Елена Рогачева
Программа кружка по тестопластике «Мукосолька»
▼ Скачать +Заказ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Мукасолька»
для детей 4-5 лет
на 2017-2018 учебный год
Руководитель:
Рогачева Е. В.
г. Брянск – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Название раздела Стр.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел
Публикация «Программа кружка по тестопластике „Мукосолька“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2. Перечень методической литературы
3.3. Режим организации занятий
3.4. Список детей
Приложение
Учебный план
Тематическое планирование
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Комочек соленого теста – лепить из него интересно!
Комочек из теста мягкий, на ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке, слепить из него могу кошку,
Слоненка слепить или мишку, картинку, что видела в книжке.
Смотрю на него и гадаю, слепить из него что – не знаю.
Комочек помяла немножко, слеплю ему ручки и ножки.
Слеплю ему ушки и глазки, и вместе отправимся в сказку!
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. Специфику лепки определяет материал.
Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, а изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей.
Занятия тестопластикой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Еще одной специфической чертой тестопластики является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы : развивать художественные и творческие способности дошкольников, прививать способность видеть прекрасное в окружающей действительности.
Задачи программы :
– познакомить воспитанников с соленым тестом, его возможностями;
-учить использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный, а также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание;
- учить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
- развивать координацию движений рук;
-развивать интерес к лепке из соленого теста;
– формировать начальные знания о композиции, основах цветоделения;
-расширять кругозор о декоративно-прикладном искусстве;
-поощрять стремление украшать вылепленные изделия;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы :
Лепка из соленого теста относится к дополнительным занятиям в детском саду, которые отличаются от обязательных занятий свободой детей в их выборе, поиска наиболее привлекательной деятельности со стороны родителей и педагогов.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей и творческих способностей.
Педагогические принципы к формированию программы «Мукосолька»
1. Принцип сезонности
Построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных особенностей в данный момент деятельности.
2. Принцип Цикличности
Построение содержания программы с постепенным усложнением материала.
3. Принцип последовательности и систематичности
Формирование умений должно происходить систематически, а не от случая к случаю и постепенно переходить от простого к сложному.
4. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
5. Принцип развивающего характера художественного образования.
6. Принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
7. Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
8. Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
9. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей
Особенности развития изобразительной деятельности (лепки)
детей 4-5 лет
Изобразительная деятельность детей 4-5 лет продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности.
В этом возрасте у детей продолжает развиваться и воображение. С одной стороны этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в лепке.
В 4-5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию изобразительных навыков и умений.
У детей пятого года жизни развивается эстетическое восприятие, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть их форму (круглая, овальная, прямоугольная квадратная, треугольная, цвет (его оттенки, величину (как предмета в целом, так и частей).В этом возрасте дети стремятся самостоятельно использовать некоторые способы лепки и украшать вылепленные изделия узорами и дополнительным материалом.
Дети этого возраста уже способны воспринимать геометрические фигуры, лежащие в основе многих предметов и их частей. Дети начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс создания изделия. У детей данного возраста при лепке предметов еще нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами лепки.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Во время работы с соленым тестом ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. У детей этого возраста вызывает интерес лепка плоскостных фигурок, объемных (будто настоящих) фигурок и простых композиций, а также роспись вылепленных из теста игрушек.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
знать уметь
правила техники безопасности при работе с инструментами и красками организовывать свое рабочее место
виды и назначение изделий из соленого теста анализировать предмет по форме, цвету, величине
основные этапы изготовления изделий из соленого теста отламывать от большого куска теста небольшие кусочки
правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики
раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски
последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы
проявлять творчество при украшении готовых изделий
пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста
оценивать свою работу и работы своих товарищей
работать в коллективе
2. Содержательный раздел
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей средней группы (4-5 лет) и направлена развитие творческих способностей и мелкой моторики руки.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог должен:
• создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий;
• оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
• предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
• поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
• организовывать мероприятия, выставки, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей.
Основной формой работы являются групповые занятия.
Настоящей программой предусмотрено использование следующих типов занятий:
*лепка;
* художественная роспись и декорирование изделий из соленого теста;
*беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей.
Формы организация детей: групповая, коллективная и индивидуальная.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
• репродуктивный (воспроизводящий);
• объяснительно -иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
• метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
• частично- поисковый.
Структура занятия по лепке
1. Вводная часть.
Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры)
2. Основная часть
а) рассматривание образца
б) объяснение, показ приемов лепки
в) пальчиковая гимнастика
г) лепка детьми
д) физкультурная пауза
д) доработка изделия дополнительными материалами
3. Заключительная часть
рассматривание и анализ готовых работ
Вводная часть предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Продолжительность 3-5 мин.
Основная часть.
Объяснение задания занимает 3-4 мин.
В объяснении задания можно условно выделить три этапа:
I этап – определение и название цели лепки. Здесь используются различные приемы: игровые, приход персонажа, загадки, прослушивание мелодий или песенок, стихи, напоминание, обращения к прошлому опыту детей. Иногда воспитатель просто сообщает детям, что они будут лепить.
II этап – рассматривание натуры, которую дети будут лепить, ее активное восприятие и обследование.
Для рассматривания используется подлинный предмет, скульптура, игрушки, муляж, образец. Дети рассматривают предмет, отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, ощупывают предмет рукой, говоря о его форме. Для рассматривания можно предложить образец, т. е. лепную работу, выполненную воспитателем. Если для рассматривания детям предлагается образец, он должен быть выполнен грамотно и художественно, быть крупнее детских работ.
При рассматривании воспитатель обращает внимание детей сначала на весь предмет в целом и затем на форму частей.
На занятиях можно ограничиться лишь зрительным обследованием и предложить ребятам самостоятельно определить их форму, пропорции и месторасположение.
Во время лепки предметов из нескольких частей воспитатель показывает способы соединения частей, так как от их усвоения будет зависеть прочность создаваемых фигурок. Кроме того, воспитатель предлагает ребятам показать, с чего они начнут работу, как будут лепить форму или соединять части. Об этом можно попросить детей, хорошо справляющихся с лепкой предметов, а в некоторых случаях и тех ребят, которые плохо справляются с заданием, чтобы они поверили в свои силы. Это дает возможность активизировать мысль детей, они начинают более четко представлять ход работы и действия с соленым тестом.
Также большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. Для этого воспитатель показывает, как делить комочек теста, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера.
III этап – объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие технические приемы должны использовать, чтобы вылепить предмет. В процессе работы воспитатель помогает запомнить названия способов лепки.
Показ способа изображения - это наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве. Полный показ используется в тех случаях, когда дети овладевают новым способом лепки, новым техническим навыком. Первый показ производится в медленном темпе, второй быстрее. Пояснения во время показа должны быть краткими, точными и вместе с тем выразительными.
После объяснения начинается самостоятельная практическая деятельность детей. Воспитатель может помочь тем, кто затрудняется, показывает прием лепки предмета еще раз. Продолжительность 20 мин. (физминутки 3-5 мин.)
Заключительная часть.
За 5 минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом. Так воспитывается внимательность, вырабатывается чувство времени.
В конце занятия проводится анализ работ. Воспитатель первое время дает свой образец анализа. При анализе работ воспитатель отмечает не только их положительные стороны, но и указывает на общие ошибки. Затем к анализу работ воспитатель привлекает детей.
В основном воспитатель сам анализирует качество выполненных работ, но и предлагает детям рассказать, как вылеплена форма, переданы ее строение и пропорции, прочно ли соединены части. Продолжительность 3-5 мин.
Способы лепки
1. Конструктивный– лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный– из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Приё мы лепки:
скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Организация образовательного процесса
При организации игр-занятий воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения
Программа по дополнительной образовательной услуге «Мукасолька» обеспечена учебно- методическим комплектом, работа над совершенствованием которого ведется постоянно воспитателем.
В комплект входят:
-- программа по дополнительной образовательной услуге «Мукасолька»;
-- комплексно-тематическое планирование;
-- методические пособия по лепке из соленого теста.
Кроме этого для успешной реализации программы необходимы :
• Групповое помещение;
• Материалы и инструменты;
Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы:
- образцы поделок (шаблоны);
- соленое тесто;
- скалки;
- стеки, формочки;
-клеенки, салфетки;
-картон;
- разнообразный дополнительный материал для декорирования поделок;
-гуашь и кисти.
3.2. Перечень методической литературы, необходимой для реализации Программы
1. Изольда Кискальт «Солёное тесто : увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
3. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
4 Н. Б. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с. : ил. – (Золотая библиотека увлечений).
5. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада /).
6. Глебова И. Ю., Тупичкина Е. А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.
7. Глебова И. Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. - Детский сад от А до Я, 2011.
8. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М. :ТЦ «Сфера», 2000
3.3. Режим организации занятий
Сроки реализации дополнительной образовательной услуги: декабрь-май учебного года.
Количество занятий в год: 24
График организации занятий на 2016-2017 учебный год
НАЗВАНИЕ УСЛУГИ ДЕНЬ НЕДЕЛИ
"Мукасолька" Вторник 18.00- 18.30
В свободное от занятий время проводится индивидуальная работа по закреплению навыков лепки с детьми, пропустившими занятия по болезни.
3.4. Список детей
№ п/п Ф. И. ребенка Дата рождения
1 Беликова Анастасия 16.11.12.
2 Довидович Инга 01.03.12
3 Ефремочкина Анастасия 05.10.12
4 Земченковамария 19.02.12
5 Кабанов Тимофей 10.09.12
6 Ковалев Тимур 19.04.12
7 Козина Софья 12.09.12
8 Митина Нелли 11.06.12
9 Нехитров Александр 01.03.12
10 Орехова Диана 05.10.12
11 Сенин Андрей 16.08.12
12 Соколов Дмитрий 19.02.13
13 Сомонова Милана 26.07.12
14 Фатеева Арина 29.09.12
15 Чернышов Андрей 13.01.13
16 Шамаева Мирослава 25.10.12
ПРИЛОЖЕНИЕ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
общеобразовательной программы
"Мукасолька"
МБДОУ детского сада № 51 "Мотылёк" г. Брянска
на 2016-2017 уч. год
Возрастная группа Форма проведения Количество занятий (в неделю/месяц)
Объем нагрузки в часах и минутах
средняя групповая 1/4
(30/120)
Итого 24
(12 ч)
Учебный план занятий (на год)
МБДОУ детского сада № 51 "Мотылёк" г. Брянска на 2016-2017 уч. год
№ п/п. Количество занятий
Виды занятий Количество часов
Лепка 16
Художественная роспись готовых изделий
Декорирование изделий
10
Беседы об изобразительном искусстве и красоте
вокруг нас
4
Творческие отчеты, выставки
2
ИТОГО: 32
Результатом освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы "Мукасолька" являются сформированные умения и навыки, качества, которые дошкольники продемонстрировали в своих работах. коллективная работа, + конспекты описать.
Мука - 300г (2 чашки)
Соль – 300г (1 чашка)
Вода – 200мл.
Способы приготовления теста
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымесить до однородного состояния как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
Преимущества солёного теста
-легко отмывается и не оставляет следов
- безопасно при попадании в рот
- ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Правила при выборе темы
1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любую работу кружка, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети средней группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Памятка для воспитателей
1. Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
2. Не сдерживайте инициативы детей;
3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
4. Не спешите с вынесением суждений;
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.