людмила халаимова
Программа кружка по изонити «Волшебная иголочка» в средней группе
Программа кружка по изонити «Волшебная иголочка» в средней группе №8
Пояснительная записка
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности. В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека. Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.
Публикация «Программа кружка по изонити „Волшебная иголочка“ в средней группе» размещена в разделах
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н. Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по изобразительной деятельности, я пришла к убеждению, что занятия изонити могут быть привлекательными и доступными для детей дошкольного возраста.
Занятия изонити способствуют активному развитию у ребё нка:
• мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
• сенсорного восприятия;• глазомера;• логического мышления;• воображения;
• волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);• художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение иглой (пластмассовая в среднем возрасте, в старшем можно использовать уже металлическую с тупым концом, ножницами, трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте в пределах возрастной нормы.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Актуальность
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь.
Мышцы рук выполняют три основные функции:
*Органов движения;
*Органов познания;
*Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).
Если ребенок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Современные ученые утверждают – работа пальцами развивает речь.
В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
«Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов)
Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонити.
Изонить – очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.
Современные расходные материалы позволяют получать очень эффективные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна – вышивка на картоне (изонить) .
Новизна данной программы заключается в принципиально новом подходе к обучению детей. Задачи кружка решаются в процессе современного обучения.
Практическая ценность программы «Волшебные ниточки» заключена в комплексном подборе заданий и задач из разных образовательных областей – математики, ознакомления с окружающим, рисования, развитием речи – что делает занятия интегрированным.
Эффективность реализации данной программы выражена в очевидной динамике развития у дошкольников творческих способностей и логического мышления за определенный промежуток времени (полугодие, год). Результаты промежуточной, итоговой диагностики показывают рост качества знаний детей по разделам математики: геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, количество и счет. Выражена динамика и творческого потенциала детей, которая выходит за рамки привычных мыслительных стереотипов.
Цель программы : развитие творческих способностей и логического мышления у детей.
Задачи:
1. Блок задач по развитию у детей математических представлений
Раздел «Геометрическая форма».
Дать детям понятие о геометрических фигурах и их особенностях
Раздел «Количество и счёт».
Упражнять детей в количественном и порядковом счёте в пределах возрастной нормы. Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния. Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта. Дать понятие о точке отсчёта.
Раздел «Ориентировка на плоскости».
Упражнять в ориентировке на плоскости: вверху, внизу, слева, справа ; сверху-вниз, снизу-вверх, справа-налево, слева-направо. Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
2. Блок задач по сенсорному развитию
Развивать цветовое восприятие:закреплять название цвета, научить подбирать цвет к фону. Упражнять в различении толщины ниток, изнаночной и лицевой стороны изделия.
3. Блок задач по трудовому воспитанию
учить владеть иголкой, ниткой.
Учть простейшей технике работы с изонитью.
4. Блок задач по физическому воспитанию
Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения. Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
5. Блок задач по нравственному воспитанию
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
6. Блок задач по эстетическому воспитанию. Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности. Воспитывать эстетический вкус. Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Методические рекомендации к реализации
программы кружка «Волшебная иголочка» по развитию у дошкольников творческих способностей и логического мышления
Занятия проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 4 - 5 лет 20 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 12 человек и подразделяется на две подгруппы, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Эффективность программы невозможна без заинтересованности детей данным видом прикладного искусства - изонить. С этой целью проводится выставка - фото работ детей, своих работ сопровождаемых диагностическим исследованием интеллектуального компонента на уровне прогнозирования.. Обязательно проводится инструктаж детей по технике безопасности при работе с изонитью. В последующей работе перехожу к показу технического закрепления изонити. Перед практической частью делаю акцент на подбор цветного картона и ниток, соответствующих к выбранному фону. Выбор самостоятелен, но на начальном этапе допускается корректировка педагогом. Во время занятий дети свободно общаются друг с другом. Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно с детьми из детского репертуара.
Структура программы :
1этап : овладение техническими приемами (умение держать правильно пластмассовую иглу в ведущей руке, перехватывать ее, в другой руке держать заготовку, поворачивая при необходимости) , определять лицевую и изнаночную сторону изделий, изображать горизонтальные и вертикальные линии.
2. непосредственное выполнение простых швов в разных направлениях с постепенным усложнением для создания выразительных образов готовых изделий, заполнение фигур простыми швами (по кругу, овалу, заполнение угла, простой веер)
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
• словесные методы (беседа, объяснение).
• наглядные методы (показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы, показ последовательности выполнения работы и т. д.)
• практические приемы: умение владеть иглой,умение отмерять необходимую длину нити, вдеть нить в иглу, умение определять направление нити по готовым отверстиям, оформлять свою вышивку в картину (панно).
Овладение приемами выполнения приемами трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Дидактический материал: • иллюстрации; • образцы работ;
• простейшие схемы выполнения швов
Техническое оснащение:
1. иголка для вышивания (пластмассовая с широким ушком и тупым концом);
2. цветные нити разного качества и толщины ;
3. ножницы с тупым концом;
4. цветной картон, бархатная бумага разного размера;
5. цветные карандаши, ручки, фломастеры;
6. бросовый материал для дополнения изображения.
Ожидаемые результаты:
Овладениепростейшими приемами в техники изонити. Повышение уровня развития мелкой моторики пальцев рук. Обогащение активного и пассивного словаря детей. Развитие творческих способностей детей.
Формы подведения итогов:
оформление выставочного стенда в ДОУ;
участие в выставках и конкурсах;
презентация на родительское собрание.
Учебный план
кружка «Изонить»
Время проведения с 20 сентября по 31 мая – 8 месяцев
Количество занятий в неделю – 1
Количество занятий в месяц - 4
Группа формируется в количестве 8 детей
Длительность занятий -20 минут.
Программа рассчитана для детей средней группы со сроком обучения на 1 год.
Перспективное планирование кружка по изонити «Волшебная иголочка» в средней группе
Сентябрь
Занятие №1
Тема: Знакомство детей с новым видом художественной деятельно-сти – изонить
Цель:
1. Познакомить детей с новым видом художественной деятельно-
сти – изонитью;
2. Показать на примерах о способах совмещения ниткографии с аппликацией или рисунком.
Занятие № 2
Тема: Знакомство детей с техникой безопасности и правилами работы с иглой и ножницами
Цель:
1. Познакомить с техникой безопасности и правилами работы с
иглой и ножницами;
2. упражнять детей владеть иголкой, ниткой;
3. учить различать изнаночную и лицевую стороны изделия;
4. учить прошивать стежки «вперед иголкой» (капли дождя)
Октябрь
Занятия № 1-2
Тема: Вышивка стежком по контуру изображения
Цель:
1. Упражнять в вышивании стежков по контуру изображения (тучка, солнышко)
2. Развивать цветовое восприятие, научить подбирать цвет нитей и фон к изображению;
3. Развивать мускулатуру кисти рук, координацию движений рук под контролем глаз;
4. Упражнять детей вдевать нитку в иголку
Занятие № 3-4
Тема: Вышивка стежком по контуру изображения
Цель:
1. Упражнять в вышивании стежков по контуру изображения (домики)
2. Развивать цветовое восприятие, научить подбирать цвет нитей и фон к изображению;
3. Развивать мускулатуру кисти рук, координацию движений рук по контролем глаз;
4. Упражнять детей вдевать нитку в иголку
Ноябрь
Занятие № 1-2
Тема: Вышивка стежком по контуру изображения «машинки»
Цель:
1. Упражнять в вышивании стежков по контуру изображения;
2. Развивать цветовое восприятие, научить подбирать цвет нитей и фон к изображению;
3. Развивать мускулатуру кисти рук, координацию движений рук под контролем глаз;
4. Упражнять детей вдевать нитку в иголку, отрезать нитку и закреплять ее клейкой лентой
Занятие №3
Тема: дорога
Цель:
1. учить выполнять шов «вперед игла» слева -направо и обратным ходом справа-налево
2. Самостоятельная работа с иглой.
Продолжать учить обрезать конец нити ножницами и закреплять ее на изнаночной стороне
3. Дальнейшее закрепление знаний правил работы с нитью.
Занятие №4
Тема:снежинка
Цель:
1. упражнять в вышивании снежинки из двух пересекающихся прямых линий одинаковой длины.
2. Самостоятельная работа с иглой.
Продолжать учить обрезать конец нити ножницами и закреплять ее на изнаночной стороне
Дальнейшее закрепление знаний правил работы с нитью.
Декабрь
Занятие №1-2
Тема: «Ёлочка»
Цель:
упражнять в изображении треугольников разной величины прямыми штрихами.
Повторять правила работы с изонитью.
Предложить закончить изделие с помощью аппликации тканью
Занятие №3-4
Тема: снеговик
Цель:
1. упражнять в приеме заполнения окружностей «снежинка» (разных по величине)
2. совершенствовать навыки работы с иглой
Январь
Занятие №1-2
Тема: белочка
Цель:Продолжать изображать узор из окружностей разной величины. Учить изображать овал с помощью прямых штрихов.
Закреплять навыки нахождение изнаночной и лицевой стороны картона.
Уметь называть изображение на лицевой и изнаночной стороне изделия
(овал – дорожка).
Занятие №3-4
Тема: «закладка для книги»
Цель:
1. заполнение кругов разного диаметра усвоенными приемами и составление из них узора на основе (закладка)
2. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в в технике изонити.
Февраль
Занятие №1-2
Тема: «Рыбка»
Цель:
1. Продолжить обучение детей технике изонити, дополняя изображение рыбки хвостом (окружность плюс новый элемент -угол (два-три отверстия на каждой стороне)
2. Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток) ;
3. Познакомить детей с линейкой. Дать понятия: угол
Занятие №3-4
Тема: «Парус в море»
Цель:
1. продолжать учить последовательно выполненять угол (три отверстия на каждой стороне;
2. закрепление прямого и обратного шва
3. Воспитывать доводить начатое дело до конца.
Март
Занятие №1-2
Тема: «Цветы в вазе».
Цель:
1. Закреплять технику выполнения угла (три отверстия на каждой стороне) и окружности;
2. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
Занятие №3-4
Тема: «Цыплята»
Цель:
1. Создать образ цыпленка из разных по величине окружностей;
2. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в техники изонити.
Апрель
Занятие 1-2
Тема: Ручейки и проталины
Цель: Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити овалов, прямых и изогнутых линий разной длины, в разных направлениях.
Развивать умение подбирать цвет нитей.
Занятие 3-4
тема: Домик для скворца
Цель:учить детей выполнять квадрат и треугольник прямыми вертикальными и горизонтальными линиями.
Закреплять приобретённые навыки работы изонитью.
Май
Занятие №1-2
Тема: «Одуванчики»
Цель: продолжать учить заполнять окружности методом «снежинка»(усложнение- больше отверстий)
упражнять детей в создании сюжетных композиций, используя разные по величине окружности.
Совершенствование навыков закрепление нити на изнаночной стороне. Умение правильно пользоваться иголкой, определять лицевую и изнаночную стороны картона.
Занятие №3-4
Тема: «Бабочка»
Цель:
1. Упражняться в выполнении изонитью 2-х острых углов (на при-мере изображения бабочки) ;
2. закреплять нить после ее окончания;
3. Учить подбирать цвета нитей;
4. Учить дорисовывать изображение после вышивки.