Елена Данилова
Программа хореографического кружка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
Публикация «Программа хореографического кружка в детском саду» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.
Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Объектом работы по данной программе является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по хореографии, создание у них основ музыкальной культуры.
Программа способствует расширению детского опыта, получению знаний, развитию любознательности и желанию познавать окружающий мир через музыку и движение, что является необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности. Ведь именно в дошкольном возрасте мышление малышей более свободно и независимо. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами и его необходимо развивать. А занятия по хореографии как нельзя лучше подходят для этого. Ведь именно здесь ребенок раскрепощается, импровизирует, слушает музыку и тишину, выполняет задания творческого характера и учится владеть своим телом – прекрасным «музыкальным инструментом».
Новизна, актуальность и эффективность программы в разностороннем воздействии на организм воспитанников. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.
Воспитанники имеют возможность получать целый спектр услуг: занятия ритмопластикой, музыкой, актерским мастерством, знакомством с правилами этикета. Психологический климат на занятиях создает эмоциональный комфорт для каждого воспитанника. Весь процесс обучения строится на педагогике сотрудничества, способствующей творческой активности воспитанников. Все это в комплексе позволяет воспитанникам благоприятно адаптироваться в социуме, развивает коммуникативные качества в общении со сверстниками и взрослыми. Воспитывает нравственно-одухотворенного человека с богатым внутренним миром, владеющим этикой общения.
Педагогическая целесообразность программызаключается в том, что, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
Отличительной особенностью данной программы является использование игровых методик и здоровьесберегающих технологий в обучении детей хореографии – создание игровых ситуаций, использованиеигроритмики, игрогимнастики, игромассажа.
Данная программа рассчитана для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Относится к ознакомительному уровню и поэтому основной ее задачей является постепенное, ненавязчивое введение дошкольников в мир музыки, раскрытие и развитие индивидуальных творческих способностей детей через хореографическое искусство.
Программа является модифицированной и составлена с учетом следующих методических пособий:
• «Са-Фи-Дансе» Танцевально-игровая гимнастика для детей Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной
• «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду :занятия, игры, упражнения» О. Н. Арсеневской
• «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» Е. А. Судаковой.
Особенности организации образовательного процесса.
В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в танцевальной группе) и индивидуальная работа (сольное исполнение). В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми двигательными и музыкальными данными, имеющие достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению. Занимаясь в хореографическом кружке, дети получают не только музыкально-двигательную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и танцевальных навыков могут привлекаться к участию в городских конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении танцевального материала.
Формы организации учебного занятия:
• кружковое занятие (теоритическое, практическое)
• тематическое занятие
• занятие-путешествие
• занятие-игра
• концерт
• творческий отчет
1.2 Цели, задачи и принципы программы.
Цель программы :
Обучение детей основам танцевального мастерства; выявление и развитие у них творческих способностей, формирование общей культуры и музыкальности в процессе организации занятий хореографией в детском саду.
Задачи программы :
Важнейшей задачей курса является развитие творческой личности, знающей свою культуру.
Задачи обучения и воспитания детей:
1. Развитие музыкальности
- развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её характер, настроение, понимать содержание
- развитие музыкального слуха, чувства ритма
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству
- развитие музыкальной памяти
2. Развитие двигательных качеств и умений
- развитие координации движений, ловкости, точности
- развитие гибкости, пластичности
- воспитание выносливости, силы
- формирование правильной осанки, красивой походки
- развитие умения ориентироваться в пространстве
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений
3. Развитие творческих способностей и фантазий
- развитие воображения, умения фантазировать на заданную тему
- развитие способности импровизировать
- развитие инициативы
- воспитание уверенности в принятии самостоятельных решений
4. Развитие и тренировка психических процессов
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
Для реализации программы используются принципы:
1. Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
2. Тематический принцип планирования учебного материала.
3. Единство воспитания и обучения.
4. Интеграция различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
5. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
6. Связь с другими видами деятельности детей.
7. Направленность содержания программы на активное развитие и формирование у детей творческих способностей и создание основ музыкальной культуры и с этой позиции оценочного отношения к деятельности, искусству, эмоциональный отклик на происходящее в окружающем мире, творческое преобразование действий.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план (составляется педагогом, в зависимости от количества часов)
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
Содержание программы включает в себя три основных блока с подразделами:
• Танцевально – ритмическая гимнастика
игроритмика
игрогимнастика
игротанцы
• Нетрадиционные виды упражнений
игропластика
пальчиковая гимнастика
игровой самомассаж
музыкально-подвижные игры
игры - путешествия
• Креативная гимнастика
музыкально-творческие игры
специальные задания
1. ИГРОРИТМИКА.
Специальные упражнения для согласования движений с музыкойХлопки и удары ногой на каждый счет и через счет, только на первый счет. Выполнение простейших движений руками в различном темпе. Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли.
2. ИГРОГИМНАСТИКА.
2.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну. Повороты направо, налево, по распоряжению. Перестроение изколоны в несколько кругов. Размыкание по ориентирам. Перестроение из одной колоны в две, три.
2.2. Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета. Комбинированные упражнения в стойках. Присед. Различные упражнения ногами в упоре стоя, согнувшись, в упоре присев.
Упражнения с предметами. Упражнения с лентой.
2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
2.4. Акробатические упражнения. Группировка в приседе и седее на пятках. Перекаты вправо-влево из группировки в седее на пятках. Сед ноги врозь широко. Равновесие на одной ноге с различными движениями рук. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.
3. ИГРОТАНЦЫ.
3.1. Хореографические упражнения. Поклон для мальчиков, реверанс для девочек. Танцевальные позиции рук. Полуприседы и подъемы на носки, выставление и подъем ноги вперед и в сторону. Прыжки. Соединение движений в композицию.
3.2. Танцевальные шаги. Шаг галопа вперед ив сторону, шаг польки. Пружинные движения ногами на полуприседах, кик-движение. Шаг с подскоком, попеременный шаг. Русский шаг-припадание. Комбинации из изученных танцевальных шагов.
3.3. Ритмические и бальные танцы «Современник», «Макарена», «Полька», «В ритме польки», «Русский хоровод», «Па-де-грас», «Конькобежцы», «Травушка-муравушка», «Модный рок», «Артековская полька», «Давай танцуй».
4. ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
Специальные упражнения и комплексы упражнений «Зарядка», «Всадник», «Ванечка-пастух», «Четыре таракана и сверчок», «Облака»(упражнения с ленточками, «Приходи, сказка», «Бег по кругу», «Черный кот».
5. ИГРОПЛАСТИКА.
Специальные упражнения для развития силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.
6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях со стихами и речитативом. Упражнения пальчиками с речитативом.
7. ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме.
8. МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
9. ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ
10. КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА.
1.3.3 Планируемые результаты освоения программы :
Образовательная работа по программе «Конфетти» для детей 5-7 лет позволяет добиваться следующих результатов:
• Укрепления здоровья;
• Развития музыкальности;
• Развития двигательных качеств и умений;
• Развития творческих и созидательных способностей;
• Развития и тренировки психических процессов;
• Развития нравственно-коммуникативных качеств личности;
Работа строится таким образом, чтобы не нарушить целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы развития детей.
Получив объём знаний, умений данной программы, дети могут:
1. Знать правила поведения и уметь общаться в коллективе (развитие коммуникативных качеств личности)
2. Иметь представление о правилах гигиены тела, тренировочной одежде
3. Уметь выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку
4. Реагировать на начало музыки и её окончание, а так же ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать ладошами, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя
5. Овладеть начальной танцевальной памятью
6. Уметь чувствовать музыкальный ритм произведения и донести его уникальность до зрителей (согласно возрасту).
7. Интерпритировать музыкальное произведение, развивать на его основе свои ощущения и воплощать иго в танце (находить свои движения, импровизировать)
8. Знать основные виды движений, музыкально-ритмические композиции, детские парные танцы, сюжетные танцы (согласно возрасту)
9. Активно участвовать в организационно-деятельных играх.
10. Уважать и понимать партнёра при исполнении парных танцев.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, формы аттестации».
2.1 Календарный учебный график. (составляется педагогом, в зависимости от желаемого репертуара)
2.2. Условия реализации программы.
2.2.1Перечень оборудования, инструментов и материалов:
музыкальный центр (МР-3 проигрыватель)
компакт-диски, съемные цифровые носители (флеш-карта) с аудиозаписями;
декорации (для проведения сюжетных занятий);
костюмы; элементы костюмов (шапочки, маски)
отличительные знаки, эмблемы, жетоны;
грамоты, значки, медали (для подведения итогов занятий и награждения);
атрибуты: ленты, обручи, мячи разных размеров, цветы, веточки листьев, султанчики, платочки, шарфики, косынки.
2.2.2Формы аттестации.
Оценка образовательных результатов воспитанников по дополнительной образовательной программе носит вариативныйхаратер. Инструменты оценки достижений детей способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании.
Аттестация проводится с целью:
установления соответствия результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым
результатам обучения;
выявления уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального и динамики его развития);
определения эффективности педагогического воздействия.
Метод: наблюдение за детьми в процессе музыкально-двигательной деятельности в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий и упражнений.
К формамдемонстрации образовательных результатов воспитанников относятся:
концертная деятельность,
участие в конкурсах, фестивалях, смотрах,
участие праздниках и развлечениях ДОУ.
открытый показ.
Оценка уровня подготовки воспитанников проводится по трем уровням
Высокий уровень усвоения программы – если ребенок самостоятельно, обоснованно отвечает на вопрос или выполняет действия (музыкально-ритмические движения, перестроения, танцевальные композиции и т. д).
Средний уровень усвоения программы - ребенок с помощью взрослого или по подсказке (показу) взрослого отвечает на вопрос или выполняет действие.
Низкий уровень – если ребенок затрудняется ответить на вопрос или выполнить действие даже с помощью взрослого.
2.2.3. Оценочные материалы
В рамках данной программы диагностика (аттестация) проводится по основным параметрам, которые отражаются в аналитической справке в конце завершения курса:
• Музыкальность
• Эмоциональность
• Творческие проявления
• Развитие чувства ритма
• Гибкость, пластичность
• Координация движений
• Внимание, память
Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.
Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям. Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.
Координация, ловкость движений - точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, в гимнастике, в танце. Оценивается с учетом подбора доступных по сложности композиций.
Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па». Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, если малыш выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка соответственно ниже.
Память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности движений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3- 5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти, неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большем количестве повторений (более 10 раз) оценивается на низком уровне. Подвижность (лабильность) нервных процессов - проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон - это соответствие исполнения движений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются, как повышенная возбудимость.
Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким принципом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбирал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.
2.2.4. Методические условия реализации программы
В основе способа организации занятий лежит игровой метод. Нетрадиционные виды упражнений представлены игропластикой, игроритмикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает музыкально-творческие игры и специальные творческие задания.
Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, вообра-жения и творческих способностей ребенка.
Кроме того, в работе с детьми используются следующие методы обучения:
показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
выразительное исполнение движения под музыку;
словесное пояснение выполнения движения;
внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
творческие задания.
По уровню деятельности детей используются методы объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские.
Методы и приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т. д., его содержания, объема программных умений, этапа разучивания материала, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.
Основными видами деятельности на занятиях по хореографии являются репродуктивная и творческая.
Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение выполнения движений, показанных педагогом.
Творческая деятельность направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового результата.
Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации и способствует гармоничному (умственному и физическому) развитию личности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления образовательной деятельности: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, исследовательские.
Учебный материал на занятиях по хореографии распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки.
Целостный процесс обучения танцевально-ритмическим движениям можно условно разделить на 3 этапа:
• начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению).
• этап углубленного разучивания упражнения.
• этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробируют упражнение.
- Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создают условия для формирования его образа, активирует работу центральной нервной системы детей.
- Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким и понятным, желательно в зеркальном изображении. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.
- Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть кратким и образным, с использованием гимнастической терминологии. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения.
Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе.
Если упражнение нельзя разделить на составные части, применяется - целостный метод обучения. Его можно использовать, выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на 2, 4, 8 и большое количество счетов. Для начального обучения упражнения используются ограничители, ориентиры. Педагог, проводя урок, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям. Так, образные сравнения помогают детям правильно осваивать движение, так как создают у детей особое настроение. Похвала ребенка активизирует работу его сердца, нервную систему.
Этап углубленного разучивания - упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение. Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления - "идеомоторной тренировки". В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - соревновательный и игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.