Ольга Лодыгина
Программа кружка по развитию графических навыков детей дошкольного возраста «Школа умелого карандаша»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Школа умелого карандаша»
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Цель и задачи.
1.3 Планируемые результаты к 6 годам.
1.4 Возрастные особенности детей 5-6 лет.
1.5 Структура занятий.
II. Содержательный раздел
2.1 Примерное тематическое планирование материала.
2.2 Средства для реализации программы
2.3 Литература.
I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка по развитию графических навыков детей дошкольного возраста „Школа умелого карандаша“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Важное место в работе с детьми 5-6 лет принадлежит подготовке руки к письму, укрепление мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев. Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель - во что бы то ни стало научить ребенка писать до школы, наша цель - подготовка руки к письму.
2. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы :
развитие графических навыков детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
- научить детей ориентироваться в тетради (в строке и в клетках)
и на листе бумаги;
- помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки путем тренировки кисти
руки и пальцев;
- познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения и написания элементов букв;
- научить детей правильной посадке при письме, правильно
располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать карандаш;
-развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие;
- формировать терпение, усердие, усидчивость, желание
учиться;
- воспитание творческой активности.
Реализация данных задач кружковой работы способствует достижению планируемых результатов, обозначенных в ФОП.
3. Планируемые результаты к 6 годам:
-ребёнок умеет правильно держать карандаш, фломастер, цветной мелок
- ребёнок может проводить линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо, ритмично наносить штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура;
- ребёнок имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная); величине; расположении частей; пропорциях.
- ребенок проявляет доступный возрасту самоконтроль;
- ребенок регулирует свою активность в деятельности;
- ребёнок может действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;
- ребё нок сохраняет правильную позу при рисовании: не горбится, не наклоняется низко над столом, к мольберту; сидит свободно, не напрягаясь;
- ребёнок приучается сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола;
Также занятия кружковой деятельностью способствуют тому, что ребёнок будет хорошо ориентироваться на бумаге; узнает, где расположены правая, левая, верхняя и нижняя стороны листа, его середина; сможет найти нужную строчку, провести линию в нужном направлении на заданное количество клеточек; узнает о том, что начинать писать надо слева в верхней части листа. У ребёнка будут развиваться пространственные представления, устойчивость внимания, глазомер.
Постепенно начнут формироваться навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
4. Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Наблюдается функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, не до конца развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость, несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др., а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
Неправильная поза при рисовании и письме приводит к быстрому
утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный
анализатор.
Низкой способностью к произвольной регуляции движений, несовершенством зрительно-моторной координации объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
5. Структура занятий:
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного
восприятия: штриховка, дорисовка, письмо по контуру.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и
ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
На каждом занятий ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели, найти ошибки, перерисовать предмет по клеточкам и так далее.
Методы и приемы: словесные методы (беседа, объяснение); наглядные методы (иллюстрирование);
Дидактический материал: иллюстрации; образцы работ, схемы (техника заполнения фигур); стихи, загадки.
II. Содержательный раздел.
2.1 Примерное тематическое планирование материала
Сентябрь. Блок «Точка»
1 Знакомимся с правилами при письме («Здравствуй карандаш и клеточка»)
Упражнение с карандашом «Утюжок»
Задания: «Обведи клетку», «Иди по следу» (1,3).
2 Повторение правил работы с карандашом.
Упражнение «Добывание огня»
Задания «Прыжок на 2 ногах», «Раз, два, три, окошко…» (4,5)
3 Пальчиковая игра «Дождик».
Упражнение «Прятки»
Задания «Раз, два, три, окошко…», «Прыг-прыг, встали…» (5, 7)
Октябрь
5 Пальчиковая игра «Дождик».
Упражнение «Качели»
Задания «Крестик» «Найди уголки клетки» (10, 11)
6 Пальчиковая игра «Овощи"
Повторение упражнений «Прятки», «Добывание огня»
Задания «Ниточка с узелками», «Самолет» (9, 16)
7 Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Упражнение «Пианино»
Задания «Маленькая пирамида» «Большая пирамида» (24,25)
8 Пальчиковая гимнастика «Дом»
Упражнение «Догонялки»
Задания «Ниточка с узелками» «Большая пирамида» (10,25)
Ноябрь. Блок «Палочка»
9 Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Упражнение «Пианино»
Задания «Весёлый дождик» «Палочка, точка сверху, точка снизу» (26,27)
10 Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Упражнение «Пианино»
Задания «Весёлый дождик» «Палочка, точка сверху, точка снизу» (26,27)
11 Пальчиковая игра «Я хочу построить дом"
Упражнение «Пианино»
Задания: «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы» «Один, два, середина, пробел…» (32, 29)
12 Пальчиковая игра «Я хочу построить дом"
Упражнение «Пианино»
Задания: «Точка, палочка», «Верх, низ, середина, пробел…», «Диагональ» (36, 31,37)
Декабрь Блок «Геометрическая фигура»
13 Пальчиковая игра «Пирог» .
Упражнение «Юла»
Задания: 39,44
14 Пальчиковая игра «Дождик» .
Упражнение «Вертолёт»
Задания: 46,48, 47
15 Пальчиковая игра «Я хочу построить дом» .
Упражнение «Подъемный кран»
Задания: 43,50, 51
16 Пальчиковая игра «На ёлке» .
Упражнение «Подъемный кран»
Задания: 52,53, 54
Январь
17 Пальчиковая игра «На ёлке» .
Упражнение «Лодошка»
Задания: 57,65, 63
18 Пальчиковая игра по выбору детей
Упражнение «Ладошка»
Задания: 71,76, 79
19 Пальчиковая игра «Кролик» .
Упражнение «Скольжение»
Задания: 88, 89,90,
Февраль
20 Пальчиковая игра «Пирог».
Упражнение «Передай другому»
Рисование по точкам (Раздаточный лист «Игрушки Тани»).
Задания: 84, 98, 79
21 Пальчиковая игра «Гости»
Упражнение «Вертолет»
Графический диктант «Змейка»
22 Пальчиковая игра по выбору детей
Упражнение «Подъемный кран»
Графический диктант «Собака».
23 Пальчиковая игра «Гости»
Упражнение «Передай другому»
Задания: 86, 91, 105
Март. Блок «Дуга»
24 Пальчиковая игра «Дождик»
Упражнение «Юла»
Задания: 112, 113, 115
25 Пальчиковая игра «Овощи»
Упражнение «Ладошка»
Задания: 118, 120, 121
26 Пальчиковая игра «Я хочу построить дом".
Упражнение «Пианино»
Задания: 128, 130, 134
27 Пальчиковая игра «Я хочу построить дом".
Упражнение «Подъемный кран»
Графический диктант «Ключ».
Апрель
28 Пальчиковая игра «Кручу-верчу, запутать хочу".
Упражнение «Утюжок»
Задание «Улитка» (большая и маленькая, 137)
блок «Улитка» 29 Пальчиковая игра «Я хочу построить дом".
Упражнение «Горка»
Задание «Окно», «Тележка» (146, 140)
30 Пальчиковая игра «Пришли солдаты на постой".
Упражнение «Передай другому»
Задание «Лес», «Гриб» (152, 144)
31 Пальчиковая игра «Гости".
Упражнение «Юла»
Задание «Избушка», «Кошка» (161, 160)
Май
32 Пальчиковая игра «Кручу-верчу, запутать хочу".
Упражнение «Горка»
Задание «Девочка» (164)
33 Пальчиковая игра "Братцы"
Упражнение «Ладошка»
Графический диктант «Дом».
34 Пальчиковая игра "Братцы"
Упражнение «Пианино»
Задание «Карандаш» (162)
35 Пальчиковая игра "Гости"
Упражнение «Качели»
Графический диктант «Корабль».
2.2 Средства для реализации программы : доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, раздаточные листы, тетрадь в крупную клетку, тетрадь в обычную клетку.
2. 3 Список литературы:
1. Голубина Т. С. «Чему научит клеточка» М: Мозаика-Синтез, 2001.
2. Пятница Т. В. “Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами» М:Издательство «Лана», 2016
3. Боричева Г. А., Сазонова А. В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. Спб: Детство-Пресс 2007 .