Наталья Алтунина
Социализация личности дошкольника посредством ознакомления их с различными профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад» №9 «Радуга»
Доклад на тему «Социализация личности дошкольника посредством ознакомления их с различными профессиями»
Подготовила : воспитатель 1 квалификационной категории Алтунина Наталья Юрьевна
Публикация «Социализация личности дошкольника посредством ознакомления их с различными профессиями» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Обязательное качество всесторонне развитого человека – великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными призывами невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
В детских садах формирование представлений дошкольников с трудом взрослых осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии
Исходя из сделанного вывода и накопленного мною опыта, поставила цель СЛАЙД1 систематизировать работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых.
Реализуя данную цель, поставила следующие задачи:
1. Формировать у детей представления о разных профессиях и трудовых действиях.
2. Показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
3. Обогащать словарный запас дошкольников посредством ознакомления с профессиями, трудовыми действиями и инструментами и оборудованием.
4. Развивать познавательные способности через применение интерактивных методов в ознакомлении с трудом взрослых.
Изучая теоретические аспекты данного вопроса я столкнулась с понятием ранняя профориентация дошкольников.
Эксперт в области образования Н. Н. Захаров говорит о возможности профориентации детей дошкольного возраста и выделяет следующие задачи: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Целью ранней профориентации, по его мнению, является формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
ОСНОВНЫЕ понятия по данной теме СЛАЙД2
Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и расширить словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ СЛАЙД3
В работе использую традиционные методы и приёмы и новые Использование интерактивных методов в воспитании, обучении и развитии дошкольников является мощным средством стимуляции познавательного интереса, творческой активности, интеллектуального развития детей. Остановимся на некоторых интерактивных методах, которые используются мною в работе с воспитанниками.
Метод синквейна носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Включается в работу с детьми не нарушая структуры образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Дети старшего возраста используют работу по методу сенквейн,например даю понятие 1 продавец
2Внимательный,добрый
3 Продаёт,считает,слушает
4Специалист по продажам
5 Торговец
Дети часто играют в игры типа «Моя Семья», «Бизнес», «Монополия»
Чем развивают словарный запас и обогащают речь
Предлагаю вам тоже поиграть СЛОВА ВИЗАЖИСТ И ПРОГРАМИСТ
Кластер («гроздь») - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению изучаемого материала.
Участвуя в работе кластера дети приобретают опыт коммуникативного взаимодействия с людьми различных возрастных категорий и профессий : от родителей воспитанников, до педагогов системы начального общего образования.
С помощью кластера я знакомлю детей с разными профессиями.
В рамках обобщения опыта работы детского сада по взаимодействию с семьями воспитанников представлена такая форма сотрудничества как встречи с родителями разных профессий. СЛАЙД 4
Были приглашены сотрудники ГИБДД, полиции и пожарной службы Ребята с удовольствием слушали выступления сотрудников.
С целью расширения знаний о профессиях работников социальной сферы нами были организованы экскурсии в магазин,в аптеку, на почту,в школу и в сбербанк.
В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, в магазин, к пешеходному переходу, в магазин дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, дети обращают внимание на их форму, рассуждают, для чего она.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек очень увлекла работа продавца, они подумали и решили стать продавцами, когда вырастут большими.
Для усиления эмоционального воздействия на детей в ходе ознакомления с трудом взрослых использовала детскую художественную литературу.
Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Работу по формированию у детей представлений об общественной значимости труда взрослых я начинаю с младшего дошкольного возраста и осуществляю её на основе конкретных жизненных примеров (няня моет полы, стелет детям постель; повар готовит вкусный обед). Заботу помощника воспитателя дети чувствуют постоянно: она помогает им одеться, раздеться, кормит, моет окна, пол. Поэтому я использую различные ситуации, чтобы полнее раскрыть содержание труда. Важно, чтобы ребята поняли основной смысл этого вида труда – забота о детях.
Также проводила наблюдение за работой медицинской сестры, которая осматривает малышей, спрашивает их о здоровье. Свои представления об этом труде ребята реализуют в игре: лечат кукол, делают уколы.
Задачи по ознакомлению с каждым видом труда решаю в повседневной жизни: в наблюдении за трудом взрослых, при чтении художественной литературы, рассматривании картин и иллюстраций. Так организуя наблюдение за трудом водителя, который привозит продукты в детский сад, я знакомлю с ним детей, то есть создаю обстановку эмоциональной близости, взаимной доброжелательности. Встретив шофёра в следующий раз, дети здороваются с ним. Наблюдение за трудом дворника по уборке участка организую в течении года. Дети узнают, что дворник поддерживают чистоту и порядок на участке, что пользуется метлой, граблями. При наблюдении обязательно подчёркиваю, что дворник хорошо подмёл дорожки, на чистой площадке хорошо играть. Во время прогулки обращаю внимание детей на то, чтобы они не сорили на участке, напоминая, как дворник трудился, убирая участок. Зимой также наблюдаем с детьми за работой дворника. Дети идут на прогулку на заранее расчищенную от снега площадку, видят, как дворник разгребает дорожки от снега.
При организации наблюдений за трудом взрослых, я каждый раз продумываю приёмы, которые помогут сформировать положительное отношение к человеку - труженику. Приё мы эти разнообразны:
- общая беседа;
- подключение детей к деятельности взрослых;
- чтение тематического произведения.
Использование дидактических игр и сюжетно- ролевых помогает закрепить и углубить знания детей по теме СЛАЙД 5-6-7
Яркие впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Дети легко находят роли, линии развития сюжета, комбинируют ситуации. Игра становится длительной, объединяющей в общий сюжет небольшие группы детей. Сегодня ребята с удовольствием играют в такие сюжетно - ролевые игры: "Школа", "Почта", "Пожарные", "Моряки", "Строители" и др. В играх они отражают профессиональную деятельность взрослых людей, представляют себя представителями разных профессий.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
В работе с детьми каждодневно я использую пословицы и поговорки. Эти «народные мудрости» помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают», высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки», подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием. В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др., рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Читая детям художественные произведения о труде, я решаю сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
Интересней и осознанней стали высказывания детей. Они научились давать оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечать взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражали желание в будущем избрать профессию пожарного, парикмахера, продавца и т. д.