Елена Тяпкова
Программа кружка «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, особенностей региона, детей, потребностей и запросов родителей (законных представителей). Она определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной деятельности в МБДОУ. Решение программных задач предусматривается в рамках организованной совместной образовательной деятельности. Содержание рабочей программы ориентировано на художественное развитие дошкольников с учетом возрастных особенностей.
Публикация «Программа кружка „Волшебная бумага“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
• «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СанПиН 2.4.1.3049-13»
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Рабочая программа разработана с учетом методических рекомендаций
Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике», Куцаковой Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»., А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой обучения дошкольников работе с бумагой в средней группе в детском сад
1.1.1. Актуальность, педагогическая целесообразность, принципы формирования программы
В настоящее время педагоги, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Ребнок узнат мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Аппликация (от латинского «applicatio» -накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, гармоничное сочетание цветовых пятен, декоративность.
Аппликация позволяет детям проявить свое творчество: выбрать образ, сюжет, материал, способы изображения. Вместе с тем актуальным является изучение проявления творчества у детей 4-5 лет. В средней группе возникает противоречие между стремлением детей отобразить собственный мир и недостаточным уровнем развития технических навыков. Согласно возрастным особенностям, а также для решения данного противоречия, необходимо использовать изобразительные техники, активизирующие оригинальность в создании образа, и не требующих специальных графических умений. Данными техниками могут являться так называемые нетрадиционные техники.
Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображению, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.
Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в аппликации являются следующие моменты:
- использование традиционных техник и недостаточный уровень развития моторики может снижать интерес детей к аппликации;
- создание интересного выразительного образа традиционными техниками более сложно, чем в рисовании, в то время как различные материалы при апплицировании могут «подсказывать» детям оригинальные сюжеты. Педагогическая целесообразность программы «Волшебная бумага» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного развития наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, нагляднодейственного мышления, восприятия, сенсомоторной координации.
1.1.2. Цели и задачи программы
Цель:
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- развитие творческих способностей, фантазии, воображения дошкольников;
- развитие детской сенсорной культуры, а именно глазомера, координации движений рук, чувство цвета, мелкой моторики кисти рук и пальцев; - обогащение представлений об окружающем мире, развитие эстетического восприятия мира, пробуждение любознательности; - развитие мыслительных способностей в продуктивной деятельности, умение изложить собственные замыслы в работе;
- воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в коллективе; - создание ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми. Программа основывается на следующих принципах:
• Принцип доступности программы для дошкольного возраста. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
• Принцип деятельностного подхода. Деятельность— это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).
• Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
• Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно;
• Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.
Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт;
• Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Занятия в данной программе организуются в игровой форме. В данной образовательной программе происходит интеграция всех образовательных областей, что и требует ФГОС.
1.2. Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы
Результатом реализации учебной программы следует считать : 1. Приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
2. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи,овладеть разнообразными способами и примами аппликации форм, величины, пропорции.
3. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами 4. Освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым примам преобразования бумаги.
5. Научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
- выставки детских работ в группе и в детском саду; - проведение выставок работ детей и родителей;
- участие в конкурсах.
II Содержательный раздел
2.1. Особенности организация программы. Режим и структура занятий. Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности и обладает следующими отличительными особенностями:
- возможность создавать шедевры с ножницами и без ножниц;
- развитие мелкой моторики маленьких ручек;
- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Программа «Волшебная бумага» рассчитана на 30 занятий (1 год обучения в средней группе, 1 занятие в неделю по 20 мин. во второй половине дня). Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
2.2. Формы, методы и средства реализации программы Формы работы :
• индивидуальная (каждый ребенок делает свою поделку);
•коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей) Формы подведения итогов реализации работы по данной теме • Составление альбома работ.
• Проведение выставок работ дошкольников в детском саду.
• Участие в выставках детского прикладного творчества.
Методы работы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, и др.)
• практический (выполнение работ самостоятельно и с помощью воспитателя). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми
• индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Среди приемов, используемых в процессе реализации программы деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
• активизация и индивидуализация обучения; • игры и игровые ситуации; • творческие работы и т. д. Виды деятельности Формы работы
Игровая Дидактические, игровое упражнение, сюжетные, игра-драматизация, пальчиковые игры
Коммуникативная Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация. Потешки, стишки.
Познавательноисследовательская Экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, реализация проектов, просмотр презентаций и видеороликов, создание альбомов, панно, рассматривание иллюстраций.
Восприятие художественной литературы Чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций и мультфильмов, слушание музыкальных произведений, развлечение
Самообслуживание и элементарный бытовой труд Подготовка и уборка рабочего места, поручения
Конструирование Творческая гостиная, выставки детского творчества
Музыкальная Слушание
Двигательная Игры малой подвижности, игры со словом, разминки, физкультминутки
2.3. Объем образовательной нагрузки
Месяц Тема Количество часов
сентябрь
Мониторинг 1
Вводное занятие. Знакомство с понятием «Аппликация». 1
«Травушка-муравушка» 1
«Полосатый коврик» 1
октябрь
«Грибочки» 1
«Зонтик» 1
«Угощение для ежиков» (овощи и фрукты) 1
«Гирлянда из цветов» (к Дню воспитателя) 1
ноябрь
«Праздничные флаги» (к Дню народного единства) 1
«Букет из осенних листьев» 1
«Разноцветные бусы» (к Дню Матери) 1
«Подсолнух» 1
декабрь
«Деревья в снегу». 1
«Волшебные снежинки» 1
«Снеговик» 1
«Ёлочные шарики» 1
январь
«С Рождеством!» - открытка для родных 1
«Рукавичка» 1
«Зайчик». 1
февраль
«Пирамидка» 1
«Валентинки» (к Дню Святого Валентина) 1
«Плывт, плывт кораблик» (к Дню Защитника Отечества) 1
«Автобус» 1
март
«Цветик семицветик в горшке» - подарок маме. 1
«Весеннее солнышко». 1
«Одуванчик» 1
«Гусеница» 1
апрель
«Кудрявая овечка» 1
«На птичьем дворе». 1
«Загадочный космос» 1
«Пасхальное яйцо» 1
май
«Праздничные шары» 1
«Золотые рыбки» 1
«Бабочка» 1
Итоговое занятие. Оформление выставки моделей, изготовленных в течение года. 1
Всего часов 35
2.4. Календарно – тематическое планирование
Месяц. Тема. Задачи. Материалы.
Сентябрь. Вводное занятие. Дать детям представление о ручном труде, в частности аппликации, расширить знания об этом древнем виде искусства, рассказать как с помощью аппликации и другого подручного материала можно создать интересные модели. -фотографии
-картинки -разные материалы из которых можно выполнять аппликацию.
«Травушка-
муравушка»
Познакомить детей с
ножницами и
основными правилами
безопасности при -ножницы
-цветная бумага
-клей
-картон работе тренировочного упражнения.
«Полосатый
коврик»
Учить подбирать гармоничные цветовые оттенки. Правильно
держать ножницы,
сжимать, разжимать
кольца. Техника безопасности при работе. -цветная бумага
-ножницы
-клей
-картон
Октябрь
«Грибочки»
(Аппликация из крупы)
Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме грибка, развивать аккуратность, четкость. -изображение гриба
-горох, манка, гречка -клей
«Зонтик». (Аппликация из макарон.). Учить отрывать от большого куска маленькие кусочки, катать из них между пальцев маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму зонтика, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина. -шаблон на картоне -макароны
-клей
-тряпочки
Подарок для ежика (овощи и фрукты). (Аппликация из салфеток) Познакомить детей со свойствами мягкой бумаги. Учить скатывать из не маленькие комочки.
Развивать воображение. -шаблон на картоне -клей -салфетки разного цвета.
Гирлянда из цветов. Закрепить умение детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду из цветов. -цветная бумага
-картон
-клей
-ножницы
Ноябрь «Праздничные флаги» (День народного единства) Закрепить умение разрезать полосы поперк и составлять композицию из флажков в виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету. -ножницы
-цветная бумага
-клей
«Букет из осенних листьев». (Аппликация из листьев) Учить составлять композицию из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу. -сухие листья
-клей
-картон
«Разноцветные бусы»
(Аппликация из макарон)- День Матери
Познакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; учить аккуратно раскрашивать мароны, создавать из макарон бусы; воспитывать интерес к работе с необычными материалами. -макаронные изделия различной формы; -нитки №10;
«Подсолнух» (Аппликация из крупы) Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем, аккуратно засыпать крупой.
-клей
-крупа гречневая и пшенная -шаблон на
картоне
Декабрь
«Деревья в снегу».
(Аппликация из ваты и ниток) Закрепить навыки работы с нитками и ватой, продолжать учить детей аккуратно пользоваться клеем. Развивать фантазию, воображение. -голубой картон -вата
-толстые белые нитки -клей
-тряпочка
«Волшебные снежинки». (Аппликация из полосок) Учить детей изготавливать снежинку из четырх тонких полосок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером, пайетками. -полоски бумаги белого и голубого цвета -бисер, пайетки
-картон
«Снеговик». (Аппликация из ватных дисков). Учить детей наклеивать ватные диски на лист бумаги в определенном порядке. -основа из синего картона
15*20см.
Продолжать учить наклеивать мелкие детали. Закрепить навыки ориентирования на плоскости листа -готовые формы (ватные диски, морковка, ведро). -клей фломастер
«Ёлочные шарики» (Аппликация из манки) Развивать эстетический вкус, желание создать очень красивый шарик. Научить детей раскрашивать уже прикреплнную манную крупу.
-шаблон на картоне
-клей
-крупа манка
-кисточка
-краски -стаканчик с водой.
Январь «С
Рождеством!» открытка для родных Учить аккуратно наклеивать элементы сюжетной композиции не размазывая клей на основе.
-шаблон открытки -картинки для наклеивания
-клей
Рукавичка
(аппликация и фасоли и гороха) Учить детей аккуратно намазывать клеем форму и приклеивать по краю фасоль, очень хорошо промазать середину и аккуратно засыпать горохом. -шаблон на картоне
-клей
-фасоль. горох
«Зайчик».
(Аппликация из ваты). Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ваты. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и наклеивать мелкие кусочки ваты -шаблон на картоне -клей
-вата.
Февраль «Пирамидка» Учить составлять пирамидку сопоставляя формы и размер кругов, закрепить знание основных цветов. -клей
-геометрические фигуры из цветной бумаги
-картон
«Валентинки» (Аппликация из салфеток) – День Святого Валентина. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток. -шаблон на картоне -клей -салфетки
красного цвета
«Плывт, плывт кораблик» (аппликация из геометрических фигур)- День защитника Отечества Закрепить умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из др.
геометрических
фигур, создавать сюжетную композицию к празднику.
клей
-геометрические фигуры из цветной бумаги
-картон
Автобус (бумажная пластика) Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон. Развитие воображения через воспитание наблюдательности. Развивать моторику пальцев. -цветная бумага
-клей
-фломастеры -геометрические фигуры
Март
«Цветик семицветик в горшке» - подарок маме. Продолжать учить вырезать трапецию из квадрата, срезая углы –это горшок. Затем создать из готовых геометрических фигур цветок. -цветная бумага
-клей
-ножницы
«Весеннее солнышко». (Аппликация из
ниток) Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно приклеивать нитки- лучики. -картон
-клей
-нитки
«Одуванчик» (Аппликация из комочков Продолжать тренировать детей выполнять наклеивание комочков из -картон для фона,
-зеленые листья,
бумаги) бумаги. Учить детей выполнять объемное наклеивание. Учить детей выполнять композицию. Развивать мелкую моторику руки, воображение. -желтые салфетки,
-клей
Гусеница
(бумажная пластика). Научить склеивать гусеницу из нескольких кругов одинакового размера. Развитие воображения через воспитание наблюдательности -шаблон круга
-картон
-клей
-фломастер
Апрель «Кудрявая овечка» (Аппликация из макарон) Продолжать учить детей создавать аппликацию из макаронных изделий; аккуратно приклеивать; воспитывать чувство «прекрасного»,
аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. -цветной картон
-клей - макаронные изделия различной формы
«На птичьем дворе». (Мозаичная аппликация) Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок не заполнится квадратиками.
-клей карандаш -шаблоны домашних птиц -полоски цветной бумаги
-ножницы
«Загадочный космос» (аппликация из цветной бумаги) Закреплять умение составлять предмет из отдельных частей. Учить располагать предмет в центре листа. Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон. -цветная бумага -картон черного цвета -бумажные салфетки желтого и белого цвета
-клей
«Пасхальное яйцо»
(Аппликация из макарон).
Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать оригинальные работы. -основа из картона в форме яйца
-клей
-макаронные изделия различной формы -фломастеры
Май «Праздничные шары»
Учить вырезать и различать круг, овал. Составлять композицию в виде связки шаров разного цвета и размера. Вызвать радостное ожидание праздника. -ножницы
-цветная бумага
-нитки
-клей
«Золотые рыбки»
(Аппликация из салфеток) Развивать мелкую моторику. Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с салфетками. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность. -шаблон на картоне -салфетки
разных цветов
«Бабочка» (Аппликация с использованием рваной бумаги). Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок для наклеивания рваной бумаги -шаблон на картоне
-цветная бумага
-клей
Выставка творческих работ за год. Мониторинг.
2.5. Оценка результативности (диагностика)
Система отслеживания результатов усвоения материала воспитанниками осуществляется путем диагностики развития мелкой моторики руки через игровые упражнения (Приложение 1)
Используются следующие методические подходы:
1. Наблюдение за детьми в процессе игры с учтом индивидуализации
(продвижения личности в развитии);
2. Беседа с ребнком в процессе игры по заранее составленным вопросам. Для проведения беседы разрабатывается перечень вопросов и подбирается наглядный материал (игры, которые помогут детям более точно справиться с заданием);
3. Углублнное обследование воспитанников, включающее использование методик, позволяющих в процессе выполнения заданий, адекватных возрасту детей, дидактических игр оценить сформированность конструктивных навыков, развитие интеллектуальных способностей и логического мышления детей.
Периодичность мониторинга: 2 раза в год на занятиях кружка «Забавные бумажки», а при необходимости – на индивидуальных (если ребнок стеснительный, неуверенный в себе).
Цель диагностического мониторинга: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
• на начальном этапе по результатам педагогического мониторинга проектировать индивидуальную работу с детьми.
• на заключительном этапе оценить эффект педагогического воздействия на развитие ребнка.
Освоение программы оценивается по уровням (высокий, средний, низкий)
2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников
Цель: привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса детей к искусству поделок из салфеток, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи. Формы работы:
• консультации;
• собрания;
• беседы;
• мастер-классы (педагогов для родителей и родителей для педагогов); • выставки совместного творчества; • публикации на сайте.
Работа с родителями предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления с особенностями изготовления поделок из салфеток и т. д.
Разработан цикл консультаций по темам: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста», «Нетрадиционные техники работы с бумагой», Салфеточная аппликация, как средство развития мелкой моторики рук способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, «Советы заботливым родителям» – буклеты.