Айман Кадеровна Маманова
Программа кружка «Цветик-разноцветик» по системе М. Монтессори для детей с 2–3 лет
▼ Скачать +Заказ
«Цветик - разноцветик»
по системе
М. Монтессори
с использованием нетрадиционных техник
в рисовании
Воспитатель:
Маманова А. К.
Программа кружка «Цветик - разноцветик» по системе М. Монтессори
для детей с 2- 3 лет
Пояснительная записка.
Публикация «Программа кружка „Цветик-разноцветик“ по системе М, Монтессори для детей с 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Дети «мыслят руками» : не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Главная цель: «Помоги мне это сделать самому».
Каждое упражнение имеет две цели – прямую и косвенную. Первая служит актуальному движению ребенка, вторая – работе на будущее.
Познакомить детей раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования
Задачи:
1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.
2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.
3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.
4. Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас.
5. Развивать математическое мышление, навыки счета.
6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
7. Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой окружающего мира. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого и различать явления природы. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
8. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.
9. Развивать мелкую моторику, внимание, речь, память, мышление и воображение.
10. Воспитывать у детей стремление к достижению результата, аккуратность, интерес и положительное отношение к рисованию.
Средства реализации программы кружка.
1. Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:
- Зона практической жизни.
- Математическая зона.
- Сенсорная зона.
- Зона развития речи.
- Зона науки. (окружение)
2. Усвоение следующих правил поведения в группе во время занятий кружка :
- По группе не бегаем, а ходим;
- Не кричим, а говорим;
- Не мешаем друг другу;
- Взял материал, поработал, положи его на место;
- Начал дело, закончи его.
3. Показ действий с материалом (упражнения по развитию родного языка через трехступенчатый устный урок) :
I ступень – устанавливается связь между предметом и его названием, т. е. педагог указывает на предмет и четко произносит его название.
II ступень – педагог называет предмет, ребенок указывает его и дает педагогу.
III ступень – педагог указывает на предмет и просит назвать его.
Таким образом пассивный словарь становится активным.
4. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.
5 Свободная самостоятельная деятельность.
Предполагаемый результат
К концу года дети могут:
- самостоятельно взаимодействовать с предметами;
- реализовывать свое право на свободный выбор материалов;
- выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
- получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;
-находить свои ошибки и исправлять их;
- сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;
- самостоятельно убирать материалы на свое место.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю продолжительностью 15 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32 занятия.
Перспективно - тематическое планирование для детей I младшей группы (с 2 до 3 лет) на 2019-2020 учебный год
№ п/п
Дата
Тема занятия
Цели
Материал
1
декабрь
«Была лужа — и нет ее»
Подготовка к практической жизни (умение собирать воду губкой)
две чашки (одна с водой, другая пустая, ложка, поднос.
2
«Нарядное платье».
учить детей рисовать ватными палочками, знакомить с зеленым цветом, закреплять красный, желтый цвета, формировать интерес и положительное отношение к рисованию
Гуашь зеленого, красного, желтого цвета, ватные палочки,бумага,салфетки
3
«Чудесный мешочек»
Развитие тактильных ощущений и чувства объема. Расширение словаря.
Мешочек, в котором лежат маленькие предметы (камешек, карандаш, монетка, шишка, тряпочка, бусинка, шарик, бумажная салфетка, бутылочка и др.).
4
«Снежок порхает, кружится».
учить создавать образ снегопада, знакомить с белым цветом, закреплять приемы рисования ватными палочками, освоить новые приемы (двуцветные отпечатки, цветовые аккорды) (ист. И. А. Лыкова, стр. 40)
Гуашь белого цвета, ватные палочки,салфетки.
5
«Кто где живет»
Знакомство с жилищем различных животных, птиц, людей.
Три ярко окрашенные картины- вкладыши (например, «двор», «лес», «саванна»).
6
«Расписной платочек»
учить детей рисовать ватными палочками, закреплять знание цветов, знакомить с синим цветом, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Гуашь синего цвета, ватные палочки, салфетки.
7
«Русский мишка» (шнуровка)
Умение собирать одежду, шнуровать и завязывать бантики.
Картонный мишка, детали одежды, шнурки.
8
«Шарики на елочке»
учить детей рисовать ватными палочками, закреплять знание цветов; повысить эмоциональный тонус детей в ожидании праздника, учить работать в коллективе (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 44)
Гуашь, ватные палочки, салфетки.
9
«Собери человека»
Знакомство с частями тела человека.
Фигурки мальчика и девочки, состоящие из отдельных частей (голова, туловище, руки, ноги, выполненных из ДВП.
10
Январь
«Веселый снеговик» (сотворчество детей и воспитателя)
учить детей рисовать красками тычками разной величины, закреплять белый цвет, формировать интерес и положительное отношение к рисованию
Гуашь белого цвета, кисточки, салфетки
11
«Найди такую же картинку»
Развивать запоминание, активизировать словарь. Развивать чувство цвета, умение ориентироваться в пространстве.
Парные картинки.
12
«Снежная улица».
учить детей рисовать тычком, создавая образ снегопада, развивать творчество, воображение и чувство композиции
Гуашь белого цвета, кисточки, салфетки
13
«Розовая башня»
Формирование понятий «большой – маленький».
Розовая башня из 10 кубов разных размеров.
14
«Желтые цыплятки»
учить детей рисовать красками тычком, дорисовывать изображение пальчиками или ватными палочками
Гуашь белого цвета, кисточки, салфетки, ватные палочки.
15
«Перелей в кувшин»
Развитие координации движений, глазомера. Закрепление навыков практической жизни.
Кувшин, поднос, тряпка, вода, губка.
16
«Цветик - семицветик».
учить детей рисовать ладошками, развивать эстетическое восприятие
Гуашь разного цвета, салфетки, кисточки.
17
февраль
«Знакомство с магнитом»
Развитие координации движения, моторики. Закреплять знания о свойствах магнита.
Магнит, разные мелкие предметы.
18
«Кубики для малышей»
учить детей рисовать при помощи штампа (пенопласт или деревянные кубики, закреплять цвета, развивать умение располагать отпечатки по всему листу бумаги (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 55)
Гуашь, штамп, салфетки
19
«Шумовые баночки»
Развитие восприятия и дифференциации шумовых различий.
12 парных баночек с одинаковым шумом: 6 –с красной крышкой, 6- с голубой.
20
«Разноцветные мячики»
учить детей рисовать при помощи штампа (морковь, закреплять цвета, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать мелкую моторику (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 57)
Гуашь, штамп, салфетки
21
«Была лужа – и нет ее»
Подготовка к практической жизни (умение собирать воду губкой).
Губка, две мисочки.
22
«Высокая и низкая башни».
учить рисовать при помощи штампа (деревянные кубики, формировать умение различать высоту предмета
Гуашь, штамп, салфетки
23
«Пересыпаем ложкой»
Развитие координации движений, аккуратности, подготовка к практической жизни.
Две чашки (одна с крупой, другая пустая, ложка, поднос.
24
«Рыбки в аквариуме» (сотворчество детей и воспитателя)
продолжать учить детей рисовать с помощью штампа, ориентироваться на листе бумаги, располагая отпечатки определенным образом относительно друг друга
Гуашь, штамп, салфетки
25
Март
«Букет для мамочки» (сотворчество детей и воспитателя)
учить детей рисовать при помощи штампа (морковь или картофель, развивать творчество, воображение и чувство композиции, приучать работать в коллективе.
Гуашь, штамп, салфетки
26
«Волшебное сито»
Развитие координации движений, аккуратности (отделение крупной крупы от мелкой, пользуясь ситом).
Мисочка с перемешанными вместе манкой и перловой крупами, сито, пустая мисочка и чашка под перловку, поднос, совочек.
27
«Спрячь зайку».
учить рисовать гуашью с использованием губки, формировать интерес и положительное отношение к рисованию (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 39)
Губки, гуашь, салфетки.
28
«Готовим лекарство»
Формирование понятий «сладкий – кислый – горький». Развитие вкусовых ощущений.
Кувшин с водой, стакан, ложки, вещества, которые растворяются в воде (лимонная кислота, пищевые красители)
29
«Лисичка - сестричка»
учить рисовать трафаретом, формировать положительное отношение к рисованию
Трафареты, гуашь, салфетки
30
«Лепим колобки»
Развитие мелкой моторики, фантазии.
Пластилин, глина или соленое тесто, дощечки. Гуашь, штамп, салфетки
31
«Разноцветный платок».
учить детей рисовать по-мокрому, закреплять знания основных цветов, знакомить с оттенками, формировать положительное отношение к рисованию (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 38)
Трафареты, гуашь, салфетки
32
«Собери все бусинки»
Развитие мелкой моторики, способности концентрировать внимания. Закрепление знания цветов.
Бусины разного цвета, шнурок.
33
«Красивый чайник в горошек»
закреплять навык рисования пальцами; формировать знания о чайной посуде, различение красного и желтого цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Гуашь, кисти, салфетки
34
апрель
«Пасхальное яичко»
Цель: продолжать учить рисовать с помощью штампа (разрезанный картофель, закреплять знание цветов (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 57)
Гуашь, кисти, салфетки
35
«Взбиваем крем»
Развитие движений руки. Тренировка мышц кисти руки.
Глубокая или средних размеров пиала, венчик, шампунь или жидкое мыло.
36
«Желтые одуванчики на полянке».
познакомить детей с новой техникой рисования смятой бумагой, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Гуашь, кисти, салфетки
37
«Солнышко, свети»
Развитие трех основных пальцев (большого, указательного и среднего).
Корзинка с разноцветными прищепками.
38
«Маленький ежик четверо ножек»
продолжать знакомить детей с техникой рисования мятой бумагой, развивать умение дорисовывать изображение с помощью пальчиков
Гуашь, кисти, салфетки
39
«Знакомство с цветом» (цветные капельки)
Визуальное знакомство с основными цветами.
Подставочки для воды, пипетки.
40
«Воздушные шарики»
продолжать учить рисовать с помощью штампа, познакомить детей с техникой монотипия, развивать творчество, воображение (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 57)
Гуашь, кисти, салфетки
41
«Разбери зернышки» (2 вида)
Развитие тактильных ощущений и чувства объема.
Большая менажница, разные по величине зернышки (фасоль, горох).
42
«Рыбки плавают в водице».
учить детей рисовать ладошками, дорисовывать изображение пальчиками, уточнять и закреплять цвета
Гуашь, кисти, салфетки
43
май
«Чем пахнет»
Развитие чувства обаняния.
Коробочки с остро пахнущими веществами (кофе, апельсин, чеснок, духи).
44
«Праздничный салют» (сотворчество детей и воспитателя)
учить рисовать огни салюта приманиванием тампоном, тряпочкой, пробкой, познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – набрызг, формировать интерес и положительное отношение к рисованию (ист. кн. И. А. Лыкова, стр. 77)
Тампон, гуашь, салфетка
45
«Семья»
Классификация домашних животных, выделение одной группы.
Карточки – 9 семей домашних животных, 9 семей диких животных.
46
«Цветочная поляна».
продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальчиков, закреплять знание цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Гуашь, кисти, салфетки
47
«Коричневая лестница»
Формирование понятий «толстый – тонкий).
10 деревянных коричневых призм, длина каждой 10 см, боковые стороны – квадраты от 1 до 10 см.
48
«Колеса для поезда»
продолжать учить детей рисовать красками при помощи тычка, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
49
«Красные штанги»
Формирование понятий «длинный – короткий».
10 красных деревянных штанг: самая короткая -10см, самая длинная - 1м.
50
«Мухомор»
знакомить с техникой рисования пипеткой, учить равномерно располагать точки по поверхности шляпки гриба, развивать интерес к рисованию
Пипетка, гуашь.
Литература
1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /Серия «Педагогика детства». Сост. М. В. Богуславский. — М. : ИД «Карапуз», 2002 г.
2. Бауэр Б. Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. — М., 2002.
3. Школа Монтессори. Часть 1 (Школа для малышей) / Под ред. Е. А. Хилтунен. — М. : «Мастер», 1992.
4. Сорокова М. Г. Монтессори-педагогика. Вопросы теории и методики. — СПб., «Дошкольное воспитание», 1999, №10; 2000, №10; 2000, №12.
5. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори // «Ребенок в детском саду». 2000, №5; 2000, №6.
6. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори // «Дошкольное воспитание», 2000, №11.
7. Побережникова А. Космическое воспитание // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.
8. Любина Г. О формах и организациях работы по развития речи // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.
9. Любина Г. Разговор как психотерапевтическое средство // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.
10. Любина Г. Монтессори-педагогика // «Ребенок в детском саду». 2003, №2.
11. Любина Г. Игра — это работа ребенка над самим собой // «Ребенок в детском саду». 2003, №6.
Для родителей
1. Тесты для детей 2-3 лет. Развитие сенсорики
2. Тимошенко Е. И. "Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний. Заметки для родителей".
3. Хилтунен Е. А. "Практическая Монтессори-педагогика : книга для педагогов и родителей".
4. Элизабет Хейнсток "Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома".