Ольга Тарасова
Программа кружка по изобразительному искусству для детей и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердцу доброту и красоту, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становления художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей действительности. Занятия по программе «Рисовашка» направлены на развитие творческих способностей у одаренных детей, расширение и углубление знаний в области изобразительного искусства, через нетрадиционные техники рисования.
Публикация «Программа кружка по изобразительному искусству для детей и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Содержание программы
Программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Программа кружка составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;2010 г.
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155).
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03 сентября 2020 года № 1546 «Об утверждении САНпиН» 2.4.3049-13).
Структура и форма организации образовательного процесса
Цель программы : Раскрыть и развить заложенные в ребенке потенциальные художественные способности через эмоциональное восприятие окружающего мира и желание выразить свое отношение к нему разнообразными изобразительными средствами.
Задачи программы :
Обучающие:
- познакомить детей с разнообразием художественных материалов (гуашь, пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, различные виды бумаги и др.) и техниками работы с ними;
- научить детей начальным навыкам художественного творчества через использование смешанных техник.
- формировать практические умения работы с художественными материалами и инструментами;
- формировать начальные представления об основных видах и жанрах изобразительного искусства;
- способствовать творческому самовыражению детей.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к искусству, способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство;
- развивать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение;
- развивать сенсорные способности восприятия (чувство цвета, формы, композиции);
- развивать координацию движения рук, мелкую моторику;
Воспитательные:
- приобщать детей к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали);
- формировать эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности;
- формировать такие качества личности как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность;
- способствовать развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Перспективный план занятий
СЕНТЯБРЬ
1 «Радуга»
(цветовведение) Учить смешивать основные краски и получать новые цвета.
2 «Осеннее дерево»
Оттиск мятой бумагой Познакомить с «теплыми» цветами спектра.
Создать условия для экспериментирования с красками для получения оттенков красного и желтого цвета. Учить детей создавать образ осеннего дерева.
3 «Золотая осень»
Пуантилизм Познакомить детей с техникой пуантилизм, учить детей наносить краску методом тычка, развивать творчество и фантазию.
4 «Листопад»
Тиснение Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.
5 «Букет из листиков»
Оттиск Познакомить с техникой печатания листьев. Учить детей работать с хрупким материалом - листьями.
6 «В осеннем лесу»
Карандаш Создать выразительные формы деревьев (линия, штрих) развитие чувства ритма и композиции.
7 «Гриб на полянке»
Обрывная аппликация с элементами рисования Познакомить детей с обрывной аппликацией, учить создавать композицию.
8 «Ежик»
Аппликация с элементами рисования Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать объёмную композицию из полосок бумаги
ОКТЯБРЬ
1 «Дождик»
Ниткография Познакомить с новой техникой. Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа. Учить создавать декоративную композицию.
2 «Мухомор»
Рисование пальчиками Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции.
3 «Цветочная поляна»
Пуантилизм Продолжаем знакомить детей с техникой пуантилизм, учить детей наносить краску методом тычка, развивать творчество и фантазию.
4 «Закат на озере»
Монотипия. Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах, Развивать умение рисовать по-сырому, смешивать краски прямо на листе. Развивать творчество, фантазию, придумывать сюжет.
5 «Фрукты»
Пастель Развивать умение наблюдать форму, цвет фруктов и последовательно строить их изображение, вырабатывать навык работы с пастелью.
6 «Рыжий кот»
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.
7 «Ваза для цветов»
Печать (печатками, по трафарету) Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.
8 «Осенний пейзаж»
Рисование по мокрому Показать разные способы изображения осенних деревьев (линия, пятно). Учить стараться максимально передать изобразительными материалами цвет и форму.
НОЯБРЬ
1 «Зонтик»
Оттиск, рисование ватными палочками, пальчиками Передать в объеме форму зонтика, представить характерные особенности зонтика, показать разнообразные методы рисования дождика.
2 «Тучка и радуга»
Рисование с элементами аппликации Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами.
3 «На дне океана» Смешанные техники (рисование штампами, поролоновыми губками) Познакомить с новой техникой. Учить детей выбирать подходящую к композиции цветовую гамму. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.
4 «Подводный мир» Восковые мелки, акварель. Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике - восковые мелки, акварель. Рассказать про их свойства.
5 «Бегемот»
Рисование Учить правильно располагать предметы на листе. Развивать цветовое выражение, чувство композиции.
6 «Осенние цветы»
Ниткография Продолжать знакомить с новой техникой. Развивать эстетическое восприятие колорита, формы цветов.
7 «Узор»
Оттиск Передать цветом, оттиском форму.
8 «Цветы ко дню мамы»
Рисование шпателем, или расческой Познакомить с новой техникой. Учить детей выбирать подходящую к композиции цветовую гамму. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.
ДЕКАБРЬ
1 «Игрушки на ёлочку» Рисование Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки в технике акварель. Закреплять умение украшать различные геометрические формы узорами.
2 «Ёлочка»
Рисование Учить рисовать разными способами ёлочку. Воспитывать аккуратность.
3 «Зимний лес»
Рисование гуашью Развивать технику рисования зимнего пейзажа. Развивать чувство композиции.
4 «Вьюга»
Рисование свечой Познакомить с новой техникой –граттаж. Учить детей рисовать красивый узор. Развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
5 «Снежинки» Продолжается знакомство с новой техникой –граттаж. Учить детей рисовать снежинки. Развивать познавательный интерес к изображению снежинок.
6 «Зайка»
Рисование методом тычка Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования методом тычка. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.
7 «Символ наступающего года»
Аппликация Учить составлять изображение «символа года», самостоятельно компоновать сюжетный рисунок
8 «Снеговик»
Оттиск поролоном Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
ЯНВАРЬ
1 «Зимнее окошко» Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - витраж; Рассказать, когда и где появился этот вид
искусства.
2 «Пряничный человечек»
Рисование гуашью на крафтовой бумаге Тренировать детей в рисовании произвольных
линий, геометрических форм. Использовать в работе знакомые технические приемы.
3 «Морской котик»
Карандаш Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику рук.
4 «Кружка какао»
Карандаш Учить детей передавать реалистичность в рисунке. Воспитывать умение штриховать в одном направлении.
5 «Лисица и елочка»
Гуашь Учить передавать различие форм по величине, показать особенность соединения фигур в изображении, правильно расположить части мордочки.
6 «Медведь в берлоге» Гуашь Учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу.
7 «Рукавичка»
Рисование с элементами аппликации Закреплять умение украшать орнаментом. Воспитывать аккуратность в работе.
8 «Белый медведь»
Рисование кусочками картона, отпечаток поролоном Познакомить с новой техникой. Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.
ФЕВРАЛЬ
1 «Снеговик»
Гуашь, штампики Учить передавать композицию в рисунке. Воспитывать аккуратность в работе с штампиками.
2 «Валентинка»
Рисование с элементами аппликации Вызвать желание создавать поздравительные открытки своими руками. Расширить возможности составления композиции
3 «Зайчиха»
Рисование с элементами аппликации ватой Развивать воображение чувство формы и цвета. Воспитывать аккуратность.
4 «Снежные горы»
Обрывная аппликация Познакомить с новой техникой. Показ иллюстрации.
5 «Умка и северное
сияние»
Оттиск, рисование Продолжать знакомить детей с техникой оттиск. Показ иллюстраций.
6 «Подарок папе»
Аппликация Совершенствовать навык работы с ножницами, клеем. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.
7 «Волшебные цветы» Монотипия Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Развивать у детей эстетического
восприятия. Воспитывать в детях аккуратность.
8 «Подснежник»
Рисование Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками. Учить передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие
МАРТ
1 «Подснежник для мамы» рисование с элементами аппликации, бумажная пластика Развивать цветовое восприятие, внимание, изобретательность, фантазию. Разработка узора платья (форма, и украшения)
2 «Цветочная восьмерка»
аппликация с элементами художественного труда Развивать: навыки работы с бумагой (сгибание, вырезание, склеивание); чувство цвета и композиции; мелкую моторику и усидчивость.
3 «Одуванчик»
Объёмная аппликация Развивать умение детей преобразовывать базовую форму в разные поделки. Упражнять в умении составлять общую композицию, гармонично размещая свою поделку.
4 «Тюльпаны для мамы» Рисование с элементами аппликации Развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения, глазомера,
воспитание терпения, усидчивости.
5 «Мамочка моя» Живопись, растушевка Передать в портрете мамы выразительность образа цветом, линией
6 «Гжельская тарелка» Рисование Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам гжельской росписи. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.
7 «Торт для сластены» рисование с элементами Аппликации Передать выразительные возможность фактуры изобразительного материала
8 «Золотая хохлома» Рисование Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам хохломской росписи. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.
АПРЕЛЬ
1 «Разноцветное яйцо» Аппликация с элементом рисования. Подготовка к Пасхе Научить рисовать традиционные элементы и орнаменты; совершенствовать умение работать кистью и красками, дополнять изображение нетрадиционными методами рисования: пальчиком, ватной палочкой.
2 «Весеннее дерево» Аппликация с элементами рисования Закрепить знания об основных цветах, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира, развивать воображение,
3 «Космос»
Рисунок, набрызг, живопись Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник
4 «Море и пальмы»
Рисование. Способствовать воспитанию аккуратности при работе с изобразительными материалами. Развивать фантазию.
5 «Ракета»
Рисунок с элементами аппликации Учить получать цветовой оттиск в техники монотипии. Развивать умение наблюдать форму, строение, цвет ракеты. Закреплять графические навыки (рисунок линий, штрихов, кругов); техники «рваная, мятая бумага»
6 «Розы»
Рисование воздушным шариком Знакомство с новой техникой рисования, развивать чувство цвета, фантазию. Воспитывать аккуратность в работе.
7 «Цветущая сакура» Рисование ватными палочками Развивать технику рисования ватными палочками, показ последовательность действий. Развивать фантазию, творческие способности детей. Воспитывать аккуратность в работе.
8 «Весна»
Рисование Продолжать формировать интерес у детей к изображению природы.
МАЙ
1 «Голубь Победы»
Аппликация с элементами рисования. Развивать умение составлять композицию Изготовить поздравительную открытку ко Дню Победы и подарить ее ветеранам ВОВ;
2 «Праздничный салют»
Рисование Учить отражать в рисунке впечатления от праздника дня Победы. Учить создавать композицию рисунка.
3 «Сирень»
Рисование мятой бумагой Продолжать использовать мятую бумагу в творчестве. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма.
4 «Ветка мимозы» Рисование тычками Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки.
5 «Одуванчики»
Рисование Продолжать учить детей изображать цветы одуванчиков через использование различных изотехник. Дорисовка деталей кистью.
6 «Бабочка» рисунок, Рисование Воспитывать внимательность, навыки аккуратной работы, усидчивость. Передать симметричность крыльев бабочки.
7 «Птички на ветках» Рисование Закреплять умение создавать цветовые композиции с использованием различных материалов.
8 «Котята»
Рисование Учить детей планировать свой рисунок, закреплять представление о композиции, сочетании цветов.