Лаптева Ксения Юрьевна
Программа этнокультурного фольклорного кружка для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
фольклорного кружка «Дьиэрэй».
Пояснительная записка.
Ребенок дошкольного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию
Этнокультурная направленность образования в Республике Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, проживающих в республике, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.
Публикация «Программа этнокультурного фольклорного кружка для дошкольников» размещена в разделах
По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодежи достаточно высок.
Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.
Одним из мощных традиционных средств воспитания, является при общение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с её жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не являются его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребенка в современных условиях.
О важности присутствия в жизни ребенка огромного пласта народной педагогики, а именно, - детского фольклора, пишет Г. С. Виноградов: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор».
Актуальность.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.
Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.
Данная программа поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых.
Занятии проводятся по группам, индивидуально,подгрупповая работа в свободное время.
в нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Музыкально-воспитательной работе используется якутские народные песни игры на инструментах (хомус, купсуур и. т. д.) Чабыр5ах, осуохай, тойук. Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект т. е формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Цель: Приобщение дошкольников к духовной культуре якутского народа
Задачи:
Образовательный
Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирование, знакомить детей с якутским народным и музыкальным творчеством.
Воспитательные
Формировать социально-нравственное здоровье детей
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа
Развивающие
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора
Развивать импровизационные способности у детей
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления
Развитие творческих способностей дошкольников;
Знакомство детей с разнообразными национальными музыкальными инструментами.
Приобщение детей к культуре народа Саха.
Коррекция произношения звуков и слогов
Задачи:
• Воспитывать и приобщать любовь и уважение к традициям, культуре народа Саха
• Обучение простейшим приемам игры на хомусе;
• Обучение правильному дыханию, развитие артикуляционного аппарата;
• Совершенствование и развитие слухового внимания;
Ожидаемый результат:
• Развитие личности ребенка
• Улучшение творческих способностей, развития воображения, образного мышления;
• Улучшение уровня речевых навыков детей;
• Улучшение памяти, концентрации внимания;
• Осознание своей этнокультурной принадлежности;
• Улучшение знаний по якутскому фольклору и культуре; практических навыков для самостоятельного исполнительства.
Программа адресована детям дошкольного возраста. УЗанятия проводятся 1 раз в неделю. В программу включены общие сведения о якутской народной культуре, отражены история, культура и якутский фольклор, основные жанры якутского фольклора, ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом – хомус (варган).
Содержание занятий разнообразно.
Например:
-разучивание якутских народных и фольклорных песен (тойук,
-разучивание якутского танца «Осуохай»
-разучивание якутских игр: хабылык, хаамыска и. т. д.
-разучивание национальном музыкальном инструменте – хомус (варганом).
Занятия курсов несут комплексный подход и нестандартную форму проведения, тем самым способствуют достижению цели данной программы.
Этапы реализации программы
Настоящая Программа рассчитана на три этапа:
I этап – подготовительный (организационный) Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
На первом этапе Программы детям будет предоставлена возможность пробовать свои силы в разных видах народного творчества (устное, песенное, танцевальное, инструментальное). Раскрытие способностей ребёнка будет проходить через приобщение к фольклору и народному творчеству.
II этап – основной Декабрь
Январь
Февраль
В ходе 2 этапа проводится с детьми индивидуальная работа по отдельным направлениям фольклора, народного творчества, реализуются возможности ребёнка в творчестве, и тем самым происходит раскрепощение сознания ребёнка и устранение комплексов. Самое главное на данном этапе не оставить без внимания детей, которые не уверены в своих силах, помочь им открыть в себе таланты и способности, богатый мир народного творчества, воображения, фантазии.
Занятия на 2 этапе организованы так, чтобы дети не были пассивными исполнителями, а отталкиваясь от их интересов и способностей необходимо увязать с практическими задачами занятий ансамбля, помочь ребёнку проявить свою индивидуальность.
На втором этапе большое значение уделяется индивидуальной работе, главной задачей которой является зарождение у каждого члена ансамбля стимула творческого роста, который в свою очередь, выполняет воспитательную функцию, формирующую чувство ответственности за успехи каждого, из которых складываются достижения и успехи всего коллектива.
III этап – углубленный Март
Апрель
Май
На данном этапе происходит дальнейшее расширение и обогащение знаний учащихся, развитие их техники игры на хомусе, народных инструментах, песенно – танцевальных и артистичных способностей, исполнения осуохая.
Через народное творчество происходит раскрытие способностей ребёнка, привитие уважения к национальной культуре, духовное раскрепощение, устранение комплексов. Развитие чувства коллективизма и сплочение в единый творческий коллектив. В ходе 3 этапа дети участвуют в улусных, республиканских, федеральных и международных конкурсах.
Ожидаемый результат:
Участники ансамбля должны освоить:
• Основные жанры народного творчества и фольклора народов Якутии;
• Основное содержание наиболее значимых эпических произведений устного творчества народа Саха (олонхо, осуохай).
Участники ансамбля должны научиться:
• Осуохай (национальное хороводное пение, петь национальные песни, танцевать национальные танцы, играть на хомусе и других национальных музыкальных инструментах;
• Индивидуальному и коллективному творчеству, вырабатывать свои творческие способности;
• Целенаправленно шаг за шагом доводить до конца начатое дело.