Саляева Галия Рафиковна
Программа кружка «Разноцветные комочки»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Публикация «Программа кружка „Разноцветные комочки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Задачи
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и психических процессов:
• произвольного внимания;
• логического мышления;
• зрительного и слухового восприятия;
• памяти, речи детей.
3. Формировать навыки учебной деятельности:
• умение действовать по словесным инструкциям;
• умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
• контроль за собственными действиями.
4. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 3-5 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы 2 года.
Предусматривается 2 этапа работы:
• 1 - с детьми 3-4года (вторя младшая группа) октябрь – май;
• 2 - с детьми 4-5 лет (средняя группа) сентябрь – май.
Формы и режим занятий.
При наполняемости группы 20 детей занятия кружка проводятся 1 раза в 2 недели, по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день – другие 2 подгруппы по 5 детей.
Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в 2 недели. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 15 минут – во второй младшей группе, 20 минут - в средней группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Формы проведения итогов реализации программы :
• выставки детских работ в детском саду;
• дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Учебно - тематический план.
Размер комка зависит от количества салфеток: чем больше салфеток скатываются в комок, тем большего диаметра он получается. Для получения комка берется одна салфетка или часть её, мнётся, а затем катается двумя ладонями, как катается шарик из пластилина. Что бы сделать комок большего диаметра, берется следующая салфетка, в середину которого вкладывается получившийся комок, и снова катается двумя ладонями.
Бумажные шарики более мелкие, чем комки. Из них составляют картинки. Для работы понадобятся раскраска с изображениями какого-либо предмета или животного. Эту картинку желательно частично раскрасить, чтобы сузить поле деятельности ребёнка, поскольку малыш ещё не умеет долго сосредотачиваться, на чем-либо одно и ему нужно побыстрее получить результат. Сперва ребё нка учат отрывать от салфетки полоски: левой рукой он должен держать салфетку, правой отрывать полоску от верхнего края. Готовые полоски ребёнок скатывает в бумажные шарики. Лучше всего, чтобы он делал это тремя пальцами (большим, указательным, средним, совершая круговые движения. Но на начальном этапе можно разрешить раскатывать бумажную полоску ладонями. Затем ребёнок должен наклеить бумажные шарики на приготовленную картинку, стараясь плотно прижимать их друг к другу. Нужно закрыть шариками площадь внутри контура изображения.
Реализация рабочей программы 1 год обучения – 2 мл. группа.
Месяц Тема
Сентябрь
Наблюдение за детьми, диагностика
Октябрь
1 Вводное занятие. Знакомство с бумагой. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем.
2 «Бумажные комочки». Практическое занятие. Упражнение по скатыванию комочков
3 «Бумажные комочки». Практическое занятие. Упражнение по скатыванию мелких комочков.
4 "Яблоки на тарелке"
Ноябрь
1 «Колобок». Выполнение поделки из одного шарика.
2 «Воздушный шарик». Выполнение поделки из одного шарика.
3 "Клубочки для котят"
4 «Неваляшка» Выполнение поделки из двух шариков с добавлением мелких деталей.
Декабрь
1 «Солнышко». Выполнение поделки из одного шарика, дополняя мелкими деталями.
2 «Лепим снежки большие и маленькие» скатывание шариков разного размера.
3 «Осеннее дерево»
4 «Зайчик беленький сидит»
Январь
1 «Зайчик». Украсить заготовку деталями.
2 «Мишка». Украсить заготовку деталями.
3 «Шарики для новогодней елки». Выполнение поделки из одного шарика.
Февраль
1 «Новогодняя ёлочка». Украсить заготовку деталями.
2 «Барашек – символ года» Украсить заготовку деталями.
3 «Елочка». Выполнение поделки из двух шариков с добавлением мелких деталей.
4 «Снеговик». Украсить заготовку деталями.
Март
1 "Бусы для мамы" Украсить заготовку деталями.
2 «Снег, кружится…»
3 «Укрась павлину хвост» Украсить заготовку деталями.
4 «Пасхальные яички» Украсить заготовку деталями.
Апрель
1 «Цветы для мамы». Украсить заготовку деталями.
2 «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» (светофор) Выполнение поделки из трех шариков.
3 «Веточка мимозы». Украсить заготовку деталями.
4 «Котенок по имени «Гав» Украсить заготовку деталями.
Май
1 «Пирамидка». Выполнение поделки из нескольких шариков.
3 Презентация детских работ.
Реализация рабочей программы 2 год обучения – средняя группа.
Месяц Тема
Сентябрь
1 Вводное занятие. Выставка готовых поделок, выполненная детьми в прошлом году.
2 «Бумажные комочки». Практическое занятие. Упражнение по скатыванию комочков
3 «Бумажные комочки». Практическое занятие. Упражнение по скатыванию мелких комочков.
Октябрь
1 «Колобок». Выполнение поделки из одного шарика украшенного элементами.
2 «Воздушный шарик». Выполнение поделки из одного шарика украшенного элементами.
3 «Веточка рябины». Украсить заготовку деталями.
4 «Пудель». Украсить заготовку деталями.
Ноябрь
1 «Солнышко». Выполнение поделки из одного шарика, дополняя мелкими деталями.
2 «Яблоки в корзине» Украсить заготовку деталями.
3 «Осеннее дерево» Украсить заготовку деталями.
4 «Зайчик беленький сидит» Украсить заготовку деталями.
Декабрь
1 «Зайчик». Украсить заготовку деталями.
2 «Мишка». Украсить заготовку деталями.
3 «Шарики для новогодней елки». Выполнение поделки из одного шарика.
4 «Новогодняя ёлочка». Украсить заготовку деталями.
Январь
1 «Собака – символ года» Украсить заготовку деталями.
2 «Снеговик». Украсить заготовку деталями.
Февраль
1 «Неваляшка» Выполнение поделки из двух шариков с добавлением мелких деталей.
2 «Снег, кружится…»
3 «Укрась павлину хвост» Украсить заготовку деталями.
4 «Пасхальные яичка» Украсить заготовку деталями.
Март
1 «Цветы для мамы». Украсить заготовку деталями.
2 «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» (светофор) Выполнение поделки из трех шариков.
3 «Веточка мимозы». Украсить заготовку деталями.
4 «Котенок по имени «Гав» Украсить заготовку деталями.
Апрель
1 «Пирамидка». Выполнение поделки из нескольких шариков.
2 «Два жадных медвежонка». Украсить заготовку деталями.
3 «Вышли цыплятки погулять, свежей травки пощипать» Украсить заготовку деталями.
4 «В деревне у бабушки» Украсить заготовку деталями.
Май
1 «Неваляшка» Выполнение поделки из двух шариков с добавлением мелких деталей.
2 Презентация детских работ.
Работа с родителями:
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы : индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Совместно с родителями будут осуществляться проекты «Скоро, скоро Новый год!», Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам», будет оформлен уголок для детей «Мастерская «Умелые ручки». Родительские собрания будут проводиться в разных формах : круглый стол, родительская приемная и т. п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьей в нашей группе отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.
Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:
Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала. Рисование природным материалом»
Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».
Литература:
• Закон об образовании.
• Устав МДОУ.
• Основная общеобразовательная программу МДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.
• Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.
• СанПиН 2.4.1.2660 – 10.