Светлана Масловская
Программа «Художественно — эстетическое развитие» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Весёлые звоночки»
Рабочая программа музыкального руководителя
по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыка»
(вторая младшая группа)
Срок реализации: 1 год
Составила: муз. рук.
Масловская С. М.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Программа „Художественно — эстетическое развитие“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Поэтому музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни.
Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств : приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Маленький ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки.
Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка» является частью образовательной программы дошкольного образования «Детский сад №18» (далее – Программа).
Программа разработана в соответствии снормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 N1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Программа определяет содержание и организацию художественно-эстетической деятельности (раздел «Музыка», направлена на проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждой из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками.
Обязательная часть Программы разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, 2016 года.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена циклом бесед, музыкальных произведений в процессе ознакомления с региональными особенностями родного города.
Программа представлена для второй младшей группы (3-4 года)
1.1.1. Цели и задачи Программы
Цель Программы : создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
Задачи реализации Программы :
1. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников:
формирование умственных способностей детей (развитие процессов памяти, музыкального мышления, музыкального воображения);
способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение культурного наследия;
создание условий для освоения нравственно-эстетических ценностей и побуждений детей, руководство ими в повседневной жизни.
2. Формирование музыкальных представлений, ценностных ориентаций средствами музыкального искусства, расширение музыкального кругозора, музыкально-сенсорных способностей детей, объема знаний о музыке в разных видах музыкальной деятельности:
восприятие музыки (слушание, обогащенное изобразительным искусством и литературой;
пение;
игра на детских музыкальных инструментах;
музыкально-ритмическая деятельность;
творческая деятельность.
3. Освоение детьми символики музыкального искусства (нотоносец, взаимодействие звуков в ладу, система построения малых музыкальных форм, жанров музыки) через проблемно - моделирующие игры.
4. Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
5. Подготовка детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
2. Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
1.1.3. Характерные особенности развития детей :
На 4-м году ребенок имеет достаточный объем музыкально-слуховых представлений. Имеющийся музыкальный опыт позволяет ему различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш).
В этом возрасте у детей проявляется большой интерес к пению и элементарному музицированию. Их привлекает звучание детских музыкальных инструментов и игрушек. Ребенок может различать не только тембровую окраску звучания знакомых инструментов, но и динамику их звучания (тихое и громкое, и особенности темпа (быстрый и медленный).
Появляются новые двигательные возможности. Малыш может менять движения в связи со сменой характера музыки, но не следует точности их выполнения.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
1. Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
2. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.
3. Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их в движении.
4. Эмоционально откликается на характер песни, пляски.
5. Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности по художественно - эстетическому воспитанию и развитию дошкольников.
Рабочая программа разработана на основе программы «Детство» ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева, 2016.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание образовательной деятельности
Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко — низко, громко — тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.
Методы и средства реализации Программы
Название метода Определение метода Средства
Словесные Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, толкование (разъяснение понятия, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой, пояснения,
указания, подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии, инструкции-интерпретации, выразительное чтение и рассказывание худ. произведений, повторное чтение
Фольклор:
песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.); скороговорки, загадки и др.
Наглядные Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы : метод иллюстраций и метод демонстраций. Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных театров.
Показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Показом мульфильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным.
Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального
пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т. е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе при реализации ООП дошкольного образования.
Практические Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.
Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые) Приучение. Обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности. Технические и творческие действия Скороговорки, стихотворения. Музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации. Дидактические, музыкально-дидактические игры. Различный материал для продуктивной и творческой деятельности. Конструкторы. Знаково-символические обозначения ориентиров. Изучение правил взаимодействия в групповой деятельности
Репродуктивный Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.
Проблемное изложение Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий
исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем.
Рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления
окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования, задачи на решение коммуникативных ситуаций
Частично-поисковый Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.
Исследовательский Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково- исследовательской деятельности.
Активные методы Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.
В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие
реальность и приспособленные для целей обучения.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Описание материально-технического и методического обеспечения Программы
В ДОУ имеется оборудованный музыкальный зал, предназначенный для проведения утреннейгимнастики, музыкальныхзанятий, праздников, развлечений и досугов, а также индивидуальнойработы с детьми.
В музыкальном зале имеется:
зеркальная стена для зрительного контроля;
2 музыкальных центра,
пианино.
Также в ДОУ имеется кабинет музыкального руководителя, в котором имеется:
детские музыкальные инструменты;
атрибуты для музыкально-дидактических и подвижных игр;
демонстрационный материал;
атрибуты для танцев,
развивающие игры по музыке,
библиотека книг по музыке, портреты композиторов,
игрушки для занятий,
сборники нот, методическая литература, журналы
Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания
Образовательная деятельность по освоению детьми образовательной области обеспечивается использованием следующих программ, технологий и методических пособий:
№
п/п Обязательная часть
1 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева идр. – СПб, 2016
2 Вербенец А. М., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии. Учебно-методическое пособие. – СПб, 2015
3 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство» : учебно-методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб, 2016
4 Музыкальное развитие дошкольников. Содержание, планирование, конспекты И. Е. Яцевич, 2015
6 Бабинова Н. В., Мельцина И. В. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста. – СПб, 2017
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В практике деятельности педагогического коллектива Учреждения сложилась система праздников, мероприятий и событий, проводимых ежегодно в течение нескольких лет. Они вошли в ранг традиционных, отражают специфику до школьного учреждения, потребности и интересы участников образовательного процесса.
№ Название мероприятий Сроки
1 Праздник «Прощай лето, здравствуй детский сад!» сентябрь
2 Осенний праздник «Осень, осень в гости просим»
октябрь
3 «Моя мама – лучшая на свете»
(концерт) ноябрь
4 Новогодний праздник «В гости к Снеговику» декабрь
5 Развлечение «Прощание с ёлочкой» январь
6 Тематическое занятие посвященное 23 февраля
Февраль
7 Праздник «Весна пришла»
(посвященный 8 марта)
Март
8 Театрализованное представление «Как цыплята искали маму»
Апрель
9 Кукольный театр «Заяц-хвастун»
Май
10 Праздник «Лето красное»
Июнь
11 Праздник «День защиты детей» Июнь
12 «Детство – это я и ты!» июль
13 «Летние забавы»
август