Валентина Крытева
Программа и календарно-тематическое планирование кружка по внеурочной деятельности «Разноцветные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Разноцветные пальчики»_
Класс дошкольники (4группа)
Количество часов: 140
Воспитатель: Крытева Валентина Александровна
Программа разработана на основе: «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования».
Пояснительная записка.
Публикация «Программа и календарно-тематическое планирование кружка по внеурочной деятельности „Разноцветные пальчики“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В группе 8 человек, в возрасте от 7 до 13 лет. Дети с диагнозами: болезнь Дауна, с множественными психическими и физическими нарушениями развития. Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.
Актуальность кружка в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Наблюдая за детьми нашей группы, мы заметили, что многие дети с большим трудом справляются с кисточкой, для этого мы хотим вместе с детьми попробовать рисовать нетрадиционным методом, который будет для них более лёгким и интересным. Создавая программу кружка «Разноцветные пальчики» перед собой поставили цели и задачи.
Целью кружка : Развивать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи кружка :
Развивающие:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
Срок реализации: 2 года.
Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, изготовление стенгазет.
В программу кружка входит ряд разделов :
- Рисование пальчиками
- Рисование жёсткой кистью, палочкам.
- Рисование ладошкой
- Рисование природными материалами (листьями, картошкой, морковкой)
- Рисование пластиковыми вилками, ложками.
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изобразительной деятельности. В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Основные формы и методы работы.
Занятия характеризуются сменой вида деятельности, наглядностью, наличием упражнений с движениями, музыкальным сопровождением. Занятия проводятся в форме игры, путешествия, загадок. Обязателен игровой персонаж, это может быть переодетый педагог, кукла бибабо или игрушка.
Изученные техники рисования закрепляются в свободной творческой деятельности детей. Также проводится индивидуальная работа с детьми, испытывающие затруднения в работе по нетрадиционным техникам рисования. Организуются конкурсы детского рисунка, праздники, развлечения.
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей с ОВЗ. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цвет восприятия;
- концентрации внимания;
- умения взаимодействовать друг с другом.
-сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей изо деятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане : 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Минимальный уровень усвоения:
-для чего нужны краски;
-наносит совместно с воспитателем краску на палец, кисть, ладошку ит. д.
-совместно с воспитателем оставлять отпечатки на бумаге.
Достаточный уровень усвоения:
-называть и показывать основные цвета;
-наносить краску на ладошку, палец, кисть ит. д.
-оставлять нужный след на бумаге;
-после работы вытирать руки салфеткой.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности :
-иллюстрации и сюжетные картинки по темам;
-пальчиковые краски;
-баночки непроливайки;
-салфетки;
-бумага белая и цветная;
-гуашь;
-кисточки;
-пробки;
-клей;
-акварель;
-восковые мелки;
-ватные палочки.
Используемая литература:
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2007 г.
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками" : Стрекоза, 2012 г.
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М., 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки" – М. ,1996г.
5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; КАРО, 2010 г.
6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009
7. М. В. Кудейко «Необычные способы рисования»; Содействие, 2007 г.
Календарно тематическое планирование
по внеурочной деятельности : кружок «Разноцветные пальчики»
на 2020-2021 учебный год
Класс: дошкольники (группа 4)
Воспитатель: Крытева В. А
Количество часов: всего 140 ч., в неделю 3 ч.
КТП составлено на основе рабочей программы : по внеурочной деятельности кружок «Разноцветные пальчики»,
№ Тема дата Кол-во Планируемые результаты Материалы и оборудования Содержание и виды деятельности
Личностные, предметные
1 «Облака, дождик, солнышко» 3.09
6.09
7.09 3 Формировать технику рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.
Беседа на тему: «Дождик»,
Чтение стишков и потешек,
Подвижная игра «Солнышко и дождик», рисование пальчиком (практическая деятельность).
2 «Грибы»
10.09
13.09
14.09 3 Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов Рассматривание сюжетной картинки «Мухоморы», беседа про грибы,
Собрать гриб из 2-х частей, практическая деятельность.
3 Овощи. 17.09
20.09
21. 09 3 Овощи: раскрашивание рисунка с помощью ватных палочек или сухой жёсткой кистью. Капуста, морковка, огурец, помидор Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь красная и зеленая. Беседа на тему «Овощи», собрать овощи в корзину, практическая деятельность.
4 «Осенние листочки».
24.09
27.09.
28.09 3 Формировать технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая.
Беседа на тему «Осень наступила», рассматривание осенних листьев, упр. «Собери листики из 2-х частей», подвижная игра «Листики кружатся», практическая деятельность.
5 «Осеннее дерево» (коллективная и индивидуальная работа) 1.10
4.10
5.10 3 Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. Беседа на тему «Деревья осенью», упр. «Соберем осенние листочки», практическая деятельность.
6 «Одежда для кукол» 8.10.
11.10
12.10 3 Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая. Беседа и рассматривание сюжетной картинки на тему «Одежда».
7 «Нарядные матрешки» 15.10
18.10
19.10 3 Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - рисование ватной палочкой 1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. Беседа и рассматривание сюжетной картинки на тему «Матрешки», практическая деятельность.
8 «Ёжик», «Ёлочка» - рисование пластиковой вилкой. 22.10
25.10
26.10 3 Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета. Беседа на тему «Ёжик», слушать песенку про солнышко, упр. «Лучики у солнышка», п/и «Вот как солнышко встает», практическая деятельность.
9 «Листья». 29.10
1.11
2.11 3 Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист, в краску, и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки. Беседа на тему «Осень наступила», составить букет из осенних листьев, танец с листочкам, практическая деятельность.
10 «Рябинка» 5.11
8.11
9.11 3 Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать восприятие, чувство композиции. Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины. Беседа тему «Ягоды рябины», чтение стишков, рассматривание сюжетной картинки и кисть рябины, практическая деятельность.
11 «Сладкие ягоды»,
«Осеннее дерево», «Солнышко» 12.11
15.11
16.11 3 Рисование пальчиками, развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Листы круглой формы (тарелочка, гуашь красного цвета.
Беседа и рассматривание сюжетной картины на тему, слайды, практическая деятельность.
12 «Ласковый щенок». 19.11
22.11
23.11 3 Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь щенку. Все имеющееся в наличии Беседа на тему краски, пальчиковые игры, практическая деятельность.
13 «Медвежонок»
26.11
29.11
30.11 3 Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь Беседа на тему, рассматривание сюжетных картинок, пальчиковая игра «лепим комочки», п/и «кидаем комочки», практическая деятельность.
14 «В лесу родилась елочка»
3.12
6.12
7.12 3 Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Бумага размером 1\2 альбомного листа разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки Беседа на тему, рассматривание сюжетных картинок,
Пальчиковая игра «Птички клюют», чтение стишков, практическая деятельность.
15 «Украсим елочку».
10.12
13.12
14.12 3 Продолжать учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызывать у детей желание украсить елочку к новому году. Тонированный
лист бумаги (синий, фиолетовый, зелёная) гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. Беседа на тему «Елочка зимой», рассматривание сюжетной картинки, хоровод, чтение стишков, практическая деятельность.
16 «Мой шарф» 17.12
20.12
21.12 3 Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. Силуэт шарф, пробки, гуашь разного цвета Рассматривание рукавичек, чтение стишка, д/игра «Найди одинаковые рукавички», практическая деятельность.
17 «Елочка красавица» (коллективная работа) 24.12
27.12
28.12 3 Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Листы голубой бумаги, краски.
Беседа на тему «Зима», сюжетные картинки, чтение стишков, п/и «Снежинки кружатся», практическая деятельность.
18 «Снежинки». 31.12