Ирина Войтова
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ деятельности ДОУ по развитию математических представлений у дошкольников в организованной и неорганизованной образовательной деятельности посредством интеллектуальных игр.
Составил : Войтова Ирина Михайловна
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Актуальность
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством дидактических игр».
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учё том следующих принципов:
• Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
• Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
• Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
• Научность.
• Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
• Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
• сравнение;
• метод моделирования и конструирования
• решение логических задач;
• экспериментирование и опыты
• воссоздание и преобразование
• информационно коммуникативные технологии
• здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах :
• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
• демонстрационные опыты;
• сенсорные праздники на основе народного календаря;
• театрализация с математическим содержанием;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• беседы;
• самостоятельная деятельность в развивающей среде
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
Игры путешествия во времени
Игры на ориентировку в пространстве
Игры с геометрическими фигурами
Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.).
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Работая с детьми младшего возраста воспитатель, должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и я - воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
«Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».