МААМ-картинки

Проект «Наш любимый город Омск»

Гуленко Нина Ивановна
Проект «Наш любимый город Омск»
▼ Скачать + Заказать документы

БДОУ г. Омска «Детский сад

№ 204 комбинированного вида»

Старший воспитатель Гуленко Нина Ивановна

ПРОЕКТ

«Наш любимый город Омск»

1. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ, АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения становятся всё более актуальными и обоснованно востребованными. Д. А. Медведев на видеоконференции в приёмной Президента России (2009г.) отметил, что вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Патриотическим воспитанием необходимо заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у молодых людей изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости за те события, которые были в прежний период.

Публикация «Проект „Наш любимый город Омск“» размещена в разделах

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой распоряжением Правительства РФ (от 29 мая 2015 г. N 996-р) приоритетной задачей в сфере воспитания детей определяется развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В современной дошкольной образовательной организации патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, его гордости за принадлежность к своей Родине («Я - гражданин России!», «Я – житель города Омска», должно стать приоритетным направлением образовательной деятельности. Проблема патриотического воспитания детей может решаться современными средствами, к которым относится музейная педагогика, а именно создание в дошкольной образовательной организации музейной комнаты «Наш любимый город Омск».

Основываясь на том, что знания патриотического характера у детей поверхностны и бессистемны, а педагоги не в полной мере владеют средствами, методами и приёмами воспитания у дошкольников патриотических чувств, нами была определена основная идея проекта. Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольников, формированию любви к родному городу на основе обогащения социальных представлений детей, создания совместно с детьми и родителями воспитанников музейной комнаты «Наш любимый город Омск».

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта - создание условий и возможностей для нравственно-патриотического воспитания дошкольников, формирования чувства любви к малой Родине - городу Омску средствами музейной педагогики.

Задачи проекта :

1. Диагностика знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе и своей семье, анализ работы по патриотическому воспитанию в семьях воспитанников.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для нравственно-патриотического воспитания дошкольников, формирования любви к родному городу.

3. Обогащение, систематизация и интеграция знаний дошкольников о городе Омске, его истории и современности (о названии улиц и площадей, достопримечательностях города и др.).

4. Создание совместно с родителями в ДОУ музейной комнаты «Наш любимый город Омск».

5. Формирование мотивации воспитателей, родителей воспитанников на развитие у детей дошкольного возраста патриотизма, любви к городу Омску.

6. Обеспечение включения всех участников образовательного процесса в исследовательскую, практическую деятельность по проблеме проекта.

Гипотеза проекта :

Создание в ДОУ специальной развивающей предметно-пространственной среды, включающей развивающую среду всех возрастных групп, а так же, созданную совместно с родителями воспитанников, музейную комнату «Наш любимый город Омск», будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, формированию любви к родному городу.

3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма (Т. Н. Бабаева,

Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, В. И. Логинова, С. Н. Николаева и др.). Патриотизм включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, одновременное развитие которых делает процесс формирования чувства патриотизма наиболее полным. Ведущим для детей дошкольного возраста, без сомнения, является эмоциональный компонент, включающий любовь к Родине, которая у дошкольников начинается с любви к своей семье, к своей улице, к родному городу.

Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона, помогает повысить интерес детей к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине, а значит, положительно сказывается на формировании у дошкольников патриотизма.

Диагностика знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе и своей семье (авторы Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, приложение) показала, что в целом дети знакомы с городом Омском, его достопримечательностями, у них имеются знания и о своей семье, об улице, на которой они проживают, однако, знания фрагментарны, не систематизированы, носят поверхностный характер. Анкетирование родителей (приложение) подтвердило гипотетическое предположение, что нравственно-патриотическому воспитанию в семьях не уделяется должного внимания. Данные диагностики легли в основу построения работы в ДОУ по патриотическому воспитанию детей всех возрастов, создания совместно с детьми и родителями музейной комнаты «Наш любимый город Омск».

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Проект «Наш любимый город Омск» представляет собой совокупность двух подпроектов :

Проект создания музейной комнаты «Наш любимый город Омск».

План работы по созданию музейной комнаты «Наш любимый город Омск» включает следующие направления:

1) Изучение и анализ научно-методической и краеведческой литературы.

2) Создание творческих групп воспитателей по направлениям, которые будут представлены в музейной комнате:

- история города Омска;

- современные достопримечательности города Омска;

- улицы нашего микрорайона;

- известные люди нашего района.

3) Привлечение дошкольников и их родителей к сбору информации по направлениям проекта, её систематизации.

4) Оформление музейной комнаты «Наш любимый город Омск».

5) Реализация планов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с использованием материалов музейной комнаты «Наш любимый город Омск».

6) Участие в 300-летии города Омска : проведение мероприятий в музейной комнате, участие в мероприятиях, проводимых в округе, микрорайоне, городе.

Считаем, что в жизнь дошкольной организации необходимо активнее вовлекать родителей, бабушек и дедушек, использовать их профессиональный и жизненный опыт, знания истории родного края. Совместно проведённое время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение трёх поколений, пробудет у детей желание знать и гордиться историей своей семьи, своего района и города.

МОДЕЛЬ МУЗЕЙНОЙ КОМНАТЫ «НАШ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ОМСК»

Проект развития у дошкольников патриотизма и любви к родному городу

Цель: развитие у дошкольников патриотизма и любви к родному городу.

Направления деятельности:

1. Создание в каждой группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.

Мышление дошкольника носит наглядно – образный характер, в силу чего, необходимо насытить окружающую его действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. В группах может быть оформлен уголок русского быта, в котором будут собраны предметы старины. В группах детей младшего дошкольного возраста необходимо оформить уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад); в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению со страной, государственной символикой, городом Омском, его улицами и достопримечательностями.

В группах так же должны быть представлены предметы народно – прикладного искусства, дидактические и сюжетно – ролевые игры по патриотическому воспитанию (в соответствии с возрастом детей).

2. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников представлена следующими направлениями:

- образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

- воспитательно – образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

- культурно – познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

- трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста формируется по тематическим блокам: «Семья» «Город, в котором я живу» «Страна».

Вышеназванные направления пронизывают всю жизнь и деятельность дошкольной организации, мероприятия планируются педагогами в соответствии с возрастом детей и включают разные формы работы:

специально организованные занятия по ознакомлению с окружающим по темам: «Моя семья», «Наш город», «Наша страна» и др. (в соответствии с возрастом детей);

проектная деятельность детей старшего возраста совместно с воспитателями и родителями по теме проекта;

• экскурсии и целевые прогулки;

• беседы, изготовление альбомов по теме проекта;

• наблюдения за трудом взрослых и социальными явлениями;

• труд детей на участке и в групповой комнате;

• продуктивные виды деятельности, такие как создание подарков своими руками на праздники (ветеранам, матерям и отцам);

• досуговые мероприятия (совместно с родителями) по теме проекта, праздники с приглашением заслуженных людей района и др.

Все мероприятия планируются и проводятся в соответствии с возрастными возможностями дошкольников. В соответствии с возрастными особенностями детей подбирается и наглядный и дидактический материал (картины, художественная литература, музыкальные произведения, фильмы о защитниках Родины в разные исторические эпохи, о городе, в котором живём, его героях и тружениках, о стране и пр.) (приложении 3).

Участники проекта : дети всех возрастных групп, родители воспитанников, воспитатели групп, старший воспитатель, заведующий ДОУ.

5. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I. Этап – теоретический (погружение в проект)

1. Выбор темы.

2. Изучение научной и методической литературы по краеведению и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

3. Диагностика знаний детей о родном городе и своей семье, беседа «День рождение нашего города», анкетирование родителей (в каждой возрастной группе в соответствии с возрастом детей).

4. Обозначение проблемы, постановка цели, задач, направлений, принципов проекта.

5. Создание творческой группы по реализации проекта.

Сроки реализации этапа: апрель-май 2015 года.

Предполагаемый результат:

- создана творческая группа по реализации проекта;

- сделан анализ научной и методической литературы по проблеме проекта;

- определена методология проекта;

- проведена диагностика детей и взрослых, проанализированы результаты.

II. Этап – практический (организация деятельности по реализации цели и задач проекта)

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах для нравственно-патриотического воспитания дошкольников, формирования любви к родному городу (подбор игр, оборудования, оформление мини-выставок о семьях воспитанников и др.).

2. Работа над созданием музейной комнаты «Наш любимый город Омск» : сбор и систематизация материалов об улицах, площадях, памятниках, соборах и др. города Омска, а так же знаменитых людях города (исторические аспекты и современность).

3. Разработка перспективного плана по развитию патриотизма и формированию у дошкольников любви к родному городу (начиная со 2 младшей группы).

4. Организация работы с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию детей (консультации, организация выставок, совместные досуговые и др. мероприятия и пр.).

Сроки реализации этапа: сентябрь 2015 года - сентябрь 2016 года.

Предполагаемый результат:

- составлены и скорректированы: план работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников, планы работы разных возрастных групп;

- создана совместно всеми участниками проекта и функционирует музейная комната «Наш любимый город Омск»;

- во всех возрастных группах создана развивающая предметно-пространственная среда для патриотического воспитания дошкольников, формирования любви к родному городу;

- организована работа с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей;

- составлены планы и реализуются подпроекты.

III. Этап – заключительный (определение результативности проекта)

1. Функционирование в ДОУ музейной комнаты «Наш любимый город Омск» (проведение экскурсий, постоянное пополнение экспонатов).

2. Повторная диагностика знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе и своей семье, анкетирование родителей.

Сроки реализации этапа: октябрь – ноябрь 2016 года.

Предполагаемый результат:

- создана и функционирует в ДОУ музейная комната «Наш любимый город Омск», экспонаты постоянно пополняются и обновляются;

- расширились и систематизировались знания детей дошкольного возраста о родном городе и своей семье;

- позиция родителей в патриотическом воспитании детей стала более активной.

6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

К подготовительной к школе группе дети должны знать: историю города Омска, памятные для него события; современность города Омска : памятники, площади, достопримечательности, ведущие предприятия города и области, героев и знаменитых людей города.

В детском саду в целом и в каждой возрастной группе в отдельности создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей, формированию любви к родному городу, функционирует музейная комната «Наш любимый город Омск».

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

Таблица 1

Критерии и показатели оценки результатов проекта

Критерии Показатели

Интерес дошкольников к родному городу и его истории - знания детей о родном городе и его истории;

- познавательная активность, участие в создании музейной комнаты

Активность родителей воспитанников в вопросах патриотического воспитания - участие в жизни группы и ДОУ;

- участие в создании музейной комнаты

Развивающая предметно-пространственная среда групп - наполняемость;

- полифункциональность;

- соответствие возрасту

Функционирование музейной комнаты «Наш любимый город Омск» - соответствие тематики;

- наполняемость;

- активность функционирования

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ФИНАНСОВОЕ, КАДРОВОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Для реализации данного проекта необходимо материально-техническое обеспечение:

• ИКТ;

• методическая литература по теме (список прилагается);

• методические рекомендации по теме;

• методические пособия по патриотическому воспитанию дошкольников;

• помещения для организации музейной комнаты и проведения различных мероприятий (методический кабинет, групповые помещения, кабинет изостудии, спортивный зал, музыкальный зал).

Финансовое обеспечение: моральное и материальное стимулирование деятельности педагогов из компенсационных и стимулирующих выплат.

Кадровое и научно-методическое обеспечение проекта :

Участники и исполнители действия при реализации проекта : заведующий, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования (физинструктор, руководитель изостудии, младшие воспитатели.

9. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Петрусевич Аркадий Аркадьевич.

Заведующий ДОУ – старший воспитатель - воспитатели - дошкольники и родители воспитанников.

10. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Реализация проекта рассчитана на два года:

1. Создание и открытие музейной комнаты «Наш любимый город Омск», проведение в ней мероприятий, посвящённых 300-летию города Омска.

2. Распространение опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на городском уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 154 с.

2. Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. / О. Н. Баранникова. - М. :АРКТИ, 2007. – 219 с.

3. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / С. В. Глебова. - Воронеж:ТЦ «Учитель», 2005. – 144 с.

4. Князева, О. Л., Маханёва, М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры. / О. Л. Князева и др. - С-Пб, Детство-Пресс, 2000. – 178 с.

5. Медведева, Е. Б., Юхневич, М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С. 102-105.

6. Музейная педагогика / Под ред. Н. М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С. 34-37.

7. Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С. 62-70.

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года www.brgu.ru/bank /national_doctrine_of_education_in_Russia.doc

9. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Н. В. Нищева. -СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 214 с.

10. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 189 с.

11. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012 [Интернет ресурс] www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

Публикации по теме:

Информационный проект «Мой любимый город»Информационный проект «Мой любимый город» Информационный проект «Мой любимый город». Автор проекта: Вернер Елена Сергеевна, Рахманова Юлия Сергеевна Участники: Дети сборной.

Конспект НОД для детей с ОВЗ нарушением речи в подготовительной группе «Наш любимый город» .

Конспект НОД в старшей группе дошкольного возраста «Мой любимый город Омск!» Конспект нод "МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ОМСК" Цель: формировать у детей интерес к своей малой родине. Задачи: 1. Познакомить с названием некоторых.

Конспект НОД в старшей группе «Наш любимый город — Нижний Новгород» Цель:обогащение знаний детей о своей малой Родине-родном городе. Задачи: - воспитывать любовь к родному городу; - расширять представления.

Методическая разработка «Наш любимый город» Методическая разработка на тему: «Наш любимый город» в группе среднего возраста Разработала воспитатель ГБДОУ № 52 Приморского района Пашкевич.

Педагогический проект «Мой любимый город» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос.

Проект «Мой любимый город. Севастополь» Проект «Мой любимый город» Выполнила: старший воспитатель ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №124» Дорохова Виктория Олеговна Севастополь.

Проект «Мой любимый город. Кемерово»Проект «Мой любимый город. Кемерово» Составила Воспитатель МАДОУ№241 Детский сад комбинированного вида Лучшева Л. А. Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-информационный,.

Проект «Мой любимый город Обнинск» Педагогический проект «Мой любимый город Обнинск» Подготовила: Давудова Ирина Ивановна 2016 г. Паспорт проекта:.

Проект «Край ты мой любимый, город Кыштым» Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине. Заложить любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наш любимый город Омск»
Опубликовано: 8 октября 2018 в 13:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Наш любимый город Омск»» (включая файлы) размещена пользователем Гуленко Нина Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД