глюса исламова
Программа кружковой деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Развивайка»
для детей средней группы
Пояснительная записка
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности - один из основных принципов дошкольного образования, утвержденных ФГОС. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения в школе. Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.
Публикация «Программа кружковой деятельности в средней группе» размещена в разделах
Актуальность.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребенка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру.
Цель программы : развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий дошкольников в процессе игровой деятельности.
Задачи программы :
• Развивать элементарные основы познавательной компетенции.
• Способствовать развитию психических процессов детей.
• Развивать у детей интерес и желание играть в дидактические игры, соблюдая правила и ход игры.
• Формировать позитивное отношение к сверстникам.
• Совершенствовать навыки социального поведения (общения).
• Развивать произвольность внимания, поведения.
Методы и приемы работы:
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то основным методом работы будет игровой, а также выполнение ребенком различных упражнений и заданий.
Организация занятий и форма проведения:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.
Занятия организуются с подгруппой детей.
Форма занятий - игра.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
интеллектуальное развитие;
развитие внимания;
развитие восприятия и памяти;
развитие речи.
Планируемые результаты:
• развитие познавательных процессов, любознательности;
• развитие стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
• воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.
Перспективное планирование работы кружка «Развивайка»
Октябрь
Определение уровня развития разных видов восприятия и познавательной компетенции.
Диагностика познавательного развития
1
Закреплять умение детей различать породы деревьев, подбирать листочки к определенному дереву.
Д/ и: «С какого дерева листочки?»
Л/ у: «Продолжи узор из листьев»
2
Продолжать закреплять знания детей о характерных признаках осени, учить различать, узнавать, называть растения;
Развивать мышление, речь, временные представления, вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы.
Д/ и: «Какого цвета осень?»
И/ у: «Бывает - не бывает»
3
Закрепить умения детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть, по среде обитания (земля, воздух, вода); формировать навыки пользования моделями, обогащать словарный запас у детей названиями животных.
Д/ игра: «Кто во что одет?»
Д/ игра: «4 лишний»
4
Развивать умение детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель; развивать внимание, мышление, речь у детей.
Игра: «Разные сказки»
Д/игра «Эмоции»
Ноябрь
1
Формировать умение детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны, пояснять свои действия.
Д/и «Из чего сделано?»
Д/и «Узнай предмет на ощупь»
2
Развивать внимание, зрительное восприятие, речь, формирование у детей умения рассказывать о произошедших изменениях, указывая различные характеристики игрушек и их взаиморасположения.
И/у «Угадай что изменилось?»
Д/и «Меморина»
3
Упражнять детей в анализе фигур, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении составлять и обогащать в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой, развивать внимание, мышление.
Д/ игра: «Как расположены фигуры»
Д/ у: «Точечки»
4
Развивать умение осмысленно запомнить тексты. Уметь пользоваться заменителями, развивать творческие способности, внимание, мышление. Развивать речь, умение пользоваться схемами, рассуждать.
Игра «Запиши сказку»
C/и «Вопрос – ответ»
Декабрь
1
Закрепить понятие «одежда». Подвести детей к пониманию того, что выбор одежды зависит от состояния погоды. А также событий, как радостных, торжественных, так и грустных.
Д/и «Оденем куклу»
Д/и «Что лишнее?»
2
Дать детям понятие о колорите; сравнение природных объектов по нескольким цветовым оттенкам, учить восприятию цветовой гаммы. Дать понятие о том, что цвет (цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение человек.
Игра: «Художник по имени природа»
Д/игра «Оттенки»
3
Развивать у детей фонематический слух. Упражнять в делении слов на слоги (в трехсложных словах).
Д/и «Украсим елку»
С/и «Вопрос – ответ»
4
Выявлять у детей развитие воображения, умение «превращать «кружки в различные предметы. Развивать зрительную память. Развивать умение правильно называть геометрические фигуры, уметь находить предметы, похожие по форме.
И/ з: «Волшебники»
Работа с перфокартами
Январь
1
Формировать умение называть не только предмет, но и его признаки и действия, обогащать речь прилагательными и глаголами
Д/ и: «Скажи какой»
И/у «Разложи все по порядку»
2
Закрепить знания детей о характерных признаках каждого времени года, развивать речь, внимание. Закрепить символы знаки «я» и «мы».
Д/и «Соседи»
Д/и «Что закрыто на картине?»
3
Активизировать в речи детей и уточнить название детенышей животных, учить включать их в различные речевые конструкции, использовать в множественно числе родительского падежа. Формировать грамматический строй речи.
Д/ и: «Кто у кого?»
Д/и «Найди детеныша»
Февраль
1
Развивать умение детей различать цвета и размеры. Формировать представления о символическом изображении вещей. Воссоздавать фигуры, силуэты. Развивать внимание, память.
Д/ и: «Где чей домик?»
Задание «Найди отличия»
2
Формировать умение осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
Д/ и: «Разложи пропущенные фигуры»
Работа с перфокартами
3
Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицировать по цвету и форме
Д/и «Найди такую же»
Д/и «Исправь ошибку»
Март
4
Развивать умение детей ориентироваться по схеме
Д/ и: «Как пройти к Мальвине»
С/и «Холодно-горячо»
1
Развивать умение детей применять знания о животных для решения игровой задачи. Развивать внимание, формировать умение быстро ориентироваться в игровых ситуациях.
Д/ и: «Рыба, птица, зверь»
С/и «Найди, о ком я расскажу»
2
Совершенствовать умение детей понимать суть игровой задачи, применять умения выбирать на глаз предметы одинаковой и разной величины. Развивать глазомер, зрительное восприятие.
Д/у «Сравни по размеру»
П/и «Спортсмены строятся»
3
Продолжать формировать умение соотносить название взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.
И/и «День рождение Пуха»
С/и «Бывает – не бывает»
4
Формировать умение придумывать несколько вариантов окончания текста по заданному началу.
Д/ и: «Козлята и зайчик»
Апрель
1
Формировать умение составлять описание игрушки вместе с воспитателем и другим ребенком.
Д/и «У кого кто?»
И/у «Прятки»
2
Развивать внимание, формировать умение выделять признаки предмета.
Д/и «Выполни команду»
Д/и «Я задумала предмет»
3
Формировать умение образовывать глагольные формы второго лица, множественного числа. Развивать умение детей определять силу звука по модели, составленной из полосок разной длины
И/ у: «Как живете? Что ждете?»
Д/и «Ударь в бубен»
4
Закреплять знания детей о способах питания и рациона диких и домашних животных, активизировать в речи соответствующие понятия и речевые конструкции.
Д/и «Кому что?»
Д/у «Лабиринт»
Май
1
Продолжать формировать умение детей понимать суть задания, сравнивать и группировать предметы по цвету, активировать в речи названия знакомых им цветов и оттенков. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
Д/и «Подбери пару»
Д/и «Собери букет»
2
Побуждать детей выполнять роли водящих (воспроизводить звуки по заданию воспитателя) и игроков. Развивать воображение, формировать звуковую культуру речи, умение действовать по инструкции.
Д/ и: «Кто в домике живет?»
С/и «Что сначала, что потом?»
3-4
Оценка качества усвоения программы детьми и результатов проведенной работы.
Диагностика познавательного развития