Гуленко Нина Ивановна
Проект «Наш любимый город Омск»
▼ Скачать + Заказать документы
БДОУ г. Омска «Детский сад
№ 204 комбинированного вида»
Старший воспитатель Гуленко Нина Ивановна
ПРОЕКТ
«Наш любимый город Омск»
1. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ, АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения становятся всё более актуальными и обоснованно востребованными. Д. А. Медведев на видеоконференции в приёмной Президента России (2009г.) отметил, что вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Патриотическим воспитанием необходимо заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у молодых людей изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости за те события, которые были в прежний период.
Публикация «Проект „Наш любимый город Омск“» размещена в разделах
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой распоряжением Правительства РФ (от 29 мая 2015 г. N 996-р) приоритетной задачей в сфере воспитания детей определяется развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В современной дошкольной образовательной организации патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, его гордости за принадлежность к своей Родине («Я - гражданин России!», «Я – житель города Омска», должно стать приоритетным направлением образовательной деятельности. Проблема патриотического воспитания детей может решаться современными средствами, к которым относится музейная педагогика, а именно создание в дошкольной образовательной организации музейной комнаты «Наш любимый город Омск».
Основываясь на том, что знания патриотического характера у детей поверхностны и бессистемны, а педагоги не в полной мере владеют средствами, методами и приёмами воспитания у дошкольников патриотических чувств, нами была определена основная идея проекта. Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольников, формированию любви к родному городу на основе обогащения социальных представлений детей, создания совместно с детьми и родителями воспитанников музейной комнаты «Наш любимый город Омск».
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта - создание условий и возможностей для нравственно-патриотического воспитания дошкольников, формирования чувства любви к малой Родине - городу Омску средствами музейной педагогики.
Задачи проекта :
1. Диагностика знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе и своей семье, анализ работы по патриотическому воспитанию в семьях воспитанников.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для нравственно-патриотического воспитания дошкольников, формирования любви к родному городу.
3. Обогащение, систематизация и интеграция знаний дошкольников о городе Омске, его истории и современности (о названии улиц и площадей, достопримечательностях города и др.).
4. Создание совместно с родителями в ДОУ музейной комнаты «Наш любимый город Омск».
5. Формирование мотивации воспитателей, родителей воспитанников на развитие у детей дошкольного возраста патриотизма, любви к городу Омску.
6. Обеспечение включения всех участников образовательного процесса в исследовательскую, практическую деятельность по проблеме проекта.
Гипотеза проекта :
Создание в ДОУ специальной развивающей предметно-пространственной среды, включающей развивающую среду всех возрастных групп, а так же, созданную совместно с родителями воспитанников, музейную комнату «Наш любимый город Омск», будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, формированию любви к родному городу.
3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма (Т. Н. Бабаева,
Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, В. И. Логинова, С. Н. Николаева и др.). Патриотизм включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, одновременное развитие которых делает процесс формирования чувства патриотизма наиболее полным. Ведущим для детей дошкольного возраста, без сомнения, является эмоциональный компонент, включающий любовь к Родине, которая у дошкольников начинается с любви к своей семье, к своей улице, к родному городу.
Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона, помогает повысить интерес детей к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине, а значит, положительно сказывается на формировании у дошкольников патриотизма.
Диагностика знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе и своей семье (авторы Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, приложение) показала, что в целом дети знакомы с городом Омском, его достопримечательностями, у них имеются знания и о своей семье, об улице, на которой они проживают, однако, знания фрагментарны, не систематизированы, носят поверхностный характер. Анкетирование родителей (приложение) подтвердило гипотетическое предположение, что нравственно-патриотическому воспитанию в семьях не уделяется должного внимания. Данные диагностики легли в основу построения работы в ДОУ по патриотическому воспитанию детей всех возрастов, создания совместно с детьми и родителями музейной комнаты «Наш любимый город Омск».
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проект «Наш любимый город Омск» представляет собой совокупность двух подпроектов :
Проект создания музейной комнаты «Наш любимый город Омск».
План работы по созданию музейной комнаты «Наш любимый город Омск» включает следующие направления:
1) Изучение и анализ научно-методической и краеведческой литературы.
2) Создание творческих групп воспитателей по направлениям, которые будут представлены в музейной комнате:
- история города Омска;
- современные достопримечательности города Омска;
- улицы нашего микрорайона;
- известные люди нашего района.
3) Привлечение дошкольников и их родителей к сбору информации по направлениям проекта, её систематизации.
4) Оформление музейной комнаты «Наш любимый город Омск».
5) Реализация планов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с использованием материалов музейной комнаты «Наш любимый город Омск».
6) Участие в 300-летии города Омска : проведение мероприятий в музейной комнате, участие в мероприятиях, проводимых в округе, микрорайоне, городе.
Считаем, что в жизнь дошкольной организации необходимо активнее вовлекать родителей, бабушек и дедушек, использовать их профессиональный и жизненный опыт, знания истории родного края. Совместно проведённое время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение трёх поколений, пробудет у детей желание знать и гордиться историей своей семьи, своего района и города.
МОДЕЛЬ МУЗЕЙНОЙ КОМНАТЫ «НАШ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ОМСК»
Проект развития у дошкольников патриотизма и любви к родному городу
Цель: развитие у дошкольников патриотизма и любви к родному городу.
Направления деятельности:
1. Создание в каждой группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
Мышление дошкольника носит наглядно – образный характер, в силу чего, необходимо насытить окружающую его действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. В группах может быть оформлен уголок русского быта, в котором будут собраны предметы старины. В группах детей младшего дошкольного возраста необходимо оформить уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад); в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению со страной, государственной символикой, городом Омском, его улицами и достопримечательностями.
В группах так же должны быть представлены предметы народно – прикладного искусства, дидактические и сюжетно – ролевые игры по патриотическому воспитанию (в соответствии с возрастом детей).
2. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников представлена следующими направлениями:
- образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
- воспитательно – образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
- культурно – познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
- трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста формируется по тематическим блокам: «Семья» «Город, в котором я живу» «Страна».
Вышеназванные направления пронизывают всю жизнь и деятельность дошкольной организации, мероприятия планируются педагогами в соответствии с возрастом детей и включают разные формы работы:
• специально организованные занятия по ознакомлению с окружающим по темам: «Моя семья», «Наш город», «Наша страна» и др. (в соответствии с возрастом детей);
• проектная деятельность детей старшего возраста совместно с воспитателями и родителями по теме проекта;
• экскурсии и целевые прогулки;
• беседы, изготовление альбомов по теме проекта;
• наблюдения за трудом взрослых и социальными явлениями;
• труд детей на участке и в групповой комнате;
• продуктивные виды деятельности, такие как создание подарков своими руками на праздники (ветеранам, матерям и отцам);
• досуговые мероприятия (совместно с родителями) по теме проекта, праздники с приглашением заслуженных людей района и др.
Все мероприятия планируются и проводятся в соответствии с возрастными возможностями дошкольников. В соответствии с возрастными особенностями детей подбирается и наглядный и дидактический материал (картины, художественная литература, музыкальные произведения, фильмы о защитниках Родины в разные исторические эпохи, о городе, в котором живём, его героях и тружениках, о стране и пр.) (приложении 3).
Участники проекта : дети всех возрастных групп, родители воспитанников, воспитатели групп, старший воспитатель, заведующий ДОУ.
5. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I. Этап – теоретический (погружение в проект)
1. Выбор темы.
2. Изучение научной и методической литературы по краеведению и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
3. Диагностика знаний детей о родном городе и своей семье, беседа «День рождение нашего города», анкетирование родителей (в каждой возрастной группе в соответствии с возрастом детей).
4. Обозначение проблемы, постановка цели, задач, направлений, принципов проекта.
5. Создание творческой группы по реализации проекта.
Сроки реализации этапа: апрель-май 2015 года.
Предполагаемый результат:
- создана творческая группа по реализации проекта;
- сделан анализ научной и методической литературы по проблеме проекта;
- определена методология проекта;
- проведена диагностика детей и взрослых, проанализированы результаты.
II. Этап – практический (организация деятельности по реализации цели и задач проекта)
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах для нравственно-патриотического воспитания дошкольников, формирования любви к родному городу (подбор игр, оборудования, оформление мини-выставок о семьях воспитанников и др.).
2. Работа над созданием музейной комнаты «Наш любимый город Омск» : сбор и систематизация материалов об улицах, площадях, памятниках, соборах и др. города Омска, а так же знаменитых людях города (исторические аспекты и современность).
3. Разработка перспективного плана по развитию патриотизма и формированию у дошкольников любви к родному городу (начиная со 2 младшей группы).
4. Организация работы с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию детей (консультации, организация выставок, совместные досуговые и др. мероприятия и пр.).
Сроки реализации этапа: сентябрь 2015 года - сентябрь 2016 года.
Предполагаемый результат:
- составлены и скорректированы: план работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников, планы работы разных возрастных групп;
- создана совместно всеми участниками проекта и функционирует музейная комната «Наш любимый город Омск»;
- во всех возрастных группах создана развивающая предметно-пространственная среда для патриотического воспитания дошкольников, формирования любви к родному городу;
- организована работа с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей;
- составлены планы и реализуются подпроекты.
III. Этап – заключительный (определение результативности проекта)
1. Функционирование в ДОУ музейной комнаты «Наш любимый город Омск» (проведение экскурсий, постоянное пополнение экспонатов).
2. Повторная диагностика знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе и своей семье, анкетирование родителей.
Сроки реализации этапа: октябрь – ноябрь 2016 года.
Предполагаемый результат:
- создана и функционирует в ДОУ музейная комната «Наш любимый город Омск», экспонаты постоянно пополняются и обновляются;
- расширились и систематизировались знания детей дошкольного возраста о родном городе и своей семье;
- позиция родителей в патриотическом воспитании детей стала более активной.
6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К подготовительной к школе группе дети должны знать: историю города Омска, памятные для него события; современность города Омска : памятники, площади, достопримечательности, ведущие предприятия города и области, героев и знаменитых людей города.
В детском саду в целом и в каждой возрастной группе в отдельности создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей, формированию любви к родному городу, функционирует музейная комната «Наш любимый город Омск».
7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Таблица 1
Критерии и показатели оценки результатов проекта
Критерии Показатели
Интерес дошкольников к родному городу и его истории - знания детей о родном городе и его истории;
- познавательная активность, участие в создании музейной комнаты
Активность родителей воспитанников в вопросах патриотического воспитания - участие в жизни группы и ДОУ;
- участие в создании музейной комнаты
Развивающая предметно-пространственная среда групп - наполняемость;
- полифункциональность;
- соответствие возрасту
Функционирование музейной комнаты «Наш любимый город Омск» - соответствие тематики;
- наполняемость;
- активность функционирования
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ФИНАНСОВОЕ, КАДРОВОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Для реализации данного проекта необходимо материально-техническое обеспечение:
• ИКТ;
• методическая литература по теме (список прилагается);
• методические рекомендации по теме;
• методические пособия по патриотическому воспитанию дошкольников;
• помещения для организации музейной комнаты и проведения различных мероприятий (методический кабинет, групповые помещения, кабинет изостудии, спортивный зал, музыкальный зал).
Финансовое обеспечение: моральное и материальное стимулирование деятельности педагогов из компенсационных и стимулирующих выплат.
Кадровое и научно-методическое обеспечение проекта :
Участники и исполнители действия при реализации проекта : заведующий, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования (физинструктор, руководитель изостудии, младшие воспитатели.
9. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Петрусевич Аркадий Аркадьевич.
Заведующий ДОУ – старший воспитатель - воспитатели - дошкольники и родители воспитанников.
10. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Реализация проекта рассчитана на два года:
1. Создание и открытие музейной комнаты «Наш любимый город Омск», проведение в ней мероприятий, посвящённых 300-летию города Омска.
2. Распространение опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на городском уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 154 с.
2. Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. / О. Н. Баранникова. - М. :АРКТИ, 2007. – 219 с.
3. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / С. В. Глебова. - Воронеж:ТЦ «Учитель», 2005. – 144 с.
4. Князева, О. Л., Маханёва, М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры. / О. Л. Князева и др. - С-Пб, Детство-Пресс, 2000. – 178 с.
5. Медведева, Е. Б., Юхневич, М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С. 102-105.
6. Музейная педагогика / Под ред. Н. М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С. 34-37.
7. Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С. 62-70.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года www.brgu.ru/bank /national_doctrine_of_education_in_Russia.doc
9. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Н. В. Нищева. -СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 214 с.
10. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 189 с.
11. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012 [Интернет ресурс] www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf