Анна Чепкая
Программа художественной творческой деятельности для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Психология аффективных процессов
– наиболее запутанная часть психологии.
Именно здесь между психологами
существуют наибольшие расхождения.
Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах.
Э. Клапарэд
Основные положения:
Формирование творческой личности ребёнка – одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство – изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Публикация «Программа художественной творческой деятельности для дошкольников» размещена в разделах
Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Цель плана-программы – развитие креативных способностей детей через нетрадиционную технику изображения.
Задачи.
1. Обучение техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
2. Ознакомление с разными жанрами живописи.
3. Обучение понимать и выделять композицию и колорит как средства выразительности рисунка.
4. Формирование способности наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
5. Формирование у детей способности экспериментировать с изоматериалами, придумывать и создавать образы и композиции.
6. Поощрять и поддерживать детские творческие открытия.
Организационно-методические пояснения по проведению занятий
Занятия с детьми проводятся в группе или в специально отведённом помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).
Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.
Дети рассаживаются за столы свободно.
Структура занятий.
1. Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, аудиозаписей с детскими песнями, игровые приёмы.
2. Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
3. Активизирует опыт детей. Предлагает вспомнить, как они это уже делали, приглашает к мольберту желающего показать знакомый приём.
4. Во время процесса работы педагог следит за позой детей, поправляет в случае необходимости положение тела, руки, полотно бумаги.
5. Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
6. По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
Организационно-методические пояснения по проведению занятий
Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.
Примерная структура занятий.
1. Педагог нацеливает детей на выполнение задания.
2. Рассказывает о предстоящей работе.
3. Демонстрирует 2-3 приёма работы.
4. Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.
5. Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.
6. Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).
Курс занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут с детьми 5-6 лет и 25-30 минут с детьми 6-7 лет, по подгруппам (8-10 человек). Общее количество занятий в год: 36 занятий с детьми 5-6 лет и 35 занятий – с детьми 6-7 лет.
Основные требования к уровню подготовки детей 4-7 лет по программе
Возраст Дети должны знать Дети должны уметь
4-5 лет
- новые цвета и их оттенки (розовый, светло-зелёный);
- свойства акварели и её отличия от гуашевых красок;
- характерные и отличительные признаки предметов быта и животных.
- изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;
- владеть приё мами нетрадиционных техник: “батик”, резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому, рисование сангиной, углем, тычкование полусухой жёсткой кистью;
- использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;
- комбинировать разные способы изображения и изоматериалы;
- передавать строение предметов, соотнося их части по величине;
- создавать несложные сюжетные композиции;
- создавать несложные декоративные композиции, сочетая элементы узора по цвету и форме;
- творить в команде детей.
5-7 лет - виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика);
- теплые и холодные оттенки спектра;
- особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий. - различать виды изоисксства;
- владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика);
- смешивать краски для получения новых оттенков;
- передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;
- сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;
- рисовать самостоятельно;
- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.
Содержание план-программы
Тематический план занятий с детьми 5-6 лет
Тема Задачи
Сентябрь
Чудесные бабочки Упражнять в рисовании по-сырому (предметная монотипия). Использование пятна, цвета, горизонтальной симметрии как средств выразительности образа бабочки.
Цветочная полянка Закрепление приёмов рельефной (полуобъёмной) лепки; знакомство с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнение выразительной композиции цветущей полянки на цветном картоне.
В садах поспели яблоки Учить рисовать яблоки на ветке крупным планом, закреплять умение наносить один слой краски на другой. Продолжать обучение детей технике тычкования полусухой жёсткой кистью.
Золотая рыбка Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить заполнять контуры рыбки цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики).
Октябрь
Дымковский коврик Украшение квадратной формы в технике рельефной лепки и пластилинографии по мотивам дымковской росписи. Развитие цветовосприятия.
Золотая осень
(коллективная работа) Познакомить с техникой печатания засушенными листьями - «эстамп». Создание в данной технике картины осеннего пейзажа. Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно.
Гирлянда из осенних листьев
(коллективная работа) Развивать технические навыки смешивания красок на палитре. Формировать творческие способности, чувство цветосочетания.
Скатерть-самобранка Знакомство с жанром живописи — натюрмортом.
Учить рисовать овощи, фрукты различными изобразительными средсвами (восковыми мелками, пастелью, фломастерами).
Ноябрь
Волшебная бумага (зеркало) Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Украшение узором рамки зеркала. Развитие чувства ритма, эстетического вкуса.
Стройная сосна Передача в рисунке красоты и особенностей внешнего вида хвойного дерева (высокий ствол, крона в верхней его части). Тампонирование хвои губкой.
Выпал первый снег
(рисование лесного пейзажа) Вызвать у детей радостные переживания от встречи с первым снегом, скорым приближением зимы.
Закреплять умение рисовать акварелью деревья, кусты, композиционно располагая их на листе бумаги.
Выпал первый снег
(рисование снега в воздухе) Натирание бумаги свечой, изображение падающего снега в технике набрызга.
Развитие аккуратности.
Декабрь
Зима пришла
Развивать интерес к технике «эстамп» : печатание засушенными листьями лесного пейзажа. Использование белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса.
Дорисовка дополнительных деталей кистью.
Снежинка-балеринка Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений.
В лесу родилась ёлочка
(коллективная работа,
1-е занятие) Выполнение изображения ели способом объёмной аппликации.
Нарядим ёлку шариками (коллективная работа,
2-е занятие) Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования на фольге («гравюра», или «чеканка»).
Сочетание рисования с аппликацией: украшение узором силуэтов ёлочных шариков и наклеивание их на изображение ели, выполненное на предыдущем занятии.
Январь
В гостях у Снегурочки Использование белого цвета как выразительного средства передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита (рисование белой гуашью снежных домиков в царстве Снегурочки и их хозяев). Развитие творческой фантазии и воображения.
Морозные узоры Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать простой карандаш для выполнения предварительного наброска. Развивать творческую инициативу.
Снегири прилетели Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего вида снегирей; вызвать эмоциональный отклик на произведения поэзии, описывающие зимних красавцев.
Рисование снегирей на ветках в технике «батик».
Полярное сияние Передача образа красивого природного явления путём комбинирования приё мов и средств изображения: яркие сполохи полярного сияния — пастелью; снега, льды на поверхности земли — в обрывной аппликации. Использование цветового контраста как средства выразительности.
Развитие мелкой моторики рук.
Февраль
Еловые шишки на ветке Передача в рисунке строения ветки ели с шишками, прорисовка контуров простым карандашом. Закрепление навыка раскрашивания изображения тычкованием полусухой жёсткой кистью.
Берёзки, опушённые инеем
(ознакомительное; рисование фона) Рисование неба и снега не только голубым и белым цветом, но и оттенками (розоватым, желтоватым., смешивая краски на палитре и создавая полутона. Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с наблюдениями за опушёнными инеем деревьями.
Берёзки, опушенные инеем
(рисование берёзки в инее) Обратить внимание на способы передачи характерных особенностей внешнего вида берёзы (серо-белый ствол, ниспадающие тонкие ветви).
Рисование инея на веточках жёсткой кистью точечным приемом.
Весёлый снеговик Закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков.
Формировать цветовосприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук.
Март
Красивые цветы в подарок маме
(планируется 2 занятия)
1. Выполнение композиции различными изосредствами, сочетая рисунок и аппликацию.
Закрепление техники тампонирования губкой по трафарету (цветы).
2. Доведение работы до логического завершения: вырезывание симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (ваза, украшение её узором при помощи цветных карандашей.
Волшебный карандаш Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления (звонкая капель) зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима.
Солнечный зайчик Создание выразительного образа персонажа путём комбинирования приё мов изображения: прокатывание по трафарету поролоновым валиком; рисование кистью.
Развитие творческой фантазии, воображения.
Апрель
Букет цветов в вазе
(планируется 2 занятия) 1. Изображение цветочного букета в технике предметной монотипии.
Развитие навыков рисования гуашью, акварелью; «оживление» цветов фломастерами.
2. Использование шаблона и простого карандаша для контурного изображения вазы к цветочному букету. Раскрашивание и роспись силуэта вазы пастелью.
Лети, ракета, к звёздам! Передача образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью.
Подводный мир Совершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины. Создание созвучного тона восковому рисунку с помощью акварели.
Май
После дождя Создание пейзажа в технике «батик» (радуга в небе, молодая травка, цветы, порхающие бабочки.). Развитие творческой фантазии, воображения.
Праздничный салют Победы Знакомство с приёмом рисования в технике «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Развитие творческой фантазии, самостоятельности.
«Пушистые одуванчики, белые сарафанчики.» Передача выразительного образа одуванчиков через использование различных изотехник : набрызг по трафарету (пушистые шарики семян, рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.).
Сказочные цветы Создание выразительного образа фантастического сказочного цветка в мозаичной технике рисования на темном картоне.
Тематический план занятий с детьми 6-7 лет
Тема Задачи
Сентябрь
«Цветное коромысло над рекою повисло.» Рисование речного пейзажа (небо, берег, река) в технике пейзажной монотипии. Изображение радуги веерной кистью.
Бабочка на лужайке
(рисование бабочки) Передача в нетрадиционной технике «эстамп» внешнего вида насекомого. Дорисовывание деталей тонкой кистью (тельце, головка, усики).
Бабочка на лужайке
(рисование лужайки) Доведение работы до логического завершения (изображение цветущей лужайки). Передача выразительности рисунка путём комбинирования различных изоматериалов (кисть, восковые мелки, пастель).
Узор из ягод и веток рябины Создание растительного узора: рисование ягод ягод губкой, последующая прорисовка деталей (пользование точкой, мазком, линией).
Октябрь
Осенний натюрморт Рисование в жанре живописи — натюрморт.
Использование техники «батик» (восковые мелки+акварель, выделение в рисунке особенностей фруктов (форма, цвет, величина).
Берёза в золотом наряде Рисование пейзажа кистью и губкой. Развитие умения работать с палитрой, использование определённой цветовой гаммы в соответствии с настроением и временем года.
«Листик, листик вырезной, солнышком окрашенный.» Использование шаблона кленового листа. Закрепление навыка аккуратного закрашивания предмета, не выходя за контуры; развитие умения выразительно сочетать тёплые тона, использование приёма вливания цвета в цвет. Прорисовка прожилок тонкой кистью.
Яблоневый сад осенью Закрепление представлений о пейзаже.
Подготовка фона для будущего рисунка в технике «кляксография». Выбор средств для изображения пейзажа (кисть, пастель, сангина, уголь).
Ноябрь
Осенний пейзаж Закреплять представления о приметах осени. Использование техники тычкования для рисования осенней листвы. Формировать умение композиционно располагать предметы, используя приём «ближе-дальше».
Вечерний город Рисование многоэтажного дома в технике «батик». Развитие умения передавать в рисунке архитектурное строение здания.
Формирование чувства цветосочетания
Ё жик в ельнике Развивать умение рисовать штрихами: хвою молодой ёлочки — короткими отрывистыми, иголки ежа — неотрывными зигзагообразными в несколько рядов. Учитывать пропорцию между предметами.
Первый снег Рисование дерева без листьев у берега замерзающего озера в технике пейзажной монотипии. Выбор приёмов и материалов для изображения снега (кисть, губка; техника «набрызг», а также их сочетание. Развивать чувство композиции.
Декабрь
Аленький цветочек Экспериментирование с цветной пряжей: создание образа сказочного сверкающего цветка из обрезков ниток на бархатной бумаге.
Развитие мелкой моторики рук.
Белая пушинка-
ажурная снежинка Развивать интерес детей к такому виду бумажной пластики, как оригами. Активизировать детей к созданию узорных форм при помощи ножниц.
Новый год в лесу
(по мотивам стихотворения
«Заячье новогоднее») Изготовление в технике пластилинографии пейзажной композиции (пушистые зелёные ёлочки в зимнем наряде). Способствовать развитию силы кисти руки. Закреплять представления детей о приметах зимы.
Хлопушка - новогодняя игрушка Закрепление умения работать с фольгой (техника гравирования) : рисование узора на силуэте хлопушки по соственному замыслу.
Развитие творческого воображения.
Январь
«Что такое снежинка?» Передача образа фантастического растения гуашью белого, «золотого», «серебряного» цветов, используя приёмы рисования разными материалами (веерная и тонкая кисти, ватные палочки, губка).
Развитие творческого воображения.
Ветка ели с шишками Передача выразительного образа заснеженной ветки ели в технике пластилинографии.
Развитие мелкой моторики рук. Аккуратности.
Пингвины на льдине Закреплять умение использовать простой карандаш для рисования контурного эскиза. Раскрашивание методом тычкования.
Развитие представлений детей об обитателях Антарктиды.
В цирке Рисование фигуры человека в одежде в технике пальчиковой палитры, передача его пропорций. Свободный выбор материалов для печатания (катушки из-под ниток, пробки, пластиковые колпачки.). Создание выразительной композиции клоуна-жонглёра.
Февраль
«Дремлет лес под сказкой сна.» Закреплять навыки рисования в технике «граттаж» (процарапывание). Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать колорит вечернего (ночного) зимнего леса.
Жар-птица
(коллективная работа) Закрепление навыков работы с фольгой: украшение перьев Жар-птицы в технике гравирования.
«Сказка о золотой рыбке.»
(море) Воспитание интереса к книге и книжной графике. Выбор материалов для придания образу моря большей выразительности (губка, зубная щетка).
«Сказка о золотой рыбке.»
(рыбка) Передача образа сказочной рыбки в рисунке и аппликации (вырезывание рыбки из бумаги, используя шаблон; расписывание и наклеивание силуэта рыбки на фон — море).
Развитие творческой фантазии, воображения.
Март
Портрет моей мамы Дать детям знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить отображать особенности внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью.
Кружевные шляпы Познакомить детей с искусством ажурного вязания и плетения. Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая плотные его части с лёгкой воздушной сеткой. Развивать навыки рисования фломастерами, гелевыми ручками.
Царевна-лебедь Закреплять навык тычкования щетинистой кистью. Учить передавать образ сказочной птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона).
Расцвели подснежники Рисование подснежников восковыми мелками и пастелью, обращая внимание на склонённую головку цветка. Развитие цветовосприятия.
Апрель
«Уж верба вся пушистая.» Упражнять в рисовании «по-сырому», развивать технический приём работы с гуашью путём вливания цвета в цвет. Передача выразительного образа веточки вербы с мохнатыми почками.
Космические корабли
(ознакомительное) Знакомство с книжной графикой, изображающей форму, строение космического корабля, образ звёздного неба. Подготовка фона для будущей композиции в технике кляксографии.
Космические корабли
(продолжение) Самостоятельность в выборе изобразительных средств (акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Развивать творческие способности и фантазию в изображении разных конструкций космических кораблей.
Морское царство Цветной «граттаж». Упражнять в передаче формы и пластики обитателей моря.
Развивать фантазию, творческую инициативу.
Май
Весеннее настроение Продолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение деревьев, создавать многоплановую композицию. Совершенствовать умение пользоваться различными изоматериалами для создания выразительного образа цветущего сада (восковые мелки, пастель, поролон, жёсткая кисть).
Праздничный салют в городе Совершенствование навыков рисования в технике «батик» (восковые мелки+акварель). Передача в рисунке строения городской улицы и выразительного образа салюта в вечернем небе.
Одуванчики в траве Закреплять навыки рисования штрихами полусухой жё сткой кистью: прямыми — при рисовании жёлтой головки цветка, и короткими вертикальными («выбивание») - при изображении пушистой белой головки одуванчика. Передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихах поэтов.