Юлия Анатольевна Гудожникова
Программа и сборник методических рекомендаций на тему «Наш любимый город — Саранск»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
«Наш любимый город – Саранск»
(для детей 5-8 лет)
Разработчик:
Казейкина Юлия Анатольевна,
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида»
Саранск, 2018 год
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Содержание курса обеспечивает решение: способствовать воспитанию патриотических чувств; стимулировать познание; оптимизировать эмоциональную сферу; способствовать целенаправленному развитию личности дошкольника; воспитывать познавательный интерес и любовь к своей малой Родине; развивать эстетический вкус, кругозор, речь и память детей.
Публикация «Программа и сборник методических рекомендаций на тему „Наш любимый город — Саранск“» размещена в разделах
Данная программа доступно и подробно ориентирует детей на познавательный интерес и любовь к своей малой Родине. Содержание курса ориентировано на группу детей 5-8 лет попавших в трудную жизненную ситуацию. Для развития творческого мышления детей, активизации познавательной деятельности в программе используются следующие методы : игровой, наблюдения, опыты, подвижные игры, художественно-творческая деятельность. Структура представленной программы включает следующие компоненты: Тематическое планирование, включающее список тем с распределением часов и списка используемой литературы; содержание, характеристику ожидаемых результатов. Данная программа была апробирована в течение двух лет в МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида», при этом у детей наблюдалась положительная динамика: в речевом общении (обогащение словаря детей новыми словами); интеллектуальном развитии и расширении кругозора у детей (появление интерес к истории и достопримечательностям своего города).
Тематическое планирование
№
Тематика:
Деятельность:
Количество часов:
1. История города Саранска Занятие 1 час
2. Конспект занятия по аппликации на тему : Флаг Занятие 1 час
3. Памятники города Саранска Занятие 1 час
4. Занятие на тему : Национальная библиотека им. А. С. Пушкина и Мордовская Республиканская детская библиотека Занятие 1 час
5. По музеям города Саранска Занятие 1 час
6. Храмы города Саранска Занятие 1 час
7. Занятие по сказке: Как собака друга искала Занятие 1 час
8. В мире музыки Занятие 1 час
9. Архитектура города Саранска Занятие 1 час
10. Современный город Саранск Занятие 1 час
11. Наш любимый город – Саранск Занятие 1 час
12. Подвижная игра: Листопад Занятие 1 час
13. Наблюдение за сезонными изменениями Занятие 1 час
14. Птицы, которые остались зимовать Занятие 1 час
15. Занятие на тему : Береза зимой Занятие 1 час
16. Занятие на тему : Закликаем весну! Занятие 1 час
17. Занятие на тему : Ландыш майский Занятие 1 час
18. Занятие на тему : Еще раз про насекомых
Занятие 1 час
Итого 18 часов
Содержание
Занятие №1. Тема: История города Саранска.
Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города Саранска, его достопримечательностями. Развивать память, логическое мышление и речь детей. Воспитывать интерес к истории родного города Саранска. Методические приемы : беседа, рассматривание иллюстраций, Игра: «В круги» (Мордовская, итог занятия.
Занятие №2. Конспект занятия по аппликации на тему : Флаг.
Цель: Познакомить детей с государственным флагом Республики Мордовия; Продолжать учить детей правильно держать ножницы и действовать с ними; закреплять умение последовательно располагать прямоугольники на полосе, чередуя их по цвету. Воспитывать интерес к государственной символике. Методические приемы : беседа, практические действия детей, анализ работ.
Занятие №3. Тема: Памятники города Саранска.
Цель: Дать детям знания о памятниках г. Саранска («Мать- Мордовия»; «Мемориально - скульптурный комплекс»; «Памятник павшим воинам в годы Великой Отечественной войны») и их происхождении. Развивать речь детей, обогащая их словарный запас новыми словами (стела, памятник, мемориальный комплекс).Воспитывать любовь к родному краю и чувство долга и уважения перед Родиной; пробудить у детей интерес к истории своего города. Методические приемы : беседа, рассматривание фотографий. Занятие №4. Тема: Национальная библиотека им. А. С. Пушкина и Мордовская Республиканская детская библиотека.
Цель: Закрепить знания детей о библиотеках. Рассказать детям о главных библиотеках города Саранска, их истории, месторасположении, об их работе, многофункциональности, помощи людям в получении знаний и информации разной направленности. Развивать интерес. Воспитывать любовь и уважение к людям, имеющим профессию библиотекарь, бережное отношение к книге. Методические приемы : художественное слово, беседа, рассматривание фотографий, сюжетно -ролевая игра: «Библиотека», игра: «Пожалуйста».
Занятие №5. Тема: По музеям города Саранска
Цель: Закрепить знания детей о музеях нашего города. Рассказать детям о главных музеях города Саранска, месторасположении, об их работе, многофункциональности, помощи людям в получении знаний и информации разной направленности. Развивать интерес. Воспитывать любовь и уважение к людям, имеющим профессию экскурсовод, бережное отношение к музейным экспонатам. Методические приемы : беседа, подвижная игра: «Ровным кругом, друг за другом». Посещение группового музея: «История возникновения открытки», рассматривание открыток, итог занятия.
Занятие №6. Тема: Храмы города Саранска.
Цель: Дать детям знания о храмах города Саранска (Кафедральный собор Иоанна Богослова; кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова). Развивать речь детей, обогащая их словарный запас новыми словами (храм, церковь, колокол, священник, купол). Воспитывать любовь к родному городу и чувство восхищения его красотой.
Методические приемы : беседа, рассматривание фотографий, подведение итогов.
Занятие №7. Тема: Как собака друга искала.
Цель: учить детей пересказывать текст сказки; Выразительно передавать прямую речь персонажей; развивать речь детей, активизируя их словарный запас и активизировать в речи детей слова, обозначающие действия (глаголы); развивать логическое мышление и память; прививать любовь к животным и чувство долга перед ними. Методические приемы : Художественное слово, чтение Мордовской сказки: «Как собака друга искала», обсуждение прочитанного, подведение итогов.
Занятие №8. Тема: В мире музыки.
Цель: формировать у детей умение размышлять о музыке; развивать у детей музыкальный слух; воспитывать любовь к музыке. Методические приемы : Художественное слово, рассматривание портретов, прослушивание произведения, беседа, физкультминутка: «Осенние листочки», беседа, подведение итогов.
Занятие №9. Тема: Архитектура города Саранска.
Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Дать детям понятие о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными сооружениями. Рассказать, что это делается для того, чтобы город стал краше. Воспитывать чувство восхищения красотой своего родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее. Активизировать словарь: архитектор, архитектура. Методические приемы : беседа, рассматривание иллюстраций, итог занятия.
Занятие №10. Тема: Современный город Саранск.
Цель: Познакомить детей с современным городом Саранском, его достопримечательностями; развивать память, логическое мышление и речь детей; воспитывать интерес к современному городу Саранску. Методические приемы : беседа, рассматривание фотографий, итог занятия.
Занятие № 11. Тема: Наш любимый город – Саранск.
Цель: Закрепить знания детей о родном городе, полученные на протяжении всего учебного года: название города и его основные достопримечательности. Расширять кругозор детей. Развивать интерес к познанию своего родного края. Воспитывать патриотические чувства привязанности и любовь к столице нашей республики. Методические приемы : беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, Мордовская игра: «В круги», сюрпризный момент, игра: «Автобус», рассматривание фотографий и беседа по ним, итог занятия.
Занятие № 12. Тема: Подвижная игра: Листопад.
Цель: Закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев. Конкретизировать понятие листопад. Методический прием : подвижная игра.
Занятие № 13. Тема: Наблюдение за сезонными изменениями.
Цель: Продолжать формировать представление детей об осенних месяцах; Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Расширять кругозор. Дать детям понятие о роли растений в жизни человека. Развивать память, внимание, речь. Методические приемы : Художественное слово, подвижная игра: «Листопад», беседа, звуковая культура речи, дидактическая игра: «один-много», игра на развитие речи: «Сказки». Подвижная игра: «Волк во рву», итог прогулки.
Занятие № 14. Тема: Птицы, которые остались зимовать.
Цель: Расширять знания детей о птицах и их значении в нашей жизни. Уточнить представления детей о зимующих птицах. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, что птицам надо помогать, подкармливать их. Развивать интерес к природе, желание заботиться о птицах. Развивать словарный запас детей, обогащая их словарь новыми словами: (оседлые). Методические приемы : художественное слово, беседа, звуковая культура речи, трудовая деятельность, подвижная игра: «Собачка и воробьи».
Занятие № 15. Тема: Береза зимой.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о деревьях родного края. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, что деревья зимой отдыхают, их нельзя беспокоить и тем более ломать веточки. Развивать интерес к природе. Развивать речь детей, активизируя их словарный запас. Методические приемы : художественное слово, загадка, беседа, звуковая культура речи, подвижная игра: «Эстафета с санками», трудовая деятельность, подвижная игра: «Два Мороза».
Занятие № 16. Тема: Закликаем весну!
Цель: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличении дня, повышение температуры, рост растений, прилет птиц). Познакомить детей с народным обычаем встречи весны. Воспитывать любовь к родной природе. Расширять словарный запас детей, активизируя их словарный запас. Методические приемы : художественное слово, малоподвижная игра: «Кто как кричит», труд на участке.
Занятие №17. Тема: Ландыш майский.
Цель: Закреплять знания об изменениях в весенний период. Расширять знания о весенних цветах. Работать над развитием связанной речи. Воспитывать любовь к родной природе. Учить отгадывать загадки. Методические приемы : загадка, беседа, звуковая культура речи, подвижная игра: «Волшебный стул», инсценировка сказки: «Колобок», итог прогулки.
Занятие № 18. Тема: Еще раз про насекомых.
Цель: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличении дня, повышение температуры, рост растений, прилет птиц). Познакомить детей с народным обычаем встречи весны. Воспитывать любовь к родной природе. Расширять словарный запас детей, активизируя их словарный запас. Методические приемы : художественное слово, беседа, подвижная игра: «Бабочка», звуковая культура речи, подвижная игра: «Что летает, что ползет?», итог прогулки.
Сборник методических материалов к программе :
«Наш любимый город – Саранск»
Автор - составитель:
Казейкина Юлия Анатольевна,
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида»
Саранск, 2018 год
Автор – составитель: Казейкина Юлия Анатольевна.
Предисловие в предложенном сборнике представлен дидактический материал о достопримечательностях города Саранска, даны тематические разработки по изучению произведений литературы и искусства Мордовии, рекомендованных для детей дошкольного возраста. Сборник методических материалов в полной мере обеспечивает возможность реализации предлагаемой программы любым воспитателям, педагогам, так как содержит конспекты занятий по каждой теме, видео, аудио, фотоматериалы; методические рекомендации для педагогов. Сборник адресован педагогам и воспитателям детских приютов, МДОУ (детских садов) и детских домов, а так же может быть использован студентами средних педагогических учебных заведений.
Желаю успехов педагогам и воспитателям!