Анна Вшивкова
Программа краткосрочной образовательной практики «Занимательные опыты с водой» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96»г. Перми
Занимательные опыты с водой
(Экспериментирование)
Программа краткосрочной образовательной практики
для детей старшего дошкольного возраста
(три встречи)
Автор:
Воспитатель
Вшивкова Анна Владимировна
Пермь, 2018 год
Аннотация для родителей
Публикация «Программа краткосрочной образовательной практики „Занимательные опыты с водой“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Краткосрочная образовательная практика «Занимательные опыты с водой» активизирует познавательный интерес ваших детей, научит их проведению опытов с водой, прививает интерес к экспериментальной деятельности.
Цель: формирование умения детей проводить опыты с водой, расширить их знания о воде и ее свойствах.
Задачи:
- познакомить детей с простыми опытами с водой с использованием разного оборудования для экспериментирования, в доступной и понятной для ребенка форме объяснить некоторые физические явления;
- активизировать интерес детей к экспериментированию при условии добавления в воду лаков для ногтей;
- формировать умение действовать по схемам, самостоятельно проводить опыты;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы в процессе экспериментирования.
Количество встреч: 3
Количество детей : 12 человек
Оборудование:
1 встреча: Ведро или таз, стакан, вода для проведения опыта.
2 встреча: Вода, стакан, бинт или марля, резинка для проведения эксперимента.
3 встреча: Лак для ногтей разных цветов, таз, перчатки, белая или прозрачная чашка, зубочистка или спичка, вода для проведения работы.
Ожидаемый результат:
Воспитанники понимают, как ведет себя вода в различных условиях, умеют самостоятельно использовать ее свойства в практической деятельности.
Тематический план занятий
№ встречи Тема
Задачи Содержание
1 Воздуш-ный колокол
Этот простой и наглядный опыт поможет понять детям основные свойства двух сред – воды и воздуха. Познакомиться с понятием «воздушный колокол». Наберите в ведро или тазик воду. Ее должно быть столько, чтобы стакан мог погрузиться в жидкость полностью. Когда вода набралась, медленно опускайте стакан в жидкость донышком вверх. Старайтесь держать его как можно ровнее, хотя это не так просто. Подержите свой воздушный колокол под водой некоторое время, а потом чуть-чуть наклоните его в любую сторону. Понаблюдайте что происходит.
2 Ткань и вода
Опыт позволяет познакомить детей с понятиями : сила поверхностного натяжения воды, водяная пленка, и атмосферное давление. Опыт лучше проводить над раковиной или тазиком. Взять марлю и переложить ее в 6-7 слоев, чтобы получилась прямоугольная тряпочка, которая сможет накрыть стакан. Закрепить ее на пустом стакане резинкой.
Налить пол стакана воды через марлю. Жидкость без труда пройдет сквозь ткань и заполнит сосуд. Затем резко перевернуть стакан над тазом или раковиной и понаблюдать что произойдет.
3 Узоры на воде.
В основе этого эксперимента два физических свойства жидкости – поверхностное натяжение воды и ее плотность (вещества легче воды остаются на ее поверхности).
Наглядно показать это детям. Наберите в таз холодную воду. Поставьте емкость на ровную поверхность и дождитесь покоя среды. Возьмите лак для ногтей. Чем больше будет цветов, тем интереснее. Аккуратно капните в воду немного лака из одной бутылочки. Цветная капля растечется по поверхности округлым пятном. Возьмите лак другого цвета и капните в центр этого пятна. Получится уже 2 цветные кляксы. Перепробуйте все цвета, а потом зубочисткой перемешайте их межу собой. Цвета не смешаются, но контуры пятен будут причудливо изменяться.
Теперь наденьте перчатки, возьмите белую или прозрачную чашку и опустите ее дном в центр своего цветного рисунка. Немного подержите ее там, а затем резко достаньте. Затем подождите, пока она высохнет и посмотрите что получилось.
Конспект встречи 1
На этом примере мы можем наблюдать сразу несколько физических процессов.
Вопрос: Почему в стакан не проникает вода? (Ответы детей).
Вода не попадает в стакан, потому что этот объем уже занят другой средой – воздухом. Пусть в жизни мы не можем видеть газ, которым дышим, - он окружает нас повсюду. Если словить его в колокол и погрузить в воду, он не пропустит жидкость в свое пространство из-за разности давлений. Самые первые водолазы использовали это свойство воздуха для прогулок под водой.
Однако воздух очень легкий газ. Он стремится наружу из такой плотной среды, как вода. Отсюда возникает сопротивление, которое мы испытываем при погружении воздушного колокола в воду. Как только воздух получает лазейку, он тут же вырывается через нее наружу. Воду он проходит в виде пузырька, а на поверхности соединяется с воздухом. А освободившуюся часть объема внутри стакана быстро занимает вода.
Конспект встречи 2
Когда все готово к проведению эксперимента, педагог предлагает детям проверить хорошо ли закреплена резинка на стакане? И резко перевернуть стакан над тазом и наблюдать, что произойдет.
При опрокидывании стакана часть воды выльется наружу. Но часть жидкости останется внутри.
Вопрос: Почему так происходит? Почему обыкновенная марля стала непреодолимой преградой для воды? (Ответы детей).
Здесь мы наблюдаем два физических свойства:
- вода не выливается благодаря разному атмосферному давлению. Ее массы внутри стакана недостаточно, чтобы пересилить давление воздуха снаружи. Излишек воды, который был в состоянии покинуть сосуд, вылился, а жидкость, что осталась, не может преодолеть барьер атмосферного давления.
- но вода легко выплеснулась бы наружу, если бы давлению не помогала… сила поверхностного натяжения! Марля имеет видимые даже невооруженным глазом сквозные проходы. Част воды, которая вылилась наружу, задержалась в ткани и плотно закупорила путь наружу. Сила поверхностного натяжения, которая действует при образовании водяной пленки, способна удержать оставшуюся воду в стакане.
Конспект встречи 3
Педагог предлагает детям рассмотреть, что же получилось на дне чашки? Мы видим оригинальный рисунок.
Вопрос: Как можно это объяснить? (Ответы детей).
В основе этого эксперимента два физических свойства жидкости. В состав лака для ногтей входи много веществ. Но все они легче воды, поэтому остаются на поверхности. В свою очередь, вода обладает свойством поверхностного натяжения. Увидеть, как оно работает, можно в момент рисования зубочисткой – лак будет не просто плавать, а буквально лежать на воде. Ну а за счет того, что в состав лака входят различные полимеры, он способен переходить на разные поверхности, пока находится в жидком состоянии. В каплях воды нет клеящихся примесей, поэтому она свободно стечет с чашки.
Список литературы:
1. М. Султанова «Простые опыты с водой для дошкольников». Хатбер. 2014.
2. В. Зарапин, А. Караваева «Научные опыты с водой». Эксмо. 2014.
3. Г. П. Тугушева, ЕА. Чистякова «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Детство-Пресс. 2016.
4. https://childage.ru/dosug/chem-zanyat-rebenka/opyityi-dlya-detey-5-6-let-v-detskom-sadu.html