эстетическое восприятие, креативное мышление и личность ребенка.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Ме
сяц Тема Задачи и Материалы Литература
Сентябрь №1.
Игрушки и поделки из природного материала Задачи: побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций, художественный вкус.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Материалы: сухие листья различных цветов и формы, жёлуди, шишки, ветки, сухие цветы, мох, пластилин, ножницы, нож-резак, клеенка, салфетка. Стр. 42-43
(В. И. Рома
нина)
Стр. 24-30
(Н. И. Наги
бина)
Октябрь №2.
Рябиновые бусы Задачи: вызвать у детей интерес к созданию украшений (бус) из природного материала-ягод рябины.
Учить пользоваться иголкой – нанизывать ягоды на нитку, создавая орнамент.
Развивать чувство формы, ритма, композиции.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять и творчески преобразовывать ее красоту во флористических композициях.
Материалы: ягоды рябины, калины, иголка, нитки (мулине, клеенка, салфетка. Стр. 34
(Учебное пособие)
Ноябрь №3.
Поделки из фольги Задачи: знакомство с фольгой, как материалом для поделок, приемами работы с ней, выполнение индивидуальных поделок по образцу и коллективной творческой работы.
Развивать навыки работы с фольгой, мелкую моторику, творческие способности, художественный вкус.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
Материалы: фольга разного цвета и фактуры, нитки (мулине, клей ПВА, иголка, картон, ножницы, салфетка, клеенка.
Стр. 50-55
(В. И. Рома
нина)
Декабрь №4.
Бумажные помпоны Задачи: совершенствовать технические навыки в работе с бумагой и дополнительными материалами для детского дизайна.
Развивать творческое воображение, фантазию.
Стимулировать создание ситуации успеха.
Материалы: разноцветная папиросная (гофрированная) бумага (3-5листа, атласная лента, ножницы, клеенка, салфетки.
Интернет - сайт «Дошколь
ное образова
ние»
ped-kopilka.ru
Январь №5.
Изобретем автомобиль Задачи: научить изготавливать поделки (а именно, автомобиль) из прищепок своими руками.
Развивать эстетический вкус, творческие способности.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материалы: деревянные прищепки, разноцветные пуговицы, тонкая проволока, трубочки для коктейля, ножницы, клей ПВА, клеенка, салфетка, гуашь, кисти, банка с водой.
Интернет - сайт «Дошколь
ное образова
ние»
ped-kopilka.ru
Февраль №6. Разноцветная бумажная пальма Задачи: формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм.
Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой.
Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству.
Формировать творческие способности; развивать мелкую моторику рук.
Материалы: цветная гофрированная бумага, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, клеенка, салфетки. Стр. 124
(С. Коно
щук)
Март
№7.
Нарядные бусы
Задачи: способствовать расширению элементарных представлений детей об уральских самоцветах, совершенствовать технические навыки в работе с бумагой и дополнительными материалами для детского дизайна.
Воспитывать умение работать по договоренности.
Развивать аккуратность.
Материалы: бумага обёрточная, фольга, ножницы, клей, кисть для клея, салфетки, клеенка. Стр. 118
(Наш дом – Южный Урал)
Апрель
№8.
Веточка мимозы Задачи: учить сминать пальцами вату в маленькие комочки-шарики и дополнять ими изображение фоновой ветки мимозы, раскрашивать в желтый цвет и наклеивать в нужном месте на веточке.
Развивать восприятие и воображение детей;
Воспитывать отзывчивость и доброту, стремление сделать красивую вещь (подарок,
самостоятельность и аккуратность.
Материалы: цветная бумага, гуашь желтого цвета, кисти, банка с водой, вата (пенопласт, спички, салфетки, клеенка.
Стр. 153
(С. Коно
щук)
Май №9.
Уральская обрядовая кукла-берегиня Задачи: содействовать расширению элементарных представлений детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале.
Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия произведений народного творчества.
Совершенствовать технические приемы работы с тканью.
Материалы: лоскутки ткани, куклы-обереги (наглядность, готовые куклы). Стр. 123
(Наш дом – Южный Урал)
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
2. Фантазии круглый год : (пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей) / Светлана Конощук. – М. : Обруч, СПб. : Образовательные проекты, 2011. – 208 с.
3. Энциклопедия юного дизайнера. Под ред. Ерофеевой Н. – ООО «Издательство Робинс», издание на русском языке, 2011. (Интернет- вариант).
4. Волшебный мир народного творчества. Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2 ч. Ч. 1 / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова и др. ;
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2001. – 79с. : ил.
6. Конструирование: Учебное пособие для подгот. детей к школе / В. И. Романина. – М. : Просвещение, 2003. – 79 с. : ил. – (Преемственность).
7. Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. / Научный редактор: Е. Бабунова – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255с.