Парфененкова Ирина
Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок». Продолжение
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 3. «Песочная лаборатория».
I. Вводная часть. Ритуал начала занятия. Игра – приветствие «Ты мне нравишься»».
II. Основная часть.
Педагог-психолог: «Сегодня мы продолжим знакомство с волшебной песочной страной. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал».
Ритуал «входа» в Песочную страну : «Вокруг себя повернись, в Песочной стране очутись»
Публикация «Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов песочной терапии „Волшебный песок“, Продолжение» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Дети проговаривают слова, поворачиваются вокруг себя.
Педагог-психолог: Ребята, я хочу вам рассказать, что произошло сегодня утром! Захожу я в группу, а на столе стоит посылка. Вам интересно узнать, что там?
Ответы детей (да).
Педагог-психолог: Ой, что это? (показывает, что находится в посылке.).
Ответы детей (песок)
Педагог-психолог: :Ребята, как вы думаете, что такое песок? Какого он цвета? Какой он? Кто что интересного может рассказать о песке?
(Дети отвечают на вопросы, рассказывают о песке из личного опыта.)
Педагог-психолог: Песок — очень интересный материал, из него можно построить замки и башни, а еще на песке можно отпечатать следы. Хотите оставить следы на песке?
Ответы детей (да)
Педагог-психолог: Тогда проходите к песочнице.
(Дети подходят к песочнице.)
Педагог-психолог: При помощи чего вы можете сделать следы?
Ответы детей (кулачками, пальцами, ладошками, ребром ладони).
(Затем дети «оставляют следы» на песке.)
Педагог-психолог: Что вы почувствовали?
Ответы детей (песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий)
Педагог-психолог: Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы это определили?
(Ответы детей.)
Педагог-психолог: Ребята, в посылке находился ещё и свёрток. (разворачивает только половину свёртка и показывает детям.) Что вы видите?
Ответы детей (песок)
Педагог-психолог: О каком именно песке идёт речь? Непонятно… ведь песок можно увидеть везде. Ребята, где в природе встречается песок?
Ответы детей (на берегу моря, реки, озера, в карьере, в песочнице, на участке)
Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, нам подскажет животное, нарисованное в послании. (Внизу страницы нарисован верблюд.)
Ответы детей (песок из пустыня)
Педагог-психолог: Как вы догадались?
Ответы детей (Верблюд — это житель пустыни. Ему не страшна жара, он очень выносливый и сильный)
Педагог-психолог: Ребята, а вы знаете почему верблюда называют «кораблём пустыни»? Верблюды также как и корабли не требуют питания, а выполняют те же функции. Кроме этого бескрайние пески пустынь напоминают море, только другого цвета. И верблюды, точно так же как и корабли, бороздят просторы песчаных морей.
Педагог-психолог: Всё верно, это песок из пустыни. Пустыня, от слова «пусто». Здесь нет больших деревьев, только колючки. да кактусы. Кругом пески.
Педагог-психолог: Это можно проверить. И, кажется, я знаю как! Я предлагаю стать вам учёными-исследователями и отправиться в сказочную лабораторию. Вы согласны? Но времени у нас не так много. И об этом нам будут напоминать песочные часы. Итак. представьте себе, что вы превратились в исследователей песка.
Педагог-психолог: Добро пожаловать в лабораторию. Присаживайтесь на свои места. Давайте начнем опытно-экспериментальную деятельность с изучения песка.
(На столе у детей стоят контейнера с песком, стаканчики с песком, лежат палочки и лупы.)
Опыт № 1: «Из чего состоит песок?»
Педагог-психолог: У вас на тарелках насыпан песок. Возьмите лупы и рассмотрите его. Из чего он состоит? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Дети делают вывод: Песок состоит из мелких камешков, песчинок, которые имеют разную форму, окраску и размер.
Опыт № 2: «Легко ли сыпется сухой песок?»
Педагог-психолог: Берём стаканчики и начинаем пересыпать песок. Легко ли сыпется песок? Дети делают вывод: Песок сыпется легко и рассыпается на песчинки. Это подтверждает и другой опыт.
Опыт №3
Педагог-психолог: Выберите себе палочку, представьте, что это нога, и попробуйте «пройтись по песку». Что произошло? (Дети ставят эксперимент и убеждаются, что палочка-нога провалилась, потому что песок рассыпчатый, ноги в него проваливаются.
(Дети ставят эксперимент и убеждаются, что палочка-нога провалилась.)
Педагог-психолог: Дети. Ответьте на вопрос? Можно ли в пустыни проложить постоянную дорогу?
Ответы детей (Нет. Потому что песок рассыпчатый и находится в постоянном движении).
Педагог-психолог: Мы с вами поработали, а сейчас предлагаю отдохнуть. Даже в лаборатории существуют небольшие перерывы.
Физкультминутка.
Вот желтая страница –
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несётся, как волна.
Неведомо откуда,
Неведомо куда.
Бредут по ней верблюды-
Степные поезда.
А ветер носит тучи
Горячего песка.
Идёт песок летучий
На приступ, как войска.
Педагог-психолог: Дети, пустыню можно назвать «морем песков»?
Ответы детей (Да, можем) .
Педагог-психолог: Конечно можно. Только вместо воды, бескрайние просторы песков. Давайте представим, что мы с вами животные, которые 4 дня уж без воды. Как вы думаете, какие эмоции мы будем испытывать?
Ответы детей (грусть, печаль).
Педагог-психолог: Верно. Я предлагаю эти эмоции выразить на песке. В виде смайлика, грустного смайлика. Вы согласны?
Ответы детей (да).
Педагог-психолог:
Море волнуется раз…
Море волнуется два…
Море волнуется три эмоция грусти, печали замри.
(Рисование грустного смайлика на подносе с песком).
Педагог-психолог: Ну, вот наконец-то, мы видим оазис, утолили свою жажду. Что при этом мы испытываем. Какие эмоции?
Ответы детей (радость).
Педагог-психолог:
Море волнуется раз…
Море волнуется два…
Море волнуется три эмоция радости замри.
(Рисование весёлого смайлика на подносе с песком).
Педагог-психолог: Ребята, как интересно в этой лаборатории! Мне захотелось загадать вам загадку: «Они живут только в прохладное время года, когда в пустыне больше влаги, ранней весной или поздней осенью?» Что это?
Ответы детей (Это кактусы).
Педагог-психолог: Что это за растения? Чем кактусы отличаются от других растений? Расскажите мне о них.
(Рассказы детей.)
Педагог-психолог: На что похожи кактусы, с кем можно их сравнить?
Ответы детей (Кактусы похожи на ежиков).
Педагог-психолог: Кактусы — это настоящие деликатесы. Из них готовят варенье, их жарят, пекут, тушат, варят суп. А кроме кактусов в пустыне есть и другие необычные растения. Вспомните, у каких растений нашей местности, вместо листьев иголочки?
Ответы детей.
Педагог-психолог: Даже художники используют в своей работе песок. Давайте с помощью песка раскрасим этих животных. Сейчас каждый из вас выберет себе понравившийся рисунок. Теперь намажьте клеем рисунок и насыпьте на лист песок. Стряхните лишний песок, и вы увидите животное пустыни. У кого что получилось? Вам понравились ваши работы?
Ответы детей.
III. Заключительная часть.
Педагог-психолог: Пришло время возвращаться в детский сад. Произносим волшебное заклинание : «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись».
Дети произносят слова, поворачиваются вокруг себя.
Ритуал окончания занятия.
Педагог-психолог: Теперь мы снова пустим по кругу клубочек, и держась за ниточку, вспомним, куда мы сегодня попали, что делали на занятии, что именно нам понравилось.
- До следующей встречи!
Занятие 4. «В гостях у песочной феи»
I. Вводная часть. Ритуал начала занятия. Игра – приветствие «Ты мне нравишься»».
II. Основная часть.
Вход в сказочную ситуацию.
Педагог-психолог: «Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?»
(Ответы детей).
Педагог-психолог: «Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто- то из вас знает волшебные слова из сказок?»
(Ответы детей).
Педагог-психолог: «Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:
Песочная фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Сердце свое для добра распахни!
Педагог-психолог: «Вот мы и очутились в сказочной стране. Педагог-психолог берет куклу - Песочную фею и говорит : Ребята, посмотрите фея очень грустная… Давайте я спрошу у феи, что случилось? Педагог делает вид, будто фея говорит ему что-то на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…
Педагог-психолог: «Фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.
Педагог-психолог: Ребята, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее страну?»
(Ответы детей).
Педагог-психолог: «Спасибо, что вы согласились помочь фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба».
Ритуал «входа» в Песочную страну : «Вокруг себя повернись, в Песочной стране очутись»
Дети и педагог-психолог проговаривают слова, поворачиваются вокруг себя.
Педагог-психолог : «А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, cлышать, говорить».
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Педагог-психолог: «Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами возьмем друг друга за руки, закроем глаза и произнесем заклинание
Песочная фея нам помоги,
В темницу друзей заточили враги,
Взмахнем нашей кисточкой
Раз, два и три,
И наших друзей мы спасем из беды
Педагог-психолог предлагает детям взять кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить друзей из темницы. Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.
Педагог-психолог: «Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.
Педагог-психолог: Ребята, мы спасли жителей Песочной страны, но посмотрите вокруг все разрушено. Нам с вами предстоит все создавать сначала. Посмотрите на песок, он какой?
Ответы детей (сухой)
Педагог-психолог: «А из сухого песка можно что – нибудь построить?»
Ответы детей (нет)
Педагог-психолог: «Но нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому (растениям, птицам, животным, людям) для жизни?»
Ответы детей (вода)
Педагог-психолог: «Конечно, вода. Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные».
Упражнение «Песочный дождик».
Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.
Педагог-психолог: «Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок».
Педагог-психолог: Ребята, пришло время нам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Хватит спать».
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем —
Раз-два-три-четыре-пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)
Педагог-психолог: Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну мы так и не прогнали и не победили!
Упражнение «Победитель злости».
Педагог-психолог: «Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник?»
Ответы детей: (злой, не любит детей, не хороший)
Дети по примеру педагога делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот
Педагог-психолог: «Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова : «Прогоняем злость, приглашаем радость».
Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар.
Педагог-психолог: Теперь медленно выравните поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!»
Упражнение «Узоры на песке»
Педагог-психолог: «Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру. Вы любите рисовать?»
Ответы детей.
Педагог-психолог : «Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Педагог рисует узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумайте свой узор, рисунок
Педагог-психолог: Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?»
Ответы детей.
Педагог-психолог: «Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н. Королевой «Маленькая страна»). Посмотрите, что расколдовали еще. Педагог протягивает детям коробочки с растениями (деревьями, цветами); различными зданиями, постройками; животными.
Дети расставляют предметы на песке.
Педагог-психолог: «Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники! А нам пора возвращаться».
III. Заключительная часть.
Педагог-психолог: «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись».
Дети произносят слова, поворачиваются вокруг себя.
Педагог-психолог: «Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, спасли жителей Песочной страны, оживили саму страну! Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного. Сами приготовили влажный песок. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков.
Ритуал окончания занятия.
Педагог-психолог: Теперь мы снова пустим по кругу клубочек, и держась за ниточку, вспомним, куда мы сегодня попали, что делали на занятии, что именно нам понравилось.
- До следующей встречи!
Занятие 5. «У ёлочки»
I. Вводная часть. Ритуал начала занятия. Игра – приветствие «Ты мне нравишься»».
II. Основная часть.
Педагог-психолог: «Сегодня мы продолжим знакомство с волшебной песочной страной. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал».
Ритуал «входа» в Песочную страну : «Вокруг себя повернись, в Песочной стране очутись»
Дети проговаривают слова, поворачиваются вокруг себя.
Педагог-психолог: Послушайте загадку и догадайтесь, без чего не может быть Нового года.
Пышная красавица
Всем ребятам нравится,
Так блестит ее наряд:
Бусы, шарики горят,
И снежинки на иголках.
Это праздничная…. (ёлка)
Педагог-психолог: Совсем скоро наступит праздник - новый год. Подскажите мне, без чего не может быть Нового года?
Ответы детей (без подарков, без Деда Мороза)
Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы побываем в гостях у новогодней елочки. Попасть к ней нам поможет Волшебный экран. Как только зазвучит музыка, мы закрываем глаза и делаем глубокий вдох.
Упражнение «Опиши ёлочку»
Дети стоят возле искусственной елочки.
Педагог-психолог: Вот мы и очутились у Новогодней ёлочки.
(убрать платок с искусственной ёлочки) .
- Ребята подойдите к ней. Посмотрите, какая она красивая.
- А какая она по цвету? (Зеленая).
- А какая она по форме? (Треугольная).
- А какая она на ощупь? (Колючая).
- Из каких частей состоит елочка? (Ствол, ветки, иголки.)
Педагог-психолог: Наша елочка озорница и выдумщица. Она любит встречать гостей, играть и веселиться с ними. И сегодня с нами она тоже хочет поиграть.
Упражнение «Найди восемь отличий»
Дети ищут отличия между елочками-подружками, которые нарядились на новогодний праздник.
Упражнение «Лабиринт «Помоги Деду Морозу»
Педагог-психолог: Нашей Ёлочке нравится с вами играть, и она просит вас теперь помочь Дедушке Морозу подготовиться к Новому году.
Слушайте внимательно задание: Помоги Деду Морозу дойти до мешка с подарками.
Дети проходят лабиринт.
Педагог-психолог: Спасибо, все ребята молодцы, помогли Дедушке Морозу подготовиться к празднику.
Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем на песке».
Педагог-психолог: Ребята, у нашей ёлочки есть волшебный световой стол. Подойдите, пожалуйста, к нему. Мы сегодня поиграем в необычную игру. Я стишок вам прочитаю – Слово в нем не доскажу. Вам же надо это слово На песке нарисовать. Итак, я читаю вам стишок, а ответ вы рисуете на песке.
Педагог-психолог: Правильно вы отгадали. Понравилось вам рисовать на песке?
Ответы детей.
Физкультминутка «Ёлка»
Горит огнями елочка,
Под нею тени синие, (поднимаем руки вверх)
Колючие иголочки,
Как будто в белом инее (опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие
Повсюду зажигаются. (наклоны вправо, влево)
Во всех домах,
По всей стране ребята улыбаются (ходьба на месте, улыбка)
Упражнение «Украсим песочную елочку»
Педагог-психолог: А теперь давайте поможем Ёлочке подобрать наряд к празднику и нарядим ее.
Педагог-психолог: Пришло время возвращаться в детский сад. Произносим волшебное заклинание : «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись».
Дети произносят слова, поворачиваются вокруг себя.
Ритуал окончания занятия.
Теперь мы снова пустим по кругу клубочек, и держась за ниточку, вспомним, где мы сегодня были, кому помогали подготовиться к Новому году, какое задание было самым интересным?
- До следующей встречи!