Анастасия Хачатурян
Программа кружка развивающих игр «Умняшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Дюймовочка»
Принято на заседании Утверждаю:
педагогического совета заведующий ГКДОУ
протокол №___ ___ А. В. Диденко
от «___» ___20___г. «___» ___20___г.
Программа
по дополнительному образованию
для детей
старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
группы ТНР
кружок развивающих игр
«УМНЯШКИ»
на 2018-2019 учебный год
Составила:
воспитатель
Хачатурян А. Н.
Ессентуки 2018 год
Содержание:
Публикация «Программа кружка развивающих игр „Умняшки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации программы
1.3 Актуальность программы
1.4 Принципы, методы и подходы к организации образовательного процесса
1.5 Ожидаемый результат
2. Содержательный раздел
2.1 Форма организации работы кружка
2.2 Развитие речи
2.3 Развитие мышления
2.4 Развитие внимания
2.5 Перспективный план
3. Список литературы
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Главной целью реализации программы является развитие интеллектуальных, умственных и математических способностей ребенка.
Основные задачи:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений;
- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
- совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи;
- повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника;
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
1.3 Актуальность программы
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
• интеллектуальное развитие;
• создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
1.4 Принципы, методы и подходы к организации образовательного процесса
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Образовательный процесс направлен на развитие :
* творческого воображения (через нестандартный взгляд на систему, преодоление психологической инерции, через эмпатию и использование методов фантазирования);
* памяти и внимания (через систему специальных игр, с использованием метода ассоциации и зацепок);
речи (через пальчиковые игры, игры со словом и звуком, методы сочинения сказок);
* логического мышления, пространственного воображения (через методы, основанные на системном подходе, и развивающие игры с использованием компьютера);
* коммуникативных качеств (через психотехнические игры и театрализацию, тренинги на развитие социальной одаренности);
координации и мелкой моторики.
Характерная особенность занятий является:
1. комплексность (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя вышеуказанные элементы);
2. игровая форма (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания);
3. доброжелательная творческая атмосфера (ребёнок может высказывать свои мысли вслух, не боясь того, что его осмеют или подвергнут критике).
Всестороннее развитие личности ребенка обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Важно выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Универсальное игровое обучающее средство: «Игровизор».
1.5 Ожидаемый результат
К концу года дети научатся:
• различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
• использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
• ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• повышение степени активности в самостоятельной деятельности;
• высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
• повышение педагогической культуры родителей;
• формирование интереса к развивающим играм.
Содержательный раздел
2.1 Форма организации работы кружка
Программа предназначена для дополнительных занятий по кружку «Умняшки» в детском саду для детей 5-7 лет. Количество детей в группе 10-15 человек, форма занятий подгрупповая. Принцип комплектования подгрупп: дети делятся на 2 подгруппы по возрастному критерию - старшая(5-6 лет) и подготовительная(6-7 лет). Установлен режим посещения кружка для детей : 5-6 лет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут; в месяц 4 занятий, в год 36 занятий. 6-7 лет 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут; в месяц 4 занятий, в год 36 занятий. Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу, или за столом для письменных заданий.
Занятия включают следующие методы обучения:
игры-головоломки;
настольные развивающие игры;
игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные;
дидактические игры;
беседы, дискуссии;
мини-конкурсы;
импровизации;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
сочинение историй;
свободное и тематическое рисование;
работа с печатным развивающим материалом (развивающие карточки);
самостоятельное изготовление развивающих игр.
Форма проведения занятия: игровая.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Структура группового занятия:
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Рефлексия прошлого занятия.
- Основное содержание занятия.
- Рефлексия прошедшего занятия.
- Ритуал прощания.
Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).
Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах:
эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);
смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).
Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали после встречи.
Основное содержание занятия - на эту часть приходится значительная нагрузка всего занятия. В нее входят непосредственно сами развивающие игры игры (знакомство с новой игрой, подготовка своего варианта игры, самостоятельные игры).
Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, что нового мы узнали. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками.
Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
возрастающий интерес к развивающим играм;
увеличение заинтересованности в создании своих вариантов игры;
повышение уровня активности участников занятий;
повышение уровня знаний, проявляемого или в возрастающем объеме выполненного задания, или в уровне сложности
2.2 Развитие речи.
Развитие речи - одно из важнейших направлений воспитания и обучения в дошкольном возрасте.
Уровень развития речи определяет готовность ребенка к школе, позволяет ученику четко формулировать ответ, рассуждать, составлять изложения и сочинения, дает возможность полноценно общаться, заниматься творчеством и саморазвитием личности.
Связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности, она позволяет четко и красиво излагать свои мысли. Чтобы ребенок обладал ею, необходимо развивать лексику, грамматический строй речи, речевой слух и звукопроизношение.
Для детей наиболее сложным заданием является составление рассказов. Такого рода задания обязательно используются при тестировании ребенка перед школой. Они позволяют выявить уровень развития связной речи и воображения.
Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливает мыслительную деятельность, способствует расширению словарного запаса.
Ребенок старшего дошкольного возраста придумывает оригинальные сюжеты и образы. Для того чтобы он свободно фантазировал, проявлял интерес к творчеству, плодотворно мыслил на отвлеченные темы требуется целенаправленное развитие воображения.
В течение года на кружковых занятиях, направленных на развитие воображения, лексики и речи, дети будут учиться:
- подбирать слова;
- составлять рассказы;
- правильно говорить;
- четко излагать свои мысли;
- фантазировать.
Выполнение заданий на развитие речи возможно тремя способами:
- устно;
- показывая пальчиком;
- письменно.
2.3 Развитие мышления.
От того, на сколько будет развито мышление ребенка, зависит, легко ли он будет осваивать новые знания и применять их на практике. Если у ребенка хорошо развиты все виды мышления, ему будет намного легче решать поставленные перед ним задачи.
Логическое мышление позволяет анализировать, обобщать, сравнивать, конкретизировать, классифицировать, формировать понятия, строить суждения, делать умозаключения.
Пространственное мышление создает пространственные образы и оперирует ими. Оно позволяет ребенку ориентироваться в пространстве мира, окружающего его, на листе тетради, лежащей перед ним, решать задачи, опираясь на пространственные образы. В учебе оно особенно необходимо для освоения таких предметов как геометрия, черчение и ИЗО.
Ассоциативное мышление оперирует образами, возникающими в памяти человека, и базируется на поиске сходства образов. Широкий ряд ассоциаций развивает воображение ребенка, а в школьном возрасте позволяет продуцировать необыкновенные идеи, образовывать новые смысловые связи. Ассоциации могут стать основой для более прочного и быстрого запоминания материала.
В течение года на кружковых занятиях, направленных на развитие мышления, дети будут учиться:
- анализировать и составлять;
- обобщать и систематизировать;
- продолжать последовательности;
- определять расположение предметов в пространстве.
Выполнение заданий на развитие мышления так же возможно тремя способами:
- устно;
- показывая пальчиком;
- письменно.
2.4 Развитие внимания.
Развитие внимания – одно из важнейших направлений воспитания и обучения в дошкольном возрасте. Это так же важно, как учить письму, счету, чтению. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко, образы формируются ясно и отчетливо, обеспечиваются сосредоточенность, регуляция и контроль деятельности.
Внимание характеризуется различными качествами и свойствами. Очень важно развивать внимание разнопланово.
Развитие объема внимания дает возможность концентрироваться на нескольких предметах и удерживать их в уме.
Развитие концентрации внимания обеспечивает сосредоточенность для осмысления и запечатления информации.
Развитие устойчивости внимания позволяет удерживать внимание несмотря на влияние раздражителей.
Развитие переключаемости внимания способствует переходу ребенка с одного вида деятельности на другой.
Развитие распределения внимания необходимо для одновременного выполнения без ошибок нескольких дел.
Развитие произвольности внимания позволяет сосредотачиваться по требованию.
Внимание непрерывно связано с другим психическим процессом- памятью.
Память – это способность ребенка накапливать, хранить и воспроизводить накопленный опыт или информацию. Для раннего дошкольного возраста характерно механическое запоминание. Далее ребенок начинает понимать методику запоминания, учится находить внешние связи объектов, приобретает навык смыслового запоминания.
В течение года на кружковых занятиях, направленных на развитие внимания и памяти, дети будут учиться:
- проходить лабиринты;
- находить пары;
- замечать изменения;
- детально рассматривать иллюстрации.
Выполнение заданий на развитие мышления так же возможно тремя способами:
- устно;
- показывая пальчиком.