Людмила Сологуб
«Волшебные кружочки» Программа кружковой работы по художественно-творческой деятельности во IIмладшей группе
▼ Скачать +Заказ
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка ….стр. 3
Актуальность…стр. 4
Цель и задачи…. стр. 5
Формы проведения итогов реализации программы …. стр. 6
Ожидаемые результаты…стр. 6
2. Тематический план …. стр. 7
3. Список детей по подгруппам
4. Мониторинг
5. Список литературы…. стр. 7
1. Пояснительная записка
Публикация «„Волшебные кружочки“ Программа кружковой работы по художественно-творческой деятельности во IIмладшей группе» размещена в разделах
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, можно выделить следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности : восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально - практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; проявлять индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. Работа с бумагой – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Создавая красивые работы своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Актуальность:
данной программы кружка «Волшебные кружочки» основывается на том, что развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Цель программы :
организация системы работы направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи детей младшего дошкольного возраста через организацию различных видов продуктивной детской деятельности; создание условий для раскрытия и развития таланта.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и психических процессов:
произвольного внимания;
логического мышления;
зрительного и слухового восприятия;
памяти, речи детей.
3. Формировать навыки учебной деятельности :
умение действовать по словесным инструкциям;
умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
контроль за собственными действиями.
4. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Формы проведения итогов реализации программы :
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается). В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты работы : Решение задач данной программы поможет детям согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков наклеивание готовых форм: работа с клеем (приклеивание детали, ориентирование плоскости листа, составление сюжетных композиций из геометрических фигур. И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду :
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
составление альбома лучших работ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. Тематический план:
Сентябрь:
1. Вводное занятие. Знакомство с формой круг. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем.
2. «Какие бывают кружочки?». Практическое занятие. Практическое знакомство с кругом в разном материале.
3. Мониторинг.
Октябрь:
1. «Колобок». Выполнение поделки из пластилина.
2. «Воздушные шарики». Выполнение поделки из цветной бумаги.
3. «Ароматный ёжик». Выполнение поделки из теста и природных материалов.
4. «Любимый фрукт». Выполнение поделки из пластилина.
Ноябрь:
1. «Солнышко». Выполнение поделки из пластилина.
2. «Яблоки в корзине». Выполнение поделки из соленого теста.
3. «Колобок катится по дорожке». Выполнение поделки из цветной бумаги.
4. «Веселая неваляшка». Выполнение поделки из соленого теста (метод вырезания фигурной формой).
Декабрь:
1. «Зайчик». Выполнение поделки из косметических дисков.
2. «Мишка». Выполнение поделки из крупы.
3. «Зеленый горошек». Выполнение поделки из пластилина.
4. «Божья коровка». Выполнение поделки из цветной бумаги.
Январь:
1. «Шарики для новогодней елки». Выполнение поделки из пластилина.
2. «Снежные комочки». Выполнение поделки из салфеток (метод скатывания).
3. «Наряжаем Ёлочку». Выполнение поделки из пластилина.
4. «Гусеничка». Выполнение поделки из цветной бумаги.
Февраль:
1. «Неваляшка» Выполнение поделки из пластилина.
2. «А у нашего двора снеговик стоял с утра». Выполнение поделки из косметических дисков.
3. «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» (Светофор). Выполнение поделки из пластилина.
4. «Я пеку, пеку, пеку…». Выполнение поделки из соленого теста (метод вырезания фигурной формой)
Март:
1. «Сладкий виноград». Выполнение поделки из пластилина.
2. «Цветы для мамы!». Выполнение поделки из цветной бумаги.
3. «Яркое солнышко!». Выполнение поделки из цветной бумаги + дорисовывание.
4. «Бабочка». Выполнение поделки из пластилина.
Апрель:
1. «Вышла курочка-хохлатка, с нею - желтые цыплятки». Выполнение поделки из косметических дисков.
2. «Укрась павлину хвост». Выполнение поделки из пластилина.
3. «Цветная пирамидка». Выполнение поделки из пластилина.
4.»Подсолнух». Выполнение поделки из пластилина.
Май:
1. Мониторинг.
2. Презентация детских работ.
СПИСОК
детей по подгруппам :
1. …
2. …
3. ….
4. …
5. …
1..
2. …
3..
4. …
5. …
Мониторинг
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМ
1. Перед дошкольным воспитанием стоит важная задача - научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного. Детям с раннего возраста начинают читать книги, сказки и стихотворения, которые легко запоминаются, но особое удовольствие им доставляет просматривание иллюстраций. Поэтому, можно начинать знакомство детей с творчеством художников с работ художников-илюстраторов. Наиболее известными представителями этого жанра можно назвать В. М. Конашевича, Е. И Чарушина, Е. М. Рачева. Важно, чтобы иллюстрации, которые рассматривают малыши, были понятны и правдоподобны, соответствовали возрастной группе. В нашей группе есть замечательная мама, (Скороходова Анастасия Андреевна) интересующаяся искусством. Она предложила проводить кружок по рисованию, который назвали «Волшебные краски»
ТЕМА МАТЕРИАЛ ДАТА
«Домики для стрекозы» Картон цветной, гуашь. Сентябрь
«Полет жар-птицы» Сухие листья, гуашь Октябрь
«Цветы в вазе» Цветная бумага, восковые мелки, гуашь. Ноябрь
«Зимний сказочный пейзаж» Восковые мелки, гуашь, цветная бумага декабрь
«Новогодние узоры» Свеча, гуашь, восковые мелки Январь
«У лукоморья» Краски, восковые мелки, картон февраль
«Веселая масленица» Цветная бумага, гуашь Март
«Весенняя фантазия» Цветы вербы, гуашь, картон Апрель
«Первоцветы» Гуашь, картон, цветная бумага Май
2. Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса, а также говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Поэтому в своей группе я предложила родителям организовать «Родительский час».
Месяц Мероприятие Семья
сентябрь «Знакомство с баяном» Дедус Софьи
сентябрь «День птиц» Кочан Ярославы
октябрь «Цветок из ниток» Абушенко Дарьи
октябрь «Подвижные игры» Галашовой Арины
ноябрь «Открытка для мамы» Ковалева Назара
ноябрь Беседа «Мои игрушки» Куропаткиной Василины
декабрь «Снежинка» Черняева Семена
декабрь «Игрушки на елку» Селезневой Полины
январь «Рождественские посиделки» Сивова Александра
январь «День добрых слов» Вильшанской Ксении
февраль «Машина из коробков» Дудинской Екатерины
февраль «Открытка для папы» Овчинникова Арсения
март «Цветок из фетра» Степень Федора
апрель С/р игра «Магазин» Порфирьева Алексея
май Поделки из шишек Мошкиной Ксении
Тема Цель Сроки проведения:
«Нетрадиционные способы рисования»
Семинар-практикум
Презентация «Нетрадиционные способы рисования с детьми 3-х лет»
Познакомить родителей с приемами изображения ладошкой и пальчиком, вызвать желание использовать нетрадиционные техники рисования с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в творческой работе.
Сентябрь
«Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей Познакомить родителей воспитанников с основными методами, направленными на развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность и воображение.
Декабрь-январь
"Использование нетрадиционной художественной техники в младшем дошкольном возрасте ".
Совместный семинар-практикум с родителями воспитанников Тема: «Божья коровка»
(коллективное рисование)
Развивать умение объединять 2 инструмента рисования- кисточку и ватную палочку, развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым; вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке; воспитывать умения видеть красоту природы; вызвать желание оберегать природу. Апрель
Список литературы:
1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. СПб., 2011. 220 с.
2. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников). М., 2010. 140 с.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. 108с.
4. Ушакова О. С. ,Струнина Е. М. «Программа развития речи детей четвертого года жизни» («Развитие речи детей 3-4 лет» Москва издательский центр «Вента-Граф»,2009г.)
5. Лыкова И. А. «Цветные ладошки»
6. Никологорская О. А. «Волшебные краски», М. : АСТ-Пресс, 2007 г.
7. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.
8. Шайдурова Н. В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М. : ТЦ «Сфера», 2008 г.
9. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2013г.
10. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», /Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)
11. Малышева, А. Н. аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с. : ил. – (В помощь педагогам ДОУ)
12. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
13. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация/Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 144 с.
14. Лебедева Е. Н. «Использование нетрадиционных техник» [Электронный ресурс].