Елена Ваганова
Программа дополнительных образовательных услуг «Волшебная радуга» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА долнительных образовательных услуг «Волшебная радуга»
Для детей старшей группы: Воспитатель Ваганова Елена Александровна
Срок реализации программы: 1 учебный год
Содержание
1. Целевой раздел….3
1.1. Пояснительная записка…. …3
1.2. Планируемые результаты освоения программы….…4
2. Содержательный раздел…. …. 6
2.1. Календарно-тематический план…. …. 6
Публикация «Программа дополнительных образовательных услуг „Волшебная радуга“ для детей старшей группы» размещена в разделах
2.2. Вариативные формы и методы реализации программы…. …. 9
2.3. Диагностика результатов освоения программы…. …. 10
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…. …. 11
3. Организационный раздел…. …. 12
3.1. Материально-техническое обеспечение программы…. …. 12
3.2. Порядок реализации программы в режиме дня…. …13
Целевой раздел программы
1.1 Пояснительная записка.
Данная программа составлена с учётом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, с опорой на требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Художественное творчество для детей дошкольного возраста является важнейшим методом развития умственных, познавательных процессов и что очень важно, такие занятия доставляют детям огромное удовлетворение и даже наслаждение. Знакомясь с материалами, которые используют для изо деятельности, видя их разнообразие и доступность, ребёнок приобретает внутреннюю свободу. усвоив навыки изображения различными доступными материалами, малыши начинают включать своё воображение, инициативу. Малыш раскрепощается и в других видах деятельности. Ребёнок в изображениях выражает свои чувства, эмоции. Незаметно для себя ребёнок учится наблюдать, думать.
Кружковая работа поможет детям и взрослым понять творческие возможности, научит экспериментировать с красками и другими средствами изображения поможет глубже освоить их свойства. Любое творчество, в том числе изобразительное развивает ребёнка всесторонне.
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники изображения является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблеммы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Разнообразие способов изображения, необходимые методики изобразительной деятельности рождают у детей интересные идеи, развивают фантазию и воображение. Каждый из существующих нетрадиционных способов изображения – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованными, смелыми, непосредственными, даёт полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься этим интересным делом.
Настоящая программа систематизировала знания по работе с гуашью, цветными салфетками, свечками, основываясь на обще дидактических принцыпах:
• Наглядности
• Доступности
• Последовательности от простого к сложному, научности и достоверности.
Особое внимание направлено на взаимосвязь художественного и эстетического восприятия с собственной творческой деятельностью детей.
Цель:
Создание необходимых условий для изучения и реализации интересов, способностей, наклонностей и талантов детей, через изобразительную деятельность нетрадиционными способами.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной изобразительной деятельности. Развивать творческие способности, внимание, помять, логическое и пространственное воображение
2. обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства
3. Воспитывать желание создавать своими руками красивые работы, разными техниками и материалами.
1.2 Планируемые результаты освоения программы.
По окончании освоения программы:
- Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления картин, появится желание создавать пейзажи, натюрморты своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
- повысится уровень развития мелкой маторики рук
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- дети самостоятельно смогут применять приёмы изображения при изготовлении произвольных картин.
В результате освоения программы у дошкольников
сформируются знания:
- о названиях и назначении инструментов для творчества;
- свойства, использование, применение и доступные способы изображения разными методоми
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с разными материалами.
сформируются умения:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Навыки, приобретённые воспитанниками
:
• умение свободно владеть гуашью, акварелью, цветными салфетками, песком, манкой по клею.
• знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
• знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;
• правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
• умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
• развитие мелкой моторики пальцев рук;
• видение пропорций и объемов;
• развитие фантазии и объемного мышления.
2. Содержательный раздел программы.
2.1. Календарно-тематический план
Сроки Тема совместной деятельности воспитателя с детьми Цель (ожидаемый результат) Количество
часов
Октябрь
1неделя «Бабочки из лета» (монотипия) Развивать умение создавать симметричную
работу складывая листок пополам.
2неделя Арбузный десерт Знакомство с техникой рисования по мокрому.
3неделя «Осенний пейзаж» Познакомить с техникой печатанья листьями. Научить
видеть в листке миниатюрное дерево.
4неделя Осьминог Знакомство с техникой рисования кляксография.
Ноябрь
1неделя Ёжики Использовать технику печать смятой бумагой в сочетании с
тычкованием жесткой кистью
2неделя Котёнок Развивать умение создавать образ котёнка из комочков салфеток
добиваясь изображения пушистой шёрстки.
3 неделя «Поздняя осень» Знакомство с приемом нанесения порошка кофе на клей,
передавая образ голых деревьев.
4 неделя Лунная ночь Знакомство с сочетанием акварели и восковых мелков
Декабрь
1 неделя Снежинки Упражнять в нанесении манки на снежинку нарисованную клеем.
2 неделя Снеговики Развивать умение создавать объёмный образ снеговика с
помощью манки и клея и дополнять образ по желанию.
3 неделя «Украсим ёлочку». Упражнять в нанесении печати вилкой и пальчиками
изобразить ёлочные игрушки.
4 неделя Зимняя ночь Знакомить с техникой черно-белый граттаж
Январь
2неделя «Ветка рябины» Развивать воображение, творчество, учить передавать
образ рябины рисованием пальцами листьев, и ягод из кусочков салфеток
скатанных в шарики
3неделя «Волшебные узоры»
Познакомить детей с техникой рисования «изонить» Развивать воображение
4 неделя «Подводный мир» Знакомство с техникой рисования мыльными пузырями,
дополняя рисованием пальчиком.
Февраль
1 неделя «Кораблик» Продолжить знакомство с техникой аппликация мозаикой,
используя цветные салфетки.
2 неделя «Зимние узоры» Продолжать знакомство с техниками рисования монотипия
(печать, изонить. Развивать воображение.
3 неделя «Снегири на ветке» Рисование (печать) кулачком, дополняя традиционными
методами рисования.
4 неделя Грачи прилетели Получать изображение с помощью клея и сыпучего
материала (кофе, дополняя элементами мозаики.
Март
1 неделя Яблоневый цвет Создание картины в технике мозаика из цветной бумаги и
салфеток.
2 неделя Пейзаж «Отражение в реке» Рисование в технике монотипия (печать по
мокрому.
3 неделя Кактус в горшке Развивать умение доводить изображение до нужного
образа с помощью природного материала (семян космеи).
4 неделя Тюльпаны в поле Дать детям представление о дикорастущих тюльпанах. Упражнять в смешивании и размывании красок белилами. Знакомство с пуантилизмом
Апрель
1 неделя Ваза с цветами Познакомить с техникой рисования на пене для бритья
(монотипия)
2 неделя Ракета в космосе Закрепление навыков рисования в технике монотипия на
пене для бритья
3 неделя Весеннее дерево Продолжать знакомство с техникой кляксография и
пуантелизм.
4 неделя Одуванчики Использование метода монотипия кончиком трубочки мелко
порезанным
Май
1 неделя Праздничный салют Познакомить детей с новой техникой рисования –
восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих
праздниках (1, 9 мая, учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила
композиции и цветовой колорит.
2 неделя «Радужная фантазия» Развивать воображение и творчество. Упражнять в
рисовании по мокрому
3 неделя Весенняя фонтазия Использование знакомых техник. Развитие творческих
фантазий, интерес к изобразительной деятельности.
Итого 30
2
.2. Вариативные формы и методы реализации программы
Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используется сочетание различных методов: словесные (беседа, рассказ, инструктаж); наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций); практические (упражнение, повтор действий,репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по аналогии (образцу);проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу).
Методы стимулирования и мотивации творческой деятельности детей: создание игровой ситуации (приход «гостя», использование звуков природы, музыки, поощрение, создание ситуации успеха, выставки творческих работ.
Программа учитывает психологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи.
2.3
. Диагностика результатов освоения программы
Педагогическая диагностика направлена на изучение овладения ребенком содержания программы и оценки его развития. Результаты диагностики помогают педагогу сделать условия развития максимально приближенными к реализации детских способностей, позволяя индивидуализировать образовательный процесс.
Метод диагностики: наблюдение, оценка детских работ. Ведущим методом диагностики является малоформализованный диагностический метод – наблюдение. Воспитатель проводит наблюдение за детьми два раза в начале и в конце реализации программы.
Диагностика у детей проводится 2 раза в год (сентябрь - май).
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы кружка.
Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок.
• Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с цветными салфетками, восковыми мелками, мыльными пузырями, гуашью.
• Будут владеть различными техническими приемами и способами изображения на листе бумаги.
• Научатся самостоятельно выбирать материал для изображения.
• Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
• Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
• Получат навыки совместной работы.
Низкий уровень. Ребенок не может начать работу без индивидуальной помощи. Самостоятельно не может применять основные приёмы нетрадиционных техник.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при работе с заданным материалом. Самостоятельно выполняет большинство заданных техник самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно выполняет все основные задания, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Реализация программы предполагает тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Для родителей предлагаются консультации на темы: «Нетрадиционные формы изо деятельности – это интересно». Кроме консультаций родителям предлагается поучаствовать в выставке картин по освоенным техникам на кружке: «Создаём картину с мамой». Для ознакомления с результатами деятельности детей для родителей оформляются выставки детских работ.
П
римерный план взаимодействия с родителями воспитанников
Октябрь Презентация программы «Волшебная радуга» Привлечение родителей воспитанников к проблеме развития творческих способностей у детей
Декабрь Консультация «Влияние нетрадиционных методов в изо деятельности на положительные эмоции детей и всестороннее развитие» Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих развитию творческих способностей у детей.
Февраль Консультация «Нетрадиционные формы изображения – это интересно
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих развитию творческих способностей у детей.
Март Выставка «Лепим с мамой» Формирование практических умений родителей по развитию творческих способностей детей в семье.
Апрель Совместная итоговая выставка «В космосе» Представление результатов деятельности детей
Май Творческий отчёт о работе кружка «Волшебная радуга» Представление результатов деятельности детей
3
. Организационный раздел
3
.1. Материально-техническое обеспечение программы
Для занятий необходимо подготовить рабочие места для воспитателя и детей, места хранения оборудования, материалов и незаконченных работ.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Дети работают на столах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, позволяя оставлять чистой поверхность стола.
Оборудование и материалы
• одежда, (лучший вариант рабочей одежды– старая папина футболка, в ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий);
• кисти мягкие, жёсткие, коктейльные трубочки, зубные щётки, бумага, пластиковые салфетки, листья деревьев, шпажки (зубочистки,
• гуашь, цветные салфетки, молотый кофе, восковые мелки, манка, мыльные пузыри
3.2
Порядок реализации программы в режиме дня
Программа рассчитана на 1 учебный год с октября по май. Совместная деятельность воспитателя и детей проводятся во второй половине дня1 раза в неделю, по 25 минут.
программа рассчитана на детей 5 - 6 лет. Колличество занятий в год - 30