Мария Куляскина
Программа кружка «Изостудия»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи кружка :
Публикация «Программа кружка „Изостудия“» размещена в разделах
1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
5. Развитие связной речи.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
• оттиск печатками из овощей;
• тычок жесткой кистью;
• оттиск печатками из ластика;
• оттиск поролоном;
• восковые мелки и акварель;
• свеча и акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошек;
• волшебные веревочки;
• кляксография;
• монотопия;
• печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Организация занятий кружка.
Кружок посещают дети старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 – 35 минут.
Материал:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки;
• коктельные трубочки;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка :
• Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
• Практические – упражнения, игр методы,
• Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
• Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:
1. Использование приема транслирования информации,
2. Отбор тематического содержания,
3. Главный герой рисования – ребенок,
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
5. Педагог создает схематические изображения,
6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
2. Обеспечение главных условий общения,
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
4. Использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут,
3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
5. словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы :
• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
• Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т. д.
Показатели прохождения рабочей программы :
• Узнают много об окружающем мире, т. к занятия проходят в определенной теме.
• Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
• Учатся рисовать различными материалами.
• Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
• Развивать навыки по составлению сюжетов.
• Дети учатся цветоведенью.
• Экспериментируют.
• Развивается связная речь.
• Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Преемственность:
• сформировать умения и навыки,
• развивать личностные качества.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Диагностика. Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.
При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
1. Выявить уровень художественного развития детей
2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Начало года
Конец года
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
знает способы изображения некоторых предметов и явлений
правильно пользуется материалами и инструментами
владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
проявляет интерес к освоению новых техник
проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
ребё нок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
умеет создать яркий нарядный узор
может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)
Перспективное планирование кружка «Изостудия»
№
занятия Тема занятия Необходимые материалы Цель Дата проведения
1 Беседа о правилах поведения на занятиях.
«Волшебный карандаш»
(педагогическая диагностика) Простой карандаш на всех детей, лист белой бумаги Развитие у детей старшего дошкольного возраста эстетических чувств и художественных навыков. 1-2 неделя октября
2 Дидактическая игра: «Угадай и расскажи»
«Знакомство с цветными карандашами»
Пальчиковая гимнастика
Просмотр картин великих художников изображенных простым карандашом. Часы, сделанные из картона, кукла Оля, мышонок Пип, краски, сказочно оформленные, реквизиты: колодец, пенек, речка, горная вершина, комната Оли. Набор цветных карандашей, бумага. Познакомить детей с техникой рисования цветными карандашами. 3-4 неделя октября
3 Беседа на тему: Как делают акварельные краски.
«Восковое волшебство»
Физкультминутка
Лист бумаги, восковая свеча, акварельные краски, кисти. Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. 1-2 неделя ноября
4 Беседа: Что такое политра.
«Мороз» (рисование мятой бумагой)
Д\ игра: «Собери пейзаж» Листы А4 акварель, кисти № 4, палитра на каждого ребёнка, листы бумаги (для зжатия) Познакомить со свойствами акварели и назначением палитры;учить пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах;развивать эстетическое восприятие;
3 неделя ноября
5 Воздушная гимнастика: «Летят осенние листочки»
«Осенний пейзаж»
Физкультминутка: «Мы идем по лесу»
Лист формата А4, акварель, плотный пакет. Знакомство детей с новой техникой рисования с помощью отпечатка пакетом по акварели 4 неделя ноября
6 Беседа на тему: «Гуашь и техники её использования»
Пальчиковая гимнастика.
Прослушивание классической музыки. Диск с записью классической музыки. Знакомство с гуашью и техникой её использования 1-2 неделя декабря
7 Подвижная игра: «Найди свой цвет»
«Веселые следы»
Гуашь, кисти на всех детей, листы А4, овощи (картошка, морковка, яблоко) Знакомство детей с новой техникой нетрадиционного рисования с помощью разреза овощей и фруктов 3 неделя декабря
8 Просмотр картин написанных гуашью и обсуждение деталий.
«Цап-царап»
Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире» Лист формата А4, свеча, гуашь, зубочистки. Продолжать учить детей использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.
Совершенствовать графические навыки детей в технике рисования процарапывание - «граттаж».
4 неделя декабря
9 Просмотр мультфильма «Щелкунчик»
Физкультминутка: «Рисование животных»
Обсуждение содержания мультфильма. Диск с мульфильмом «Щелкунчик» Знакомство детей с новым мультфильмом. 1-2 неделя января
10 Просмотр картин по произведению «Щелкунчик»
Самостоятельное рисование отрывка сюжета из мультфильма «Щелкунчик»
Подвижная игра: «Зайцы и лиса» Миниатюры по сказке Щелкунчик, листы формата А4, гуашь, кисти на всех детей. Развивать творческое мышление. Знакомить с творчеством других живописцев. 3-4 занятие
11 Беседа на тему: «Пабло Пикасо – великий художник»
Дидактическая игра: «Жанры живописи»
Просмотр первых картин художника. Портрет художника, некоторые его картины. Знакомство детей с одним из великих художников. 1-2 неделя февраля.
12 Знакомство детей с первой картиной Пабло Пикасо «Пикадор»
«Я – «Пикасо»
Пальчиковая гимнастика: «Мой мизинчик где ты был?» Копия карины «Пикадор»
Листы формата А4, гуашь, кисти н всех детей. Учится передавать образы и фигуры людей, развивать внимательность к деталям при перерисовки картины. 3-4 неделя февраля
13 Беседа с детьми на тему: «Весна – чем она прекрасна»
Экскурсия в парк.
Подвижная играна свежем воздухе: «Ловкие ребята» Знакомить детей с прекрасным, учить видеть прекрасное в природе. 1-2 неделя марта
14 Беседа на тему: «краски весны»
Д\ игра: «Что изменилось?»
«Весенний пейзаж»
Лист бумаги формата А4 с графическим изображением весеннего пейзажа, гуашь, мятые салфетки и ватные палочки. Формирование творческого мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности, развивать чувство фактурности, объемности. 3-4 неделя марта
15 Беседа на тему: «День космонавтики»
Физкультминутка «Дни недели»
Рассматривание изображений звездного неба. Картинки с изображением космоса и космонавтов. Знакомить детей с праздником; знакомство с цветами космоса. 1-2 неделя апреля
16 «Мы космонавты»
Пальчиковая гимнастика: Листы форматаА4, гуашь, кисти на всех детей, трафареты планет разных размеров. Знакомство детей с названием планет. Учиться смешивать цвета на бумаге. 3 неделя апреля
17 «Звезды»
Физкультминутка Лист формата А4, гуашь, кисти на всех детей, ватные палочки. Знакомится с еще одним методом нетрадиционного рисования ватными палочками. 4 неделя апреля
18 Беседа на тему: «Что такое Сакура и где произрастает»
Д\ игра: «Чего на свете не бывает?»
Рассматривание картин с изображением сакуры. Картины с изображением Сакуры. Знакомить детей с Японией. С деревом Сакура. 1-2 неделя мая
19 Беседа: «Цвета Японии»
Физкультминутка: «Путешествие»
«Чудесные деревья» Изображение цветущей сакуры.
Листы формата А4, гуашь, гофрированная бумага. Учить детей видеть прекрасное в цветении.
Знакомить детей с новой техникой нетрадиционного рмсования. 3-4 неделя мая
Календарно-тематическое планирование кружка «Изостудия» на 2018-2019 уч. год.
№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание
Октябрь
1. «Волшебный карандашик» Просмотр обучающего мультфильма «История создания карандаша для рисования»
2. «Мы идём по ровной дорожке» Учится рисовать ровную дорожку от домика к дереву.
3. «Знакомство с цветными карандашами» Познакомить детей с техникой рисования цветными карандашами
4. «Здравствуй карандашик» Просмотр картин художников работающих карандашом.
Ноябрь
1. «Акварелька» Знакомство с акварелью и правильным её использованием.
2. «Восковое волшебство» Рисование свечой и акварелью Знакомство с новой техникой нетрадиционного рисования с помощью свечи
3 «Мороз» Рисование мятой бумагой Учится рисовать с помощью акварели и мятой бумаги
4 «Осенние краски» Рисование с помощью акварели и пакета Знакомство детей с новой техникой рисования с помощью отпечатка пакетом по акварели
Декабрь
1 «Мягкая гуашь» Знакомство с гуашью и техникой её использования
2 «Знакомство с прекрасным» Прослушивание классической музыки и просмотр произведений великих художников
3 «Веселые следы» Отпечатки с помощью картошки, моркови и яблока Знакомство детей с новой техникой нетрадиционного рисования с помощью разреза овощей и фруктов
4 «Цап царап» граттаж Изучать нетрадиционный метод рисования граттаж
Январь
1 «Новогодний мультфильм» Просмотр мультфильма «Щелкунчик»
2 «Любимый мультфильм» Обсуждение мультфильма: какие краски и цвета были использованы для его изображения
3 «Картины» Рассматривание картин написсаных по произведению.
4 «Дети рисуют» Гуашь Попробовать изобразить понравившеюся картину
Февраль
1 «Первое знакомство» Знакомство с художником Пабло Пикассо
2 «Творчество» Знакомство с творчеством художника
3 «Пикадор» Знакомство с одной из ранних картин художника
4 «Творчество» Гуашь Попробовать изобразить похожую картину
Март
1 «Прекрасное время» Обсуждение с детьми времени года весна и чем оно прекрасно
2 «Прогулка» Экскурсия в парк
3 «Краски весны» Обсуждение: какие краски и цвета мы видели в парке
4 «Прекрасная природа» Гуашь Изображение пейзажа
Апрель
1 «День космонавтики» Рассказ про праздник
2 «Далекий космос» Рассматривание изображения звездного неба, обсуждение их.
3 «Мы космонавты» Рисование с помощью трафаретов Изображение с помощью трафаретов планеты и космонавта.
4 «Звезды» Рисование ватными палочками Изображение звезд с помощью ватных палочек
Май
1 «Сакура» Обсуждение: что такое сакура, где растет и когда цветет.
2 «Красота Китая» Рассматривание изображений цветущей сакуры.
3 «Розовое настроение» Обсуждение: какой цвет приемущественно на картинах и как его получит.
4 «Чудесные деревья» Гуашь Рисования деревьев
Список используемой литературы:
1. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду
Санкт-ПетербургДетство – ПРЕСС, 2011
2. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992
3. «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт
4. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М. М.
5. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998
6. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
7. Выгорский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
8. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
9. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005
10. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
11. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
12. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)»
13. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
14. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
15. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество»
16. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду»
17. Копцева Т. А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 1994
18. Копцева Т. А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994
19. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004
20. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,
21. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»